Найти тему
История без мифологии

Бронетехника на Перекопе. Часть 2

Начало здесь

Противник пишет о том, что в ночь с 23 на 24 число эскадра KG27, усиленная двумя дополнительными эскадрильями, нанесла ночной удар по Турецкому валу. В 6.30 пикирующие бомбардировщики II./St.G.77 начали работу по передовым позициям советских войск в районе Червоного Чабана. В 7.00 эскадра KG27 четырьмя звеньями (16 самолетов) нанесла удар по штабу дивизии в Армянске. Как указывает противник «дом, в котором находится штаб, выделяется блестящей крышей». Незадолго до штурма, дом в котором разместился штаб, был перекрыт кровельным железом, что и сыграло злую шутку: штаб и узел связи оказались разрушены, связь штаба и подразделений дивизии была нарушена.

Прорыв противника на Перекопе
Прорыв противника на Перекопе

Одновременно с этим, эскадра KG51 нанесла удар тяжелыми и особо тяжелыми бомбами по штабам полков и позициям в районе Турецкого вала. Был выведен из строя штаб артиллерии 156-й сд располагавшийся в корабельной бронебашне в районе д. Караджанай. В 11 часов самолеты KG51 и KG27 нанесли повторный удар по позициям советских войск в районе Перекопа. Повторный удар пикировщиков из группы II./St.G.77 по Червоному Чабану был нанесен около 12 часов.

В первый день немецкого наступления на Перекопе, противник получил достаточно жесткий отпор со стороны советских войск. В боях принимали участие штурмовые орудия 190-го дивизиона. Промежуточное донесение немецкого 54-го корпуса содержит следующие строки: «73-й пд захвачено около 300 пленных, 46-й пд около 200, собственные потери около 700 человек. Разбиты три зенитных орудия и два орудия 2см» . Кроме того отчет 190 дивизиона штурмовых орудий указывает две потерянных самоходки в 4 батарее. Отчет отмечает тяжелейшие бои, связанные с большими потерями немецких войск.

На второй день немецкого наступления (25.09.41) бой шел между противотанковым рвом и Турецким валом. Утром советскую артиллерию (ту, что еще оставалась в строю) оттянули на запасные позиции, южнее вала, но, в ходе 1-го дня немецкого наступления, противник захватил орудия и тягачи 1-го дивизиона 498 гап, которые находились слишком близко к передовой.

Отчет 54-го немецкого корпуса указывает, что «…бодрый удар 73-ей пд с 213-м полком на острие удара, застал противника врасплох, был захвачен передовой батальон противника» К 13 часам 73-я пд всеми тремя полками находилась в 1 км южнее д. Кула.

46-я пд после мощной артподготовки с участием реактивной артиллерии, перешла в наступление, и захватила Перекоп и старую крепость.

Продолжение прорыва немцев на Перекопе
Продолжение прорыва немцев на Перекопе

И, вот тут на сцене появляются танки. Какие и сколько? Советские источники пишут о том, что атаковали 14 танков. Немцы пишут о сорока[1]

П.И.Батов указывает: «Наконец комдив бросил на чашу весов свой последний резерв — разведывательный батальон. В контратаку на немцев, прорвавшихся за противотанковый ров, его повел капитан В. И. Шевченко. Разведбат имел 14 легких танков, вооруженных пулеметами, — последнее из того, спасенного полковником Судецем ремонтного фонда, о котором упоминалось выше. Контратака задержала продвижение немцев, но не достигла цели: вышибить фашистов за линию противотанкового рва не удалось. Все 14 машин разведчиков были подбиты с воздуха — противник опять применил излюбленный прием: каждый раз наши контратакующие подразделения он встречал группой самолетов, стремясь рассеять войска еще до соприкосновения с немецкой пехотой. Все-таки Шевченко завязал бой и вел его около двух часов, пока комдив не приказал отвести людей на Перекопский вал, видя, что батальон может погибнуть весь» .

Из немецких документов (ЖБД 73 пд): «Около 16 часов противник контратаковал при поддержке 40 танков. Удар отражен, подбито 20 танков» [2] .

По советской версии получается, что атаковали только 14 легких танков бронероты 183-го разведывательного батальона 156-ой сд. По немецким данным, прослеживаются пленные из разведывательного батальона и 1-го батальона отдельного мототанкетного полка, сформированный на базе бывшего 10-го танкового батальона 156-й сд. Суммарно, эти два подразделения насчитывали как раз около 40 танков. Боевые действия (да и само существование) отдельного мототанкетного полка, по непонятной причине вычеркнуты практически из всех советских воспоминаний.

Атака отдельного мототанкетного полка на Перекопе 25.09.41
Атака отдельного мототанкетного полка на Перекопе 25.09.41

Противник применил против советских танкеток, обладавших очень слабым бронированием, истребители Ме-109 новых, на тот момент модификаций.

Эскадра JG 77 имела на вооружении самолеты « Bf.109E -4», в советской традиции, называемые по имени создателя «Мессершмидт 109» или «Ме-109Е». Эта модификация самолета была оснащена двумя 7,92-мм пулемётами, смонтированными в корпусе, и двумя 20-мм пушками MG FF . Причем, если атакующие машины были в основном, подбиты противотанковыми средствами, то танки находящиеся на исходных позициях, подверглись атаке авиации.

По данным донесения 4 авиакорпуса: «Авиакорпус занимался уничтожением полевых укреплений, узлов сопротивления, а так же уничтожением движущихся колонн грузовых в районе Перекоп-Армянск-Ишунь, танков, конных повозок. 23 грузовика гарантированно уничтожены, много грузовиков уничтожено предположительно… В результате штурмовки исходной позиции танков 1 тяжелый и 7 средних танков подожжены, 1 уничтожен 4 повреждены» [3] .

