Vision zero – международная программа, направленная на уменьшение смертности и повышение безопасности дорожного движения. Подобные программы также применяются в рамках безопасности труда и обустройства рабочих мест, на строительных площадках, в авиа, морских и железнодорожных перевозках. Этот подход базируется на нетерпимости к смертям при происшествиях. Почему-то общество оценивает дорожные аварии как что-то неизбежное и неотвратимое, как некий налог на автомобилизацию. Считается, что ошибки людей приводят к трагедиям, а вот если бы они не ошибались, то всё было бы хорошо. Программа Vision zero говорит, что ошибки будут всегда и надо проектировать инфраструктуру так, чтобы неизбежные ошибки не приводили к авариям и жертвам.
Сколько людей погибает в авариях?
Давайте вспомним последние авиакатастрофы в России:
- 5 мая 2019 г. Сухой Суперджет 100 осуществил аварийную посадку в аэропорту «Шереметьево». В результате начавшегося пожара погиб 41 человек.
- 11 февраля 2018 г. Ан-148 разбился в Подмосковье, 71 человек погиб.
Конечно, это не все происшествия, были жертвы при крушениях легкомоторных самолётов и вертолётов. С полным списком авиакатастроф можете ознакомиться в Википедии .
Такие события вполне естественно воспринимаются как трагедии и приковывают к себе внимание всей страны. Но сколько людей погибает на дорогах России?
Ежегодно погибает около 20 000 человек. Более 50 в день. Можно сказать, что ежедневно в России происходит авиакатастрофа или теракт, только связано это всё с ДТП. При этом с 2000 до 2017 года смертность не падала совсем, и лишь в 2018-2020 годах наблюдается небольшой спад. Здесь стоит учитывать, что снижение смертности в 2020 году связано с пандемией коронавируса и уменьшением автомобильного трафика. Но даже 2020 со всей его спецификой не стал прорывным в этой сфере. Эксперты оценивают снижение смертности в районе 5% от 2019 года.
На 2018 год Россия находилась на 72 месте из 175 с показателем смертности 18 человек на 100 тысяч населения по соседству с ОАЭ и Комбоджей. США занимает 112 место с показателем 12,4; Германия занимает 162 место с показателем 4,1 анлогично с Ирландией, Японией и Испанией; Швеция занимает 170 место с показателем 2,8 смерти на 100 тысяч населения, а именно в Швеции в 1997 году впервые на законодательном уровне приняли программу Vision zero. Самая небезопасная страна в этом рейтинге — Либерия, где на 100 тысяч граждан на дорогах гибнет 35,6 людей.
Вы и сами можете ознакомиться с рейтингом
Сколько людей гибнет в ДТП на дорогах Владимира?
Ежегодно лишь в самом Владимире гибнет около 30 человек в год. Но, в отличие от остальной России, в 2020 году во Владимире погибло на дорогах больше, чем в предыдущие годы.
Если посмотреть на смертность во Владимирской области, то можно сделать выводы, что климатические условия совсем не важны. Наоборот, в месяцы гололёда наблюдается уменьшение аварийности и количество погибших на дороге. Водители и пешеходы понимают, что в эти месяцы риск аварии выше и ведут себя аккуратнее. Поэтому даже несмотря на всплески происшествий в первые дни, в эти месяцы аварийность падает.
Какие меры предусматривает Vision zero для уменьшения аварийности и смертности на дорогах?
Ученые давно уже разработали ряд правил при проектировании дорог и управлении трафиком, которые повышают безопасность для всех участников движения. Нельзя обойтись одной мерой и решить проблему, нужен комплексный подход. Необходимо стимулирование использования общественного транспорта, обеспечение безопасности на пешеходных переходах, успокоение трафика, создание велодорожек и островков безопасности. Существуют общие правила, которым надо следовать для уменьшения аварийности, но для каждого участка дороги необходимо продумывать индивидуальное решение.
В России программу Vision zero продвигает фонд «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца. Дарья Беседина внесла проект нулевой смертности на рассмотрение в Мосгордуму. Хотя представители действующей власти вроде бы поддерживают данную инициативу, но принимать не спешат.
Что можно сделать для уменьшения смертности на дорогах?
Каждый из нас должен прекратить относиться к авариям на дорогах как к должному. Держите в голове, что в ДТП гибнет людей практически в тысячу раз больше, чем при авиакатастрофах. Необходимо признать вину тех, кто допускает подобное и перестать винить жертв в случившемся. Необходимо осуждать и сделать социально неприемлемыми нарушения ПДД, особенно превышение скорости. Необходимо требовать от властей создания безопасных городов, правильного планирования улиц, принятия законодательства для обеспечения безопасности на дорогах. Некоторые из этих мер крайне непопулярные, так как, на первый взгляд, они ущемляют права автомобилистов. Но мировой опыт показывает, что в итоге выигрывают все.
Как видите, повышение скорости столкновения серьёзно повышает смертность. Казалось бы, чуть-чуть превысил скорость, ну затормозишь и всё обойдётся. Но далеко не все хорошо учили физику в школе и понимают, что кинетическая энергия имеет квадратичную зависимость от скорости, поэтому даже незначительное повышение скорости движения приводит к значительному росту скорости столкновения.