Всех приветствую, дорогие друзья!
В этой большой по объему статье мы поговорим об известных исторических местах со всей планеты.
Эти здания и сооружения попавшие в историю планеты повидали войны, различные исторические события, революции, развитие нашей планеты.
Ну что-же, не будем медлить! Приятного чтения.
Колизей (Рим)
Колизей (Colosseum) - это одно из самых узнаваемых исторических зданий как в Италии, как и во всей планете.
Почти две тысячи лет величественный амфитеатр, расположенный в самом центре Рима, собирает вокруг себя миллионы посетителей, желающих своими глазами увидеть это культовое сооружение.
Название Колизей происходит от латинского слова colosseus, которое означает «огромный». Особенность Колизея не в высоте его стен, а том культурном и историческом вкладе, который он внёс в цивилизацию.
История Колизея
Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит . Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки .
Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен.
1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века . Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов.
Устройство и архитектура Колизея
Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого находится арена. Вокруг арены расположены в 4 яруса постепенно повышающиеся места для зрителей. Места распределялись в зависимости от социального статуса присутствующих: на 1-ом ярусе размещались ложи для высшей знати, а 2-ом — мраморные кресла для почётных гостей, и лиц, принадлежащих к сословию всадников или имеющих права римского гражданства, на 3-ем — деревянные скамьи для простолюдинов.
На 4-ом этаже с помощью канатов прикреплялся огромный льняной холст, создающий тень над ареной в знойные дни. Благодаря проходам, обустроенным по всему периметру амфитеатра, публика могла быстро, всего за 15 минут занять пронумерованные места. Под ареной Колизея находились подземные переходы, клетки с оленями, медведями и львами, а также сложные подъёмные механизмы, позволяющие в считанные минуты доставить гладиаторов и зверей наверх и возвести пышные декорации. С наружной стороны Колизей представляет собой четырёхъярусное строение.
Первые три этажа образованы аркадами по 80 арок, а последний выстроен в виде высокой сплошной стены с небольшими прямоугольными окнами. Арочные проёмы богато декорированы приставными полуколоннами с антаблементами, выполненными в тосканской, ионической и коринфской художественной обработке.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. До наших дней уцелели лишь несущие конструкции Колизея, а статуи и лепнина, украшавшие арки, либо разгромлены варварскими племенами, либо разрушены временем .
Хлеба и зрелищ!
Panem et circenses, «хлеба и зрелищ» — так веками звучал девиз грандиозного амфитеатра в центре города! Люди хотели не только быть сытыми: они жаждали развлечений. И Колизей обеспечивал им обильную программу из смертельных поединков и кровавых побоищ.
Первый официально зафиксированный протест против жестоких представлений на арене датируется 404 г. н.э., когда монах Телемах с криком вскочил со своего места на трибуне, требуя отменить бой. Разъяренные зрители забили его камнями. Последние гладиаторские бои и травля зверей были устроены в 523 г., после чего Колизей пришел в упадок. В VII в. один монах написал: «Пока стоит Колизей, стоит и Рим. Падет Колизей — и Рим падет вместе с ним».
Интересные факты о Колизее
- Настоящее название Колизея - амфитеатр Флавиев.
- Одно время рядом с Колизеем располагалась гигантская статуя Нерона (Колосс Нерона)
- Колизей был построен на месте бывшего озера.
- Строительство Колизея продолжалось 8 лет.
- Колизей- самый большой амфитеатр, когда-либо построенный людьми.
- 5-ти ярусный амфитеатр и отдельные ложи.
- Вместительность Колизея 50 000 человек.
- Битвы между гладиаторами готовились особенно тщательно.
- Масштабные битвы на кораблях.
- Многовековое запустение Колизея
- Колизей – источник стройматериалов.
- Колизей хотели превратить в суконную фабрику.
Статуя Свободы (Нью Йорк)
Статуя Свободы (Statue of Liberty) — одна из самых знаменитых скульптур в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода».
Уже более 120 лет статуя Свободы величественно возвышается над гаванью Нью-Йорка и приветствует всех американцев и гостей, прибывающих морем в США . Статуя изображает Свободу в виде женщины в изящных, струящихся одеждах. «Леди Свобода» держит факел в правой руке, а в левой — скрижаль с высеченной на ней датой — 4 июля 1776 года.
В этот день была принята Декларация независимости США, провозгласившая автономию объединившихся в Северной Америке английских колоний от Великобритании . Эти колонии и получили собственное название — Соединённые Штаты Америки. Таким образом, на скрижали обозначен День рождения американской республики.
