Когда мы слышим «Эдгар Дега», тут же вспоминаем голубенькие «перышки» его воздушных танцовщиц. Но творчество Дега гораздо шире, сложнее и интереснее.
Маленькая танцовщица
Скульптура «Маленькая танцовщица», созданная Эдгаром Дега, в 2009 г. была продана на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 19,2 млн долларов. На самом же деле она бесценна.
Динамичный силуэт, сложная фактура бронзовой поверхности, напоминающая импрессионистический мазок краски, оригинальные цветовые и фактурные дополнения в виде ткани, покрытой воском, — все работает на создание дерзкого, мощного, напряженно-отстраненного и трогательно-вызывающего образа. И вот этот самый образ и является бесценным — бесценным по силе эмоционального воздействия на зрителя.
Выставленная впервые, она спровоцировала скандал. Впрочем, подобного рода скандалы прежде вызывали работы Эдуара Мане, друга Дега, — дерзкая «Олимпия» и красноречивый «Завтрак на траве». Нервничать критикам было от чего, и не только их собственные грешки были тому виной. Произвел сильное впечатление непривычный материал — «Маленькая танцовщица» была восковой (Дега не отливал свои работы в бронзе, по его моделям это сделали наследники). Настоящий корсет, лента, юбка, также покрытые воском, пугали чувствительного обывателя. Усиливал впечатление размер — чуть меньше человеческого роста: не игрушечная кукла, но и не восковая фигура. И все ее выражение: дерзко вздернутый носик, демонстративно выставленная ножка, напряженность позы — все воплощает вызов.
Прикрытые веками глаза и сведенные руки напоминают о том, что маленькая танцовщица просто разогревает мышцы. Сейчас она разведет руки и взлетит в танце. Внутри у «Маленькой танцовщицы» не просто проволочный каркас, а старые кисти самого Дега. Она-то взлетит. А что внутри у нас? В фильме «Господин оформитель» (1988 г., реж. Олег Тепцов) вылепленные из воска фигурки обретали свою, пусть даже зловещую, жизнь, вызывая яростную гордость создателя-скульптора, сравнявшегося-таки с Творцом. Эдгару Дега удалось большее: он воплотил в материале Мысль, сложную, неоднозначную, противоречивую и динамичную.
Манящий мир скачек
Изображения скачек в исполнении Дега менее популярны, нежели очаровательные «балетные школы». Однако в них заметнее то, что Дега вкладывал и в изображения своих танцовщиц: в первую очередь его интересовало движение. Резкие ракурсы, сложные развороты, яркие свежие цвета, строго выверенные композиционные решения, только кажущиеся случайными, — все это придает «скачкам» Дега не меньшее очарование, чем его «танцовщицам».
Дега — портретист
Дега был также мастером живописного портрета. Причем его не смущал выбор манеры исполнения — ее диктовала натура. Так, роскошно академичен, осыпан богатыми оттенками бархатно-коричневых и оливково-зеленых тонов портрет деда художника — Илера Рене де Га, аристократа, банкира, умного, жесткого, мужественного человека. Его фигура часто появляется на полотнах Дега. Достоинство, строгость и сдержанное расположение излучает этот портрет.
Дега — символист
Еще менее известен Дега как символист. Однако практически все популярные в те годы художественные тенденции так или иначе были им опробованы. И не только, не просто опробованы, но и доведены до состояния максимальной выразительности, что было присуще характеру Дега. Поиски в области символизма были не слишком близки художнику, отличавшемуся необычайным здравым смыслом. Но прихотливая линеарная составляющая этого художественного течения, его насыщенная колористическая лаконичность удивительным образом напоминали Эдгару Дега полотна кумира — великого Энгра — на мифологические темы. Обратимся к картине «Молодая женщина с ибисами». Скульптурность форм, струящиеся складки драпировки, веер тонких пальчиков (излюбленный прием Энгра-портретиста) и яркие вспышки алого (находка самого Дега) в условно набросанных широкими мазками мистических птицах создают более чем неоднозначное впечатление.
Гений будущего
Но, пожалуй, самую большую загадку представляет собой Дега-пейзажист. Дега в пейзажах будто уступал величию природы, оставляя на время характерную динамичную ломкую линеарность. Спокойствие, гармоничная величавость, неторопливое дыхание вечности — кто бы мог представить, что эти образы будут близки Эдгару Дега, писавшему трепещущие пачки и разгоряченных скачкой лошадей? Один из коллег отозвался о Дега, заметив, что если бы тот ушел из жизни в пятьдесят лет, то остался бы в истории искусства просто хорошим художником. Эдгар Дега превзошел все ожидания. Но постижение его творчества в полной мере — дело следующих поколений.
Тайный смысл натюрморта
О насыщенном по цвету и сдержанном по композиции «Натюрморте с ящерицей» можно сказать, что это изображение похоже на послание для тех, кто знает, о чем речь. Жаль, что мы не в числе посвященных.