В чём был неправ Гаутама Будда?

Вопрос станет более глубоким и интересным, если вы расширите его, включив всех известных нам великих Мастеров. Ошибались ли в чём-нибудь Иисус, Мухаммед, Вивекананда, Бабуджи и остальные? Могли ли они вообще в чём-то ошибаться?

Вопрос станет более глубоким и интересным, если вы расширите его, включив всех известных нам великих Мастеров. Ошибались ли в чём-нибудь Иисус, Мухаммед, Вивекананда, Бабуджи и остальные?

Я провел много десятилетий с некоторыми настоящими Мастерами. Двое из трёх, которых я лично слышал, говорили, что они делали ошибки. Или допускали ошибку в том или ином решении. Третий, Бабуджи, также упоминает об этом, судя по трудам своего ученика и преемника Партхасаратхи.

Если вы почитаете о жизни Свами Вивекананды или Йогананды — у них были испытания и моменты сомнений. А также времена, когда они размышляли, правильно ли они поступили.

Однако во всех случаях «ошибок», о которых я лично знаю, Учителя оказывали кому-то доверие или наделяли его особыми способностями. Этот человек по какой-либо причине не соответствовал случаю или ему мешало эго. В результате у Учителя возникала большая головная боль.

Что мы можем извлечь из этого?

Бабуджи всегда говорил, что он никогда не смотрел на зло в человеке, но всегда смотрел на свет. Так что он всегда видел потенциал человека. Но это показывает, что даже Мастер не может «исправить» или контролировать эго в другом человеке, если тот вдруг решает игнорировать руководство Мастера.

Был ли Мастер в этом случае неправ в своём доверии или решении? Ответ кроется в самом человеке, которому доверяли и верили, а не в решении Учителя доверять. Итак, только мы сами можем заставить Учителя оказаться неправым — из-за нашей собственной неправильной практики или её отсутствия, неправильных интерпретаций, неправильных действий, сомнений, эго или отсутствия понимания.

Небольшая история...

Скажем так, Будда даёт вам священный манускрипт и просит доставить его монаху в другом городе. По пути вы решаете сделать осмотр живописного торгового района, остановиться перекусить, купить мороженое и чай. Во время этого процесса вы откладываете рукопись в сторону, чтобы насладиться десертом. Кто-то приходит и крадёт вашу сумку...

Можно ли сказать, что Будда ошибся?

Да, мы можем это сказать. Но кто на самом деле виноват? Ясно, что это человек, который сделал ошибочный выбор. Итак, какова мораль этой истории? Не заставляйте Учителя оказаться неправым своими ошибочными решениями. У всех нас есть возможность принимать решения, которые не совпадают с нашими мыслями.

А что случилось с украденной рукописью? Вор продал её, и она оказалась в далёком городе, где мудрый человек осознал мудрость и начал учить по ней. Весь город стал освещённым, а многие люди получили просветление.

Итак, кто был прав или неправ? Знал ли Будда, что именно должно было случиться? Искупает ли это действия безответственного человека, который потерял рукопись? Делает ли это вора героем?

Вторая мораль из этой истории: если мы действительно находимся на пути к Единству или на пути йоги, нужно ли нам задавать вопросы о том, что правильно, а что нет?

Некоторые могут подумать, что я сказал, что Будда был неправ. Нет. Я говорю, что Учителя можно заставить выглядеть так, если он доверяет человеку, который, в свою очередь, не оправдывает его ожиданий. Ученик может разочаровать Учителя.

История выше — совершенно ни к чему не обязывающая и вымышленная. Это лишь возможная ситуация, над которой стоит задуматься. Ученик заставляет Будду выглядеть «не так», когда его выбирают. Это не имеет отношения к самому Будде. И в конце концов, даже неправильное действие становится правильным. Всё дело в том, что мы не можем знать, как действуют или бездействуют божественные существа.

Я надеюсь, что читатели воспримут это как следует, прочитают ещё раз, поразмышляют над ситуацией и достигнут внутреннего понимания.

По материалам публикации (англ.).

Из комментариев

Фактически Будда отрицал Бога, рай, ад и все вымышленные вещи и мифы. Его истинное учение касается только благополучия и счастливой жизни до самой смерти. Он говорил только о социальной и личной морали. Он отвергал любого Учителя, Гуру или лидера как личность. Он говорил «будь своим собственным светом». Возможно, Будда задал все возможные вопросы, которые могут возникнуть у человека, желающего вести честный образ жизни...