У ног статуи лежат разорванные цепи рабства. Голову Леди Свободы венчает корона с семью зубцами, символизирующими семь континентов . Из короны, в которую можно подняться по узкой лестнице из 356 ступеней, открывается изумительная панорама на нью-йоркскую гавань и Манхэттен. На смотровой площадке установлено 25 окон. В 1903 году к пьедесталу статуи прикрепили бронзовую табличку с выгравированными на ней строками из сонета Эммы Лазарус «Новый колосс». «Дайте мне вашу усталость, вашу бедность и дышите свободно», — писала американская поэтесса, выразив этими словами надежды и чаяния большинства людей, иммигрирующих в чужую страну в поисках лучшей жизни
История создания статуи
Что послужило идеей к созданию статуи?
Основным поводом для создания статуи стало провозглашение независимости Соединенных Штатов Америки , которое произошло 4 июля 1776 года.
В каком году была построена?
Торжественное открытие скульптуры произошло 28 октября 1886 года . На церемонии присутствовал президент США – Гровер Кливленд .
Интересен тот факт, что на этом мероприятии находились только мужчины, несмотря на то, что статуя символизировала демократию. В качестве исключения на острове могли находиться несколько женщин, среди которых была супруга Бартольди.
Кто создатель и архитектор?
Автором проекта и создателем Статуи Свободы является французский скульптор и архитектор Фредерик Бартольди . При создании и проектировании каркаса и укрепляющих элементов участвовал французский инженер Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни .
Как происходила постройка и установка?
История рассказывает, что части тела будущей Леди Свободы отливались во Франции, а вот пьедестал создали в Америке . На протяжении 4-х месяцев происходило соединение статуи. Бартольди несколько раз допускал ошибки в своих расчетах.
Дело в том, что материалов, которые были выделены на строительство монумента, оказалось недостаточно. Чтобы решить финансовые проблемы, были организованы благотворительные вечера, основная цель которых состояла в сборе денег, которые бы пошил на покупку материалов. Американцы неохотно отдавали свои деньги , в результате чего известный американский журналист Джозеф Пулитцер написал в газете пару статей, в которых он призывал высшие и средние классы принять участие в постройки символа американской свободы.
К этому времени французы выполнили половину своей работы, а готовые части статуи отправили в Америку.
Что происходило со статуей в разные годы и до нашего времени?
Первоначально Статуя Свободы должна была использоваться в качестве маяка . Но лампы, вмонтированные в конструкцию, не были слишком мощными. Практического применения Статуе так и не нашли, поэтому в 1921 году памятник был передан военному ведомству США , а в 1933 году – в ведомство Службы национальных парков США.
К 100-летию создания памятника проводилась тотальная реконструкция. Это было решение президента Рейгана. Все денежные средства на реконструкцию собирали с граждан Америки. На ремонт было потрачено 2 миллиона долларов.
На протяжении всего существования статуи, менялся и несколько раз период ее посещения. Экскурсии не проводили в следующих годах:
- на период с 1982 по 1986 год (реконструкция);
- с сентября 2001 и до конца 2004 года (по причине угрозы террористических актов);
- в октябре 2013 (приостановлена деятельность правительства).
Интересные факты о Статуе Свободы
- 1. ЕЁ НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ
Официальное имя статуи – «Свобода, озаряющая мир», а «Статуя Свободы» — это ее никнейм.
- 2. ОТ КРАСНОГО ДО ЗЕЛЕНОГО
Медная статуя раньше имела красновато-коричневый цвет, как американский пенни. К всеобщему удивлению, она поменяла свой цвет на зеленовато-голубую патину в течение последующих двух веков (нет, серьезно – они же должны были это знать!).
- 3. ИДЕАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Высота от земли до кончика факела — 93 метра, и весит статуя 225 тонн. Установленная в 1886, она была самым высоким железным сооружением в мире. Леди Свобода носит сандалии 879 размера, а обхват ее талии составляет 11 метров. Посетители проходят 356 ступеней до короны Статуи Свободы или 192 ступени до вершины пьедестала, чтобы увидеть восхитительный вид на нью-йоркскую гавань из 25 окон, находящихся в короне, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).
- 4. ЛУЧШИЙ В МИРЕ ПОДАРОК НА ДЕНЬ МАТЕРИ
Статуя Свободы была спроектирована французским скульптором — Огюстом Бартольди. Моделью, с которой художник создал строгое, но прекрасное лицо, была его мать Шарлотта, и честно говоря, в конкурсе лучший сын года – Огюст занял бы первое место.
- 5. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПОДАРОК
Статуя была подарком от Франции Америке и ознаменовывала результативный альянс двух стран во время американской революции, и с тех пор она не только стала символом свободы, правосудия и демократии, но и приобрела статус объекта всемирного наследия.
