Найти тему
1,7K подписчиков

Клара Назарова – самый честный нормировщик СМП-286

147 прочитали

— У неё общий стаж работы 50 лет, а на БАМе - 34 года, — говорит Лариса Норина, знакомя меня с Кларой Николаевной Назаровой.— С первого дня она на стройке. Это самый честный нормировщик СМП-286!

Это же подтверждает Николай Петрович Суходоля, у которого женщина работала в ООО «Дорожник». Правда, уже кладовщиком. Ветераны БАМа радостно приветствуют друг друга: давно не виделись!

— Надо было где-то промолчать, а Клара Николаевна всегда правду - матку в глаза крыла, — так отозвался о ней её бывший работодатель. Женщина только плечами пожимает – а как можно иначе?

Клара родилась в селе Половинка Киренского района 20 февраля 1940 года. Отец погиб на фронте в 1942 году, а пятеро детей, мал мала меньше, были предоставлены сами себе. Мама была постоянно на работе.

— Только помощница подросла – старшей сестре Вале через несколько месяцев бы исполнилось 20 лет, как её насмерть зашибло сучком спиленного дерева. Заготавливали для конторы дрова. Мама тогда чуть с ума не сошла от горя.

Помню, как она страшно причитала, обращаясь к Богу, за что Он её так наказывает: и мужа, кормилица, забрал и дитя. Мама набожная была, а после этого отреклась от Бога, - вспоминает Клара Николаевна те страшные годы. – Я с тех пор тоже неверующая. Правда, в Церковь иногда захожу. Красиво там.

— Как же вы в те годы выжили такой большой семьей?

— Если бы не коровушка, и мама бы не ловила с мужиками рыбу, то не знаю, как бы мы выжили. Помню, по завалинкам, на полях собирали гнилую картошку весной, туда яйцо добавишь или чуть молочка, и пекли лепешки. До сих пор мне страшно, как мы тогда жили. Окончила четыре класса. Потом нас перевели в село Макарово, за 25 километров. Там уже окончила 10 классов.

После председатель сельсовета сказал девушке, что она должна два года отработать в колхозе. Куда деваться: осталась. Нужно было получить справку для получения паспорта. Ухаживала за телятами. Было нелегко. И Клара решила, что обязательно будет учиться, очень ей хотелось посмотреть другие места, да и поменять что-то в своей жизни к лучшему.

— Поехала