подбитый танк на Перекопе (так гласит подпись на обороте)
подбитый танк на Перекопе (так гласит подпись на обороте)

Следующим Танковым эпизодом стала атака 5-го танкового полка.

Скорее всего, авиация атаковала не мототанкетный полк, а подходящие части 3-ей КДНО, включая танковый полк.

3-я КДНО, ставшая 172-й сд на момент штурма Перекопа противником, считалась моторизованной: помимо 5-го танкового, два ее полка 2-й (383-й) и 13-й (514-й) имели подвижной состав (грузовики), частично бронированный в кустарных условиях. Именно поэтому, дивизия была включена в состав "подвижной группы генерала Батова".

25.09.41г. в 16 часов был подписан приказ, согласно которому с нуля часов 26.09.41г., 156-я дивизия передавалась из 9-го СК в оперативную группу П.И.Батова, которому и поручалось продолжать оборону на Перекопе.

Как пишет П.И.Батов: «До 16 часов 25 сентября войска оперативной группы, по-прежнему находились в прежних районах, и приказов от командования армии не получали». Правда, есть одна тонкость: «командованием» являлся сам П.И.Батов, назначенный на эту должность еще 16.09.41г.

Если поднять донесения о потерях 3-й Крымской дивизии народного ополчения, то можно отметить, что начальник штаба дивизии майор Иван Андреевич Жуковин сгорел в подбитом броневике 26.09.1941 года, а по воспоминаниям ветеранов, командир дивизии полковник Торопцев, в тот же день, чудом не погиб при обстреле.

Из журнала боевых действий немецкой 73-й ПД: «Одновременно из Кулы был нанесен танковый удар для прикрытия отступления противника. Все связи полка (имеется в виду, 213-й пп) были нарушены. Для перестроения боевых порядков и смены измотанного полка времени не было. … Авиационная разведка показала, что противник подтягивает свежие резервы, танки находятся в боеготовности. В 12,15 Кула (Волошино) была замечена группировка противника» [4]

В донесении 54-го корпуса за день 26.09.41 г. указывается, что «…вражеские контрудары поддерживаемый тяжелыми танками (попадания 5 см противотанковых пушек и штурмовых орудий с дистанции 500 м безуспешны), а так же воздушными ударами … были отражены» [5] . Судьба 73-й пд висела на волоске (о чем имеется запись в ее журнале боевых действий). 46-я пд противника заняла юго-западную часть Армянска.

Первая атака 5-го танкового полка, без поддержки стрелковых частей, привела к потерям техники. Противник указывает, что подбито 20 танков, но, одновременно он указывает, что даже стрельба из 5 см противотанковых пушек на советские тяжелые танки не оказывает [6] .

Чем закончились бои на Перекопе?

-5
-6
-7

В первичных документах дивизий и 54-го немецкого корпуса даются различные данные:

В документах 54 АК указаны следующие данные по захваченным советским танкам:

-в 73 пд 9 танков, 64 танкетки,

-в 46 пд 23 танка и 27 танкеток

Всего: 32 танка и 88 танкеток. Как указывается в документах корпуса «большей частью уничтоженные».

46-я пд дает в числе трофеев 23 легких танка и 27 танкеток. 27 танкеток—это почти весь 1-й батальон МТП, т.к. по состоянию на 30.10.1941 года, в батальоне числится всего 3 танкетки [7] . В число 23-х легких танков, скорее всего, противник включил Т-38 разведбата 156-ой сд. Происхождение остальных 9 танков пока не ясно.

Интереснее ситуация с 73-ей ПД. Среди прочих захваченных трофеев указываются:

-командирский танк (или броневик, перевод слова «Panzerbefehlswagen» двойственный) в документах трофейной комиссии указываются уточняющие данные: "8.5 тонн", поэтому, скорее всего речь идет о командирском танке.

-4 тяжелых танка, по уточняющим документам комиссии "26 тонн", т.е. скорее всего, танки Т-34

-4 средних танка ("10 тонн") Скорее всего, речь идет о танках Т-26

-61 легкий танк (по данным комиссии танкетки и танки, весом 2,5-3 тонны, с экипажем 2 человека, вооруженные пулеметом). По этой позиции, танков или танкеток получается слишком много. Можно было бы предположить, что это броневики, но 2 бронемашины даются отдельно. Не совсем понятна позиция « MG - wagen », в количестве 8 шт. Иногда, в немецких документах, так обозначаются танкетки Т-20. Вопрос требует уточнения.

Исходя из немецких документов, можно сделать вывод, что в составе 5-го тп находилось несколько танков Т-26 (по старому штату танкового батальона их должно быть 9 шт.). Косвенно эта информация подтверждается тем, что при штурме Ишуньских позиций, обнаружены 4 огневых точки, созданные из вкопанных пушечных танков.

Очень хотелось бы дать на все вопросы однозначные ответы, однако, отсутствие многих советских документов не позволяет закрыть вопрос полностью.

[1] NARA Rol. Т 312-362 (11 АОК ) fr.0363

[2] NARA Rol. Т 315-1063 73 ID fr.1070

[3] NARA Rol. Т 312-362 (11 АОК ) fr.03 52

[4] NARA Rol. Т 315-1063 73 ID fr.1080

[5] NARA Rol. Т 312-362 11 АОК fr.0350

[6] NARA Rol. Т 312-362 11 АОК fr.0353

[7] NARA Rol. Т 315-932 46ID