- 6. БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ
Статуя была завершена и представлена послом США во Франции 4 июля 1884 года. Она оставалась в Европе, пока ее не разобрали на 300 кусочков, а затем запаковали в 214 коробки и отправили в Соединенные Штаты в 1885 году, где ее снова собрали. Путешествие через атлантический океан продлился на одну неделю больше, чем это планировалось – судно, перевозившее однотонную статую едва не потонуло во время шторма.
- 7. ДА БУДЕТ СВЕТ
Между 1886 и 1906 годами, статуя свободы выполняла роль маяка. Мощи сигнального огня не хватало, чтобы в значительной мере помогать кораблям ориентироваться в морской стихии после захода солнца, поэтому «маяк Свободы» был закрыт уже через 16 лет.
- 8. СКРИЖАЛЬ ЛЕДИ СВОБОДЫ
Надпись на скрижали гласит «JULY IV MDCCLXXVI». Написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776» является днем принятия Декларации независимости США.
- 9. ФАКЕЛ И ЕГО ИСТОРИЯ
Для посетителей факел был открыт до взрыва черного Тома в 1916 года, из-за которого были повреждены юбка и факел. В 1986 году статуя была восстановлена, а её разрушенный и подвергшийся коррозии факел был перенесен к главному входу и заменён на новый, покрытый 24-каратным золотом.
- 10. НА ПУТИ К СВОБОДЕ
Если бы Вы могли приподнять медный подол платья леди либерти, то увидели бы, что ее правая нога опирается на сломанные кандалы и цепи – символ освобождения от тирании и гнёта.
- 11. МОЛНИИ
Говорят, что статуя получает до 600 ударов молнии каждый год. Но это не единственная проблема, связанная с природной стихией: даже несмотря на то, что она кажется непоколебимой, ветер, дующий 50 миль в час, может раскачать статую на 3 дюйма, в то время как факел может отклониться на 6 дюймов
Кунсткамера (Санкт-Петербург)
Кунсткамера — музей, основанный по указу Петра I, открылся в 1714 г. и стал первым в России. Он был назван немецким словом «Кунсткамера», что означает «кабинет редкостей». В нем предполагалось собирать всевозможные раритеты, созданные природой и руками человека. Полное название музея - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Кунсткамера создавалась на основе личных коллекций самого Петра. Любознательного царя всегда привлекали удивительные, таинственные явления - теленок с двумя головами, трехногий младенец, скелет неведомой огромной птицы, необычные раковины, странные растения, каменные идолы. Собрание редкостей и экзотических вещей быстро росло. Из разных концов страны поступали все новые находки - редкие минералы, чучела экзотических животных, старинные монеты и манускрипты, диковинные черепа и древняя утварь. Во время своих заграничных путешествий царь, не скупясь, закупал редкие книги, приборы, оружие, природные редкости, анатомические препараты. Так, в 1717 г. он купил в Голландии коллекцию «монстров» - заспиртованных в банках человеческих эмбрионов с различными отклонениями в развитии.
Есть в Кунсткамере и поистине уникальные экспонаты, например огромный (диаметром более 3 м) Готторпский глобус XVII в., изготовленный в немецком городе Готторп и подаренный Петру голштинским герцогом. Он представляет собой своеобразный планетарий с картой звездного неба, которую могут наблюдать одновременно больше десятка человек, находящихся внутри его.
Царские коллекции были доступны для всеобщего обозрения. «Я хочу, чтоб люди смотрели и учились!» - говорил Петр. Его указ гласил: «В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». За вход денег не брали, более того, каждому посетителю предлагалось угощение.
Сперва коллекции размещались в доме, конфискованном после казни боярина Кикина, - Кикиных палатах. Затем для Кунсткамеры было выстроено специальное здание на Васильевском острове. Постепенно собрание занятных редкостей начало превращаться в настоящий академический музей. Здесь появилась богатая этнографическая коллекция. В настоящее время этнографические, антропологические и археологические собрания музея, насчитывающие более миллиона экспонатов, представляют культуру и быт народов всех континентов, рассказывают о происхождении человека и человеческих рас, истории первобытного общества.
