253 подписчика

Книга №1 в категории "Компьютерная литература"

236 прочитали

Обзор на книгу №1 в категории "Компьютерная литература" по версии портала LiveLib.

Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой "Профессия "бизнес-аналитик". Краткое пособие для начинающих" , которая вышла в издательстве "Олимп-Бизнес": https://taplink.cc/vdm_mrnv .

Один из критериев качества деловой книги - то, как часто у читателя тянется рука, чтобы сделать очередную "заметку на полях". Это верный признак того, что размышления автора показалась читателю точными и оригинальными. Чтение книги Тома ДеМарко и Тимоти Листера "Человеческий фактор" я прерывал для заметок не менее десятка раз. Об этой книге и поговорим в сегодняшней статье.

Peopleware

Первое издание книги "Человеческий фактор" увидело свет в 1987 году. За прошедшие десятилетия книга неоднократно переиздавалась, а высказанные в ней тезисы не потеряли актуальности. Для такой быстро изменяющейся отрасли как ИТ - факт совершенно удивительный. То, что книга 1987 года читается так, словно написана вчера - лучшая похвала авторам. Издание, прошедшее испытание временем - яркое свидетельство того, насколько глубоко проработана тема. Это оценили и читатели: книга занимает почётное первое место в категории "Компьютерная литература" в книжной социальной сети LiveLib.

Обзор на книгу №1 в категории "Компьютерная литература" по версии портала LiveLib. Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой   "Профессия "бизнес-аналитик".

Помимо текста вступления, о возрасте книги можно догадаться лишь по редким фразам, в которых упоминается COBOL, а Pascal и C называются новыми языками программирования. Сейчас это вызывает добрую улыбку и мысли о скоротечности времени :)

О чём же книга? Её суть становится понятнее, если узнать оригинальное английское название: Peopleware. По аналогии с англ. software - программное обеспечение и hardware - аппаратное обеспечение. Получается, что буквальный перевод названия - "Человеческое обеспечение" или "Обеспечение людскими ресурсами". Признаем правоту переводчика - "Человеческий фактор" звучит лучше. Тем не менее, оригинальное название книги фокусирует наше внимание на двух ключевых аспектах: "Люди" и "ИТ".

"Человеческий фактор" - книга о социальном взаимодействии в сфере разработки ПО. Иными словами, книга о том, как строить команды, организовывать работу и управлять людьми в сфере ИТ.

Кто авторы

Книгу написали опытные руководители проектов и консультанты в области организации процессов по разработке ПО.

Том ДеМарко (род. 1940) - американский инженер-программист, писатель и консультант по программной инженерии. ДеМарко известен тем, что в 1970-х годах разработал методологию структурного анализа — систематического пошагового подхода к анализу требований и проектированию спецификаций системы. Кроме того, Том длительное время выступал в качестве консультанта. Он читал лекции и консультировал по всей Америке, Европе, Африке, Австралии и на Дальнем Востоке.

Тимоти Листер (род. 1949) - американский инженер-программист и автор книг. В своих произведениях Тим специализируется на вопросах разработки ПО, управления рисками программного обеспечения и человеческих аспектах технологической работы.

Ключевая мысль книги

Ключевой посыл авторов: в разработке ПО гораздо больше социологических проблем, нежели технологических ограничений.

Люди, работающие в сфере ИТ, привыкли отождествлять себя со сферой высоких технологий. Что чаще всего далеко не так. Безусловно, есть талантливые учёные и инженеры, которые разрабатывают технологии, кардинально преображающие нашу жизнь. Однако, правда состоит в том, что люди из сферы ИТ лишь используют плоды труда этих учёных и инженеров в своей работе. Если вы автоматизируете финансовые и кадровые процессы при помощи коробочных решений - это сфера ИТ. Но к разработке соответствующих алгоритмов и технологий это отношения не имеет. Да, за 30 лет технологии изменились очень сильно. Но связанный с ними бизнес, по большей части, статичен.

Тем не менее, ИТ-специалисты настолько привыкли считать себя работниками высокотехнологичной отрасли, что это не могло не повлиять на их взгляд на мир. Любая проблема в проекте или процессе воспринимается ими с точки зрения технологии. Нарушаются сроки? Снижаются финансовые показатели? Увеличивается текучка кадров? Надо автоматизировать процесс, разработать новую систему, применить иной алгоритм или технологию! Какая самая распространённая реакция на осознание проблемы в процессе? "А мы можем добавить в Систему кнопку, которая?..".

Обзор на книгу №1 в категории "Компьютерная литература" по версии портала LiveLib. Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой   "Профессия "бизнес-аналитик".-2

Увы, по опыту авторов, такой подход помогает далеко не всегда. Поэтому они и вводят понятие "социология проекта". Этим словосочетанием ДеМарко и Листер обозначают ключевой фактор успеха или провала проекта по разработке ПО. Авторы утверждают: в 9 случаях из 10 провал проекта не имеет никакого отношения к технологиям. Опросив десятки специалистов, чьи проекты потерпели неудачу, ДеМарко и Листер сформулировали причину провала №1. Знаете как она звучала в устах сотрудников? "Политика". Это слово и было заменено авторами на более точный и ёмкий термин "социология проекта".

Социология проекта

"Социология проекта" включает в себя всё то, с чем ежедневно приходится сталкиваться тысячам ИТ-специалистов по всему миру.

  • Нереальные сроки сдачи
  • Излишняя зарегламентированность
  • Мебельная полиция
  • Шумные офисы
  • Неумение коллег договариваться между собой
  • Отсутствие мотивации
  • Неумелое руководство

Этот список можно продолжать. В своей работе вы наверняка сталкивались хотя бы с одной из этих проблем. А, вероятнее всего, и с несколькими из них. Посмотрите на список. Здесь нет ничего из сферы технологий! Это социология в чистом виде: поведение, коммуникации, психология, "химия отношений".

Книга именно об этом. Авторы подробно разбирают природу этих и многих других препятствий на пути успешного ИТ-проекта. ДеМарко и Листер под лупой рассматривают поведенческие стереотипы руководителей и исполнителей. Твердят о том, что нереальные сроки сдачи в долгосрочной перспективе убивают культуру компании и приводят к текучке кадров. Утверждают, что методология должна давать краткие и чёткие планы для решения задач, а не превращаться в огромные талмуды, цель которых - заставить всех сотрудников ходить строем и думать одинаково.

Отдельного внимания авторов удостоились вопросы психологии перемен. В книге неоднократно звучит мысль "Люди ненавидят перемены". Объясняется это тем, что вступая на путь изменений нет никаких гарантий, что всё получится. Возникающее из-за этого чувство неопределённости намного сильнее потенциальных выгод от внедрения или разработки нового продукта. В этой ситуации любые логические доводы драйвера изменений разбиваются о стойкое эмоциональное неприятие других сотрудников. Очевидно, что любой ИТ-проект несёт в себе перемены, а значит ставит перед людьми задачу по адаптации к новым процессам и технологиям. Одна только необходимость снова стать новичком в уже привычной для себя области вызывает у специалистов раздражение и замешательство.

То, как в книге описана каждая проблема - говорит о том, что авторы сталкивались с ней на практике. Удивительно, но за 30 с лишним лет с момента написания книги мало что изменилось. Разве что улучшилась офисная среда и пышным цветом расцвела удалёнка.

Подводя итог: даже если Вы давно работаете в сфере ИТ - прочитайте "Человеческий фактор". Социология ИТ-индустрии разобрана в книге вдумчиво и с чувством юмора. Благодаря этому, после прочтения, многое сразу встаёт на свои места.