Мы привыкли называть всех, кто проживает в Индии, индусами, однако это такое же заблуждение, как если бы кто-то стал утверждать, что в России живут только русские.
Слово "индус" происходит от hindu, что значит "исповедующий индуизм". Индуизм - это религия, такая же, как христианство или, скажем, ислам. А еще в Индии есть джайнизм, буддизм и сикхизм, который исповедует около 2% населения страны (это около 20 миллионов жителей).
Бог везде и в каждом, и нет у Него имени
Сам сикхизм зародился в Пенджабе (сейчас Пенджаб разделен - часть территории принадлежит современному Пакистану, а часть - северной Индии), как переосмысление индуизма и ислама. Основал сикхизм проповедник по имени Нанак на рубеже 15-16 вв. Постепенно религия обрастала праздниками, духовными центрами, гимнами и канонами, а точнее - каноном, священной книгой Гуру Грантх Сахи, она же Ади Грантх. Сикхи ушли от индуизма, но и ислам отказались принять. Несмотря на это, сикхизм - монотеистическая религия: сикхи верят, что Бог един, но никому нельзя навязывать "своего" бога "своей" страны. У Бога нет имени, и он никем не был рожден - он просто везде и в каждом.
Минутка занудства. Интересно, что само название Пенджаб (или санскритск. Панчанада) содержит корень "пендж", он же "пяндж", он же "панч", он же "пенч"... А теперь сравните этот корень с польским pięć, сербским "пет", словацким päť, чешским рět и, конечно же, русским "пять". И это неспроста: "Пенджаб" в переводе с персидского (и, очевидно, не без влияния санскрита) означает "Земля пяти рек". Мы же помним, что славянские языки относятся к индо-европейским языкам, да? :)
Другие отличия от индуизма
Еще одно отличие сикхов (не путать с ситхами! :) ) от индусов - они не признают систему каст. При этом они верят в то, что человек существовал еще до своего рождения, но, рождаясь, обретает свободу воли и ответственность за собственные поступки. После смерти нет ни рая, ни ада, ни чистилища: душа человека растворяется в природе и Творце и остается с ними единым целым. А посты, обеты, очищение от грехов, покаяние и концепты "загробной жизни", по мнению сикхов, есть ничто иное, как попытка манипулировать людьми для удобства управления ими. А подчинение чужой воле против своей по мнению сикхов - один из смертных грехов. Их, кстати, всего пять: гнев, жадность, эгшоизм, подчинение чужой воле и похоть. Лично мне, когда я ознакомилась с этим учением, оно очень понравилось своей простотой и осознанностью: ты ответственен за все, что происходит с тобой, но над тобой нет того, кто осудит тебя - кроме самого себя. Здорово же, не правда ли?
Но как и всякая религия, сикхизм все-таки считает некоторые вещи обязательными, как то: необрезанные волосы, спрятанные под тюрбан, или, если правильнее, дастар; волосы должны быть убраны специальным деревянным гребнем; обязателен также меч или кинжал, который носится под одеждой; стальной браслет и исподнее белье (проще говоря - трусы), которое должно достигать колен.
У сикхов также запрещены детские браки, в отличие от индусов, у которых подобное до сих пор встречается, хоть с этим и пытается с переменным успехом бороться правительство.
Рожденные, чтобы сражаться
Сикхи, как и джаты, как и кшатрии в индуизме - потомственные воины. По словам моего жениха, сикхизм в принципе довольно антиисламская религия: ведь именно сикхи стояли между завоевателями, веровавшими в Аллаха, и другими штатами Индии. А еще Сикхское государство стало последней территорией Индии, которая вошла в состав Британской Империи. Несмотря на это, в Британской Индийской армии всегда были сикхские отряды, сражавшиеся на стороне Британии как в Первой, так и во Второй Мировой войнах.
Кстати, есть отличный фильм о роли Индийского корпуса - "Рекрут Санджан Сингх" (Sajjan Singh Rangroot ), который отлично описывает, на мой взгляд, отношения между Британской Империей и Индией во времена Первой Мировой войны. И до сих пор большинство солдат в Индийской армии - это сикхи.
Но что же это за история про 21 солдата, выстоявших против 12 000 (а по некоторым источникам - 20 000) афганских завоевателей?..
Битва при Сарагархи
Легендарная битва случилась 12 сентября 1897 года на территории современного Пакистана, когда к деревне Сарагархи подошла афганская армия, чтобы уничтожить коммуникацию между фортом Гулистан и фортом Локхарт, которую выполняло полевое укрепление: фактически он состоял из крепостных валов и сигнальной башни. В котором, собситвенно, и разместился отряд из 21 бойца-сикха. Бойцы рапортовали о каждом шаге афганцев в форт Локхарт, в том числе об атаке, но времени для того, чтобы ждать подмогу, просто не было. Командир блогкауза принял решение биться на смерть.
Когда подмога, наконец, достигла разрушенных стен укрепления, все воины-сикхи, защищавшие его и фактически форт Гулистан, были мертвы. Но вместе с собой они забрали на тот свет около 600 вражеских солдат: каждый из защитников блокгауза убил около 28 афганцев!
Эта битва вошла в историю как одна из самых героических, а 4-й батальон сикхского полка индийской армии до сих пор 12 сентября отдает день памяти тем, кто погиб в том бою. Кстати, именно эта битва вдохновила многих деятелей искусства: битва нашла свое отражение в поэме "Кхалса Бахадур", а также снято немало фильмов, посвященных ей (лично я планирую посмотреть Kaseri) на этих выходных.
Конечно, рассказывать всем о том, что В. - сикх, и что неправильно называть его индусом, слегка утомительно (особенно друзьям и родителям, ха-ха). Но что поделать, если до сих пор Индия у большинства из нас ассоциируется с зитой и гитой, коровами и кастами? :)
P.S.: Многие, кстати, спрашивают, видела ли я В. в тюрбане. Видела и покажу фотографию в следующих статьях. :)