Интересные факты о Кунсткамера
- Кабинеты кунштов
Путешествуя по Европе в 1697-1698 годах, Петр I так заинтересовался «кабинетами кунштов» (то есть чудес) в богатых домах, что он решил и у себя собрать подобную коллекцию. Для этого правитель отвел отдельное помещение и стал активно закупать экспонаты. - Расширение коллекции
В 1718 году царь подписал указ, которым велел приносить всё, что «зело старо и необыкновенно», так что коллекция очень стремительно начала расти, и в результате было решено построить для нее отдельное здание. - Штраф
Тогда как в обмен на доставленных в Петербург уродов Петр I обещал большое вознаграждение, тех, кто скрывал от государства «подарки природы», ждал штраф, превышающий размер награды в несколько раз. - Выбор места
Однажды, прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел странную сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав полукольцо. Петру I так это понравилось, что он велел вырезать интересный фрагмент и построить на месте дерева здание для музея. Часть этой сосны до сих пор хранится в музее. - Затяжное строительство
Однако новое здание «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» Петру І так и не судилось увидеть: строительство музея продолжалось шестнадцать лет, и к моменту смерти царя (1725 год) были возведены лишь стены. К 1726 году в еще незаконченное здание, возведенное в стиле петровского барокко, перевезли коллекции. - Царское поощрение
Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1719 году. Петр I решил сделать просмотр коллекции бесплатным да еще и выдавать посетителям угощение — чашечку кофе или рюмку водки. Таким образом император позаботился о том, чтобы просмотр уникальных экспонатов был доступен абсолютно всем. - Живые экспонаты
«Жуткая» особенность музея — зал живых экспонатов. Это были люди с нестандартной внешностью и разного вида уродствами. «Монстры» жили при Кунсткамере. Одним из самых известных был коротышка Фома, проживший в стенах музея 16 лет. Его рост составлял 126 см, а на ногах и руках было всего по два пальца, так что конечности напоминали клешни краба.
- Коллекция Рюйша
Коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша — одна из жемчужин экспозиции. Заспиртованных младенцев и отдельные части человеческого тела ученый собирал на протяжении 50 лет. Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить Рюйша расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Вместе с экспонатами в Россию был привезен и рецепт сохранения и бальзамирования трупов. - Готторпский глобус
Коллекция музея была полна самых разнообразных и удивительных вещей. Не исключением был и удивительный Готторпский глобус, который преподнесли правителю в качестве подарка. Этот огромный шар диаметром около 3 м, на наружной поверхности которого была карта земли, а внутри — звездного неба, переживший пожар и блокаду, восстановлен и сейчас находится на четвертом этаже Кунсткамеры. - Разделы музея
В Кунсткамере собраны богатейшие коллекции по истории, культуре и быту народов из разных уголков мира: Северной Америки, Японии, Африки, Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании. Отдельного внимания заслуживает известный анатомический раздел, где собраны экспонаты с физическими уродствами и разнообразные природные редкости.
Большой Сфинкс в Гизе
Сфинкс — одна из самых величайших загадок человечества покоится на древнейших землях Египта. Архаический монумент гигантских размеров распростёрся на западном берегу Нила, на протяжении веков охраняя эпохальные пирамиды. Мифическое существо с телом льва и головой фараона, окутанное туманом бесконечных тайн и вопросов, символизирует всю страну и являет собой неразгаданную веху истории. Великолепный Большой Сфинкс – притягивает, интригует, впечатляет, вселяет трепет.
Вид и назначение
Высеченная из монолитной скалистой глыбы громоздкая фигура, отражающая туловище царя всех зверей и человеческое лицо, возносится на 73 метра в высоту и расстилается на 20 метров в длину. Сложно вообразить, что подобную махину с тончайшими деталями соорудили в далёкой древности, однако происхождение громадины приписывают к XXVI веку до наступления нашей эры. Но, как и во всех не подтверждённых документально учениях, существуют и альтернативные версии. Например, по мнению некоторых египтологов, каменного стража воздвигли атланты, заселяющие 200 000 лет назад Африканскую колонию Атлантиды.
Арабы величают свою реликвию Абу Хол, что переводится как «отец ужаса». Предполагается, что человеко-лев защищает пирамиды и покоящиеся в них гробницы древнеегипетских властителей. Основной вариант того, чьё же лицо стало прототипом для эпохальной головы льва, сводится к фараону Хефрену. Относительным подтверждением тому служит слово «Хаф», исполненное на столбе, найденном в прошлом между лап чудовища. Другая группа ученых утверждает, что силуэт отображает копию лица Хеопса. Некоторые приписывают сходство к Джедефру. Даже Клеопатра не осталась вне суждений о том, с кого же была воссоздана эпохальная голова. Единого ответа на это вопрос, естественно, нет.
Подземный тоннель
В конце 80-х годов прошлого века японскими исследователями были проведены работы, в результате которых обнаружился подземный тоннель, берущий начало под левой лапой Сфинкса, простираясь к пирамиде Хефрена. По официальной версии целиком путь так и не был прослежен, но многие поговаривают, что истинные итоги операции держатся в секрете. Как бы то ни было, но достоверных ответов на все имеющиеся загадки о египетском достоянии человечество дождётся едва ли, поэтому остаётся лишь давать волю фантазии, наблюдая за грандиозным великаном.
Разрушение Сфинкса
Хотя в древности Сфинкса неоднократно очищали от песка, именно этот песок защищал его в течение столетий до тех пор, пока мамлюки, посчитавшие улыбку Сфинкса слишком «языческой», не удалили его нос и бороду пушечным огнем. Нос так и не нашли, а борода хранится в лондонском Британском музее, который отказывается возвращать ее владельцам.
