Модульная школа как Концепция и Технология была разработана автором в 1985-1987 годах в городе Качканаре и опубликована впервые в максимально свёрнутом виде в «Качканарском рабочем» в виде статьи на полный разворот газеты «Школа: возможный путь перестройки».
Модель была представлена редакции «Учительской газеты», на Конференции педагогической общественности Москвы и других регионов России летом 1987 года, а так же на заседании клуба Александра Адамского "Эврика" в редакции «УГ» в апреле 1987 года. Летом 1988 года автор работал в составе ВНИК «Школа» и на Игре в Сочи проходившей под руководством Ю.В. Громыко отстаивал идеи модульной технологии. С сентября 1988 года модульная технология была представлена и затем в ноябре-декабре 1988 года и апреле-мае 1989 года успешно апробирована на Всесоюзной экспериментальной площадке под руководством Е.Б. Куркина в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа Югры.
Успешный эксперимент нашел частичное освещение в ряде диссертаций и различных монографиях. Изредка упоминается и имя автора в весьма легкой форме. Например так: «с лёгкой руки Ратушного».
Удивительно лёгкая моя рука два года прописывала бесконечные графики, таблицы, схемы, чертежи, а выработанное с её помощью понятие бесцеремонно присваивалось мозгом начальника и максимально выгодно для него искажалось!
Проблема в том, что нажиться так можно, а спастись уже нельзя. Не получается.
Сегодня я собираюсь познакомить с моей Модульной школой без помощи ненавидящих меня псевдокомментаторов. В переводчиках я точно не нуждаюсь.
Знакомство первое
Четыре модуля Модульной школы:
Жёсткий модуль
Полужёсткий модуль
Гибкий модуль
Домашний модуль
Жёсткий модуль, это всегда ровно четыре «урока»:
Социология
Естествознание
Математика
Языкознание
Каждый «Предмет» включает в себя ровно четыре «части»:
Социология:
Литература, история, право, обществознание
Естествознание
Физика, химия, биология, астрономия
Математика
Арифметика, алгебра, геометрия, программирование
Языкознание
Русский язык, родной язык, латинский язык, язык по выбору (испанский, немецкий, английский, французский, итальянский, японский, китайский, хинди, иврит, идиш)
Полужёсткий модуль включает в себя:
Физическую культуру, трудовые навыки, хореографию, музыкальные занятия, живопись и скульптуру, архитектура и дизайн
Гибкий модуль включает в себя
Спортивные секции, художественные и музыкальные школы, архитектурные щколы, разнообразные технические кружки и секции, клубы по интересам, виртуальные занятия и объединения
Домашний модуль включает в себя
семейный досуг, семейное пребывание, домашние игры, домашний отдых и труд, в том числе и на приусадебном участке.
Домашний модуль определяется семьёй. А при отсутствии семьи организацией-опекуном
В продолжении мы постараемся осветить и сам успешный эксперимент и многообразные детали.
А пока главный итог Эксперимента в Урае
В первой четверти в школе номер четыре было сорвано 564 урока
Во второй четверти при переходе на модульную технологию было сорвано ровно два урока!!! В школе реально функционировали
Стабильное расписание занятий
35-минутный урок
Диспетчер стабильного расписания
Ночной класс
Модульные объединения педагогов
Кают-кампания педагогов
В школе было ТИХО!
Школа перешла на рейтинг-листы
Дети ходили в школу без портфелей
Литература и языкознание были разведены
Вскоре возникла Школа иностранных языков
Все младшие школьники города концентрировались в городскрой начальной школе
Экспериментальная школа работала в двухпоточном односменном режиме.
А всего одномоментно в рамках Модульной технологии было апробировано более семидесяти новаций.