Но дело не только в человеческой жестокости. В 1987 г. группа ученых обнаружила присутствие водного пласта под лапами несчастного Сфинкса. Год спустя от его правого плеча отвалился кусок весом 200 кг, и образовавшуюся вмятину пришлось срочно заливать цементом. К счастью, недавно были проведены реставрационные работы с использованием песчаника, близкого к оригиналу. Исследования показали, что голова и шея состоят из плотного камня, но туловище пористое и рыхлое, а потому чрезвычайно уязвимое для ветровой эрозии. Исследователи сходятся во мнении о главных причинах разрушения Сфинкса: ветровая эрозия, загрязнение окружающей среды и массовый туризм.
Интересные факты о Сфинксе
- Самая древняя статуя на Земле
Несмотря на то, что точной даты строительства сфинкса нет, она все равно считается древнейшей в истории скульптурой. По некоторым данным, воздвигли его в XXVI веке до н.э. при фараоне Хефрене (при нем также построили одну из пирамид Гизы). И многие ученые находят сходство лица статуи с лицом Хефрена. Однако уже в 1950-х годах эту теорию поставили под сомнение: дело в том, что основание Сфинкса подверглось эрозии, будто скульптура находилась долгое время в воде. А такой уровень осадков был зафиксирован еще раньше — на рубеже IV-III тысячелетия до н.э.
- Сфинкс — крупнейшая статуя в мире
Длина Великого Сфинкса — 72 метра, а высота — 20 метров. Он и сегодня считается крупнейшей статуей в мире. Удивительно, как в древности удалось построить такую гигантскую скульптуру, которая простояла много веков.
- Сфинкса много веков скрывали пески
Египетская пустыня безжалостна: долгое время она хранила Сфинкса под песком. Всему причиной сильные ветры, так что скульптура была закопана в песок по самые плечи. Впервые откопать статую попробовали при Тутмосе IV в XIV веке до н.э. По грудь Сфинкса очистили лишь итальянцы в 1817 году, а полностью статуя показалась из песка меньше века назад — в 1925 году.
- Сфинкс несколько раз лишался частей тела
Самая известная пропавшая часть Сфинкса — это нос. Помимо этого, во время реставрации в 1920-х годах статуя лишилась короны. Ее восстановили только в следующем десятилетии из мягкого известняка. А еще в 1988 году у статуи отвалилась часть плеча весом примерно в 320 килограммов.
- О пропавшем носе
Ну и раз зашла речь о носе… Самая распространенная легенда: Наполеон Бонапарт во время военных действий приказал отбить статуе нос. Однако позже выяснилось, что рисунки, сделанные примерно за полвека до битвы Наполеона, также изображают Сфинкса без носа. Так что эта загадка до сих пор не разгадана. Но многие ученые склоняются к тому, что виноваты многовековые ветры.
- Когда-то у Сфинкса была борода
Да, когда-то Сфинкс был бородатым… Из-за сильной эрозии исследователи ее удалили, фрагменты бороды хранятся в музее в Каире и в Британском музее. Правда некоторые считают, что бороду добавили позже, когда статую пытался реставрировать Тутмос IV.
- Сфинкс был цветным
В это слабо верится, но до сих пор на лице статуи заметны остатки красной краски, а на теле — синей и желтой. За много веков краска попросту стерлась.
- Строительство Сфинкса так и не было закончено
И эта теория имеет право на существование: недалеко от Сфинкса были обнаружены каменные блоки и инструменты. Так что строительство статуи было приостановлено по неизвестным причинам.
- У строителей Сфинкса было хорошее питание
Распространенная теория гласит, что Сфинкса строили рабы. Их работа была напряженной и проходила в тяжелых условиях. Однако один американский археолог во время раскопок обнаружил, что строителей отлично и регулярно кормили, в том числе бараниной и говядиной.
- Вокруг Сфинкса до сих пор множество теорий
Великий Сфинкс и пирамиды Гизы окружены множеством теорий. Так, археолог Марк Ленер считал, что все эти сооружения были возведены для переработки солнечной энергии. Другая версия, принадлежащая Грэму Хэнкоку, повествует о корреляции пирамид, Сфинкса и Нила со звездами в созвездии Ориона.
- Сфинкс — афроамериканец?
Удивительно, но исследователи пришли к выводу, что сохранившиеся черты лица Сфинкса имеют негроидные черты. Кстати, это стало частью противоречия о происхождении древних египтян и древней египетской расы.
- Загадка Сфинкса
Не только в Древнем Египте были сфинксы, но и в Древней Греции. Скорее всего, греки позаимствовали образ сфинкса у египтян. Правда, греческий сфинкс выглядел иначе: существо с телом льва, крыльями и головой женщины. А еще это было кровожадное существо: оно сидело у ворот в город Фивы и загадывало загадки путникам, входившим в город. Тех, кто их не мог отгадать, сфинкс убивал. Отсюда и пошло выражение «загадка сфинкса», так что никакого отношения к Великому Сфинксу она не имеет, хотя зачастую именно египетская скульптура иллюстрирует «загадку».
Пизанская башня
Пизанская башня относится к числу самых знаменитых и популярных достопримечательностей Италии. Больше того, это один из наиболее узнаваемых символов страны, её визитная карточка. Пизанская башня находится в городе Пиза, в регионе Тоскана, который раскинулся всего в 10 км от теплого и ласкового Лигурийского моря. Башня является колокольной, она составная часть архитектурного ансамбля местного кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Девы Марии или Санта-Мария-Ассунта (Duomo Santa Maria Assunta).
Основные моменты
Как могло случиться, что типовая на первый взгляд колокольня при храме самого обычного города получила всемирную известность? Всё дело в её наклоне, который создаёт иллюзию падения. И хотя он отнюдь не преднамеренный и никак не является следствием непрофессионализма строителей, зрительный эффект получился впечатляющий – на века!
Между тем название сооружения незаслуженно стало синонимом неудачной постройки. Архитекторы и строители того времени действительно допустили серьезный просчет, начав строить Пизанскую башню на местности, отличавшейся излишней мягкостью почвы. Только на исторической и культурной ценности достопримечательности это никоим образом не сказалось: Пизанская башня и сегодня выделяется среди множества старейших и красивейших памятников на Апеннинах.
Вообще, «падающих» зданий в мире насчитывается около трехсот. Но неповторимая красота воздушных, ажурных аркад, знаменитая звонница и богатая история Пизанской башни делают ее бесценным сокровищем архитектуры, выделяя среди остальных. И потому вполне заслуженно в 1986 году она вместе с собором, прилегающей площадью и баптистерием была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История возведения Пизанской башни
Грандиозное строительство «падающей» красавицы продолжалось почти 200 лет с длительными перерывами. Начиналось оно в период расцвета Пизанской республики как морского государства (кстати, первой итальянской морской державы). Сооружение архитектурного ансамбля было запланировано в отдалении от центра города.
Первым этапом строительства Пизанской башни руководили Гульельмо Инсбрук и Боннано Пизано. 9 августа 1173 года начались работы. Поначалу в обиходе была другая дата – 1174 год, пока исследователи не спохватились и не скорректировали её: ведь у республики был свой календарь, опережавший общепринятый на целый год.
Сначала заложили фундамент глубиной 3 метра. Затем, как водится, выждали год. Вот тут-то – после того, как возвели первый этаж и два яруса с колоннадами – и стал заметным наклон Пизанской башни. Работы были приостановлены. В 1198 году провели укрепление почвы и открыли здание. Интересным остается факт, что башня во время строительства наклонялась в разные стороны: cначала на север, потом на юг.
Следующий этап начался через 35 лет, в конце 1233 года. Руководство над столь сложным объектом взял на себя работник Бененато, сын Херардо Ботичи. Примерно к этому времени была построена половина Пизанской башни.
Большой прогресс в работе наметился, когда к строительству подключился Джованни ди Симоне. В конце 1264 года в горах под Пизой началась добыча камня для возведения башни. Обработкой стройматериала занимался мастер Рэйнальдо Спешале.
С 1272 года Джованни ди Симоне руководил строительством Пизанской башни. Он решил попробовать компенсировать наклон поднятием уровня потолка с одной стороны на 10 сантиметров. Но надежды не оправдались: это только увеличило искривление. В 1275 году был достроен 5-й этаж. Отклонение от центральной оси превысило 50 сантиметров.
В 1284 году Пизанская республика потерпела сокрушительное поражение в битве при острове Мелория за господство в Средиземном море. Начался период упадка, строительство вновь приостановили.
Следующие упоминания о возведении Пизанской башни датируются 1319 годом. На шестой ярус был поднят колокол и помещен в проем арки. Заключительным этапом строительства руководил Томассо. Он был сыном Андреа Пизано, знаменитого итальянского зодчего, архитектора и ювелира. В 1350 году началось возведение колокольни. Наконец, в 1372 году грандиозное строительство было завершено. К моменту окончания работ отклонение от центральной оси составило 1,43 метра.
Пизанская башня получилась совершенно не такой, какой первоначально ее запланировали. Вместо 10-этажного здания, высотой 98 метров с крышей над колокольней, построили только 8 этажей. Сегодня высота здания составляет 55,86 метров с южной стороны и 56,7 метров с северной стороны.
Главным вопросом, связанным со строительством Пизанской башни всегда был: «Почему она падает?» Версий на этот счет выдвигалось много. Даже имело место смелое предположение, что так и было задумано. Самой вероятной причиной наклона считается недостаточно глубокий фундамент в условиях неоднородного глинистого грунта, склонного к проседанию.
Архитектурные особенности
Внешний и внутренний диаметр основы Пизанской башни – 18,484 м и 10,368 м соответственно. Вес накренившейся итальянской красавицы составляет 14700 тонн. В ней 294 ступеньки. Впечатляет и толщина стен в основе – в среднем 4,05 метра, которая к вершине уменьшается (у основания она 4,9 м, а на высоте галерей уже 2,48 м). Показатель текущего наклона башни оценивается специалистами в 3° 54'.
В облике грандиозного сооружения угадываются черты романской, византийской и арабской культур. Некоторым ученым Пизанская башня напоминает мечеть или минарет. Примечательно, что колокольня находится на расстоянии от собора, что не является характерным для христианских церквей. Это обстоятельство натолкнуло на предположение, что тут, возможно, имело место некое влияние мусульманской архитектурной традиции. Или наоборот: идея отдельно стоящей колокольни сначала возникла в христианской церковной архитектуре, а более молодой ислам потом перенял её. Многие ученые и религиоведы до сих пор спорят об этом, и к общему знаменателю так и не пришли.
Пизанская башня выполнена из камня, богато декорирована светло-серым и белым мрамором. Первый этаж – монолитный, с глухими арками, которые образованы 15-ю колоннами с кессонами. Розетки, которыми они украшены, повторяют декор собора и баптистерия. Далее идут шесть ярусов. Внешняя стена каждого этажа представляет собой открытую галерею, украшенную причудливым узором и орнаментом. Тридцать колонн каждого яруса с классическими капителями опираются на закрытые арки. Эти изящные аркады повторяются и в здании собора, объединяя весь ансамбль. Декоративное украшение воплощает в себе черты византийской архитектуры.
Над шестым ярусом аркад расположена звонница. Колокольня меньше отклонена от центральной оси и стоит ровно. Это придает облику здания форму банана. У входа в Пизанскую башню можно увидеть изумительные барельефы. Наверху, в пространстве между арками, находится скульптура Мадонны с младенцем работы Андреа Гарди. Внутренний цилиндр башни выполнен из кирпича. Пространство между стенами – полое. Оно просматривается из башни через смотровые окна. В здании три винтовые лестницы.
Внутри Пизанской башни расположен огромный открытый зал, украшенный барельефами с изображениями фантастических животных. По окружности стены винтовая лестница ведет к верхнему ярусу. У подножия она широкая, а вверху ширина пролета всего около 40 сантиметров. Ступени выполнены из мрамора, кое-где сильно потерлись. Лестница ведет на смотровую площадку башни.
Туристы с удовольствием посещают Зал рыб. Он так называется из-за изображений морских животных. Раньше это помещение было закрыто для экскурсий. Тут находились приборы, которые следили за углом наклона Пизанской башни. В потолке зала через отверстие во время ночного посещения видны звезды. Зрелище незабываемое: ощущение будто находишься в настоящей обсерватории.
Звонница башни
Колокольня по праву считается самой прекрасной в Италии, и появилась она на Пизанской башне только во второй половине XIV столетия. Каждый из семи колоколов настроен на отдельную ноту, имеет свою историю. Первый, самый старый, называется Pasquarreccia (Паскверча), изготовлен в середине XIII века. Он настроен на соль-бемоль. Колокол Терца отвечает за ноту си-диез, появился в звоннице в 1473 году. Колокол Веспруччо отлит в 1501 году (нота ми). Винченцо Посенти изготовил колокол Крочифиссо (до-диез), который в 1818 году был переплавлен мастером Гуаланди да Прато.
Во время Второй мировой войны был разрушен колокол Даль Поцо. После реставрации его поместили в музей. На звоннице с 2004 года находится его точная копия. Самый большой колокол, Ассунта (название переводится как «вознесение»), настроен на ноту си. Он весит 3,5 тонны, его изготовил Джованни Пьетро Орланди. В 1735 году колокол был переплавлен.
Пизанцы и гости города могут наслаждаться церковным перезвоном ровно в полдень. Описать его красоту и мелодичность невозможно – стоит обязательно услышать самому!
Реставрационные работы
Почти с самого начала строительства прилагались усилия к выпрямлению Пизанской башни. Первая комиссия была создана в 1298 году. На протяжении веков люди пытались сберечь это чудо архитектуры. Для сохранения уникального сооружения предпринимаются беспрецедентные меры и в наше время. Только к 2008 году удалось добиться прекращения «падения» башни.
Пизанской башне уже больше 650 лет, если считать со времени окончания строительства, что делает её одним из самых старых зданий не только в самом городе, но и в стране в целом. Без проведения реставрационных работ Пизанскую башню вряд ли удалось бы сохранить, и в этом мнении сходятся практически все архитекторы и историки. Мероприятия по поддержанию объекта в первозданном виде проводились в разные эпохи и, соответственно, отличались по сложности: от замены разрушающихся колонн снаружи здания до переплавки колоколов. И чтобы не дать Пизанской башне рухнуть, сохранить её, были приложены поистине титанические усилия. В 1934 году в фундамент ввели жидкий цемент.
Власти Пизы даже объявляли конкурс на лучший вариант «выравнивания» здания. Предложений поступало множество. Некоторые были весьма оригинальными. Например, поставить памятник «незадачливому» архитектору Боннано Пизано, чтобы он подпирал своё детище. Или возвести симметричную башню рядом, но с противоположным наклоном. Но шутки шутками, а к работам подошли со всей серьезностью, построив неподалеку экспериментальный макет.
В 1989 году в итальянском городе Павия (регион Ломбардия) обрушилась колокольня при соборе. Это вызвало обеспокоенность: вдруг нечто подобное случится и с Пизанской башней? Решено было заранее позаботиться о ее сохранении – через очередную реставрацию. Так, в начале 90-х объект закрыли для посетителей. В 1992 году 18 стальных колец опоясало первую галерею аркад. На северную сторону Пизанской башни поместили свинцовые противовесы общей массой 600 тонн. Со стороны наклона поставили страховочные опоры. Сначала методику опробовали на макете, и только затем начали проводить уникальные работы. Через систему обсадных труб с помощью специального бура буквально по горсткам выбирали грунт из-под северной части сооружения. Целью было достижение проседания башни с этой стороны и выравнивание сооружения.
Власти Италии выделили 27 миллионов долларов на спасение легендарного сооружения, и грандиозные затраты были вознаграждены. Угол наклона уменьшился на полтора градуса. В 2001 году Пизанская башня вновь была открыта для туристов. На сегодняшний день разница между двумя сторонами фундамента составляет около двух метров. Согласно оптимистическим прогнозам ученых, пизанская красавица должна простоять еще минимум лет 300. Как было объявлено, с 2008 года большего отклонения Пизанской башни от центральной оси, благодаря предпринятым усилиям, пока не наблюдается. До этого каждый год наклон увеличивался на миллиметр.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить одно: несмотря на свое «шаткое положение», Пизанская башня оказалась устойчивее многих «ровных» зданий, и не только в Италии. За время своего существования она пережила несколько крупных землетрясений, однако выстояла и продолжает радовать не только путешественников, но и местных жителей своим видом – самобытным и неповторимым.
Интересные факты о башне
- У неё нет крыши, но есть обзорная площадка наверху. Но с самого первого этажа, посмотрев вверх, можно увидеть небо.
- В России есть целых две падающих башни, Сююмбике и Невьянская. Но они, конечно, не так знамениты, как Пизанская.
- Пизанская башня является частью собора, и во внутренней её части есть несколько гробниц.
- На высоте стены Пизанской башни тоньше, чем у основания. На первом этаже они имеют почти пять метров в толщину.
- В итальянском городе Пиза, который и дал название Пизанской башни, подобных падающих башен целы три, потому что почва в этом регионе достаточно мягкая. Однако, остальные две менее широко известны
- Сейчас угол наклона Пизанской башни составляет около 4 градусов. В конце XX века она наклонилась почти до 10 градусов, и действительно был риск её падения, но были проведены реставрационные работы, и башню слегка выпрямили, попутно укрепив почву вокруг её основания.
- Колокольня на вершине Пизанской башни была построена позднее, когда башня уже наклонилась, поэтому она действительно кажется кривой относительно самой башни.
- Вскоре после постройки башня накренилась на север, но из-за особенностей почвы позднее она сперва самостоятельно выпрямилась, а затем наклонилась на юг.
- Имена архитекторов, построивших Пизанскую башню, до сих пор доподлинно не известны.
- В американском городе Чикаго есть водонапорная башня, представляющая собой вдвое уменьшенную копию Пизанской башни
- Колокольня на вершине Пизанской башни оборудована семью колоколами, причём каждый из них настроен на конкретную ноту.
- В настоящее время вершина падающей башни наклонена примерно на 5 метров относительно её основания.
- Масса Пизанской башни достигает почти 14500 тонн.
.
Ну что-же, дорогие друзья.
На этой ноте мы будем заканчивать нашу подборку знаменитых исторических мест со всего мира!
Напоминаю, что это только первая часть! Подписывайтесь на канал чтобы не пропустить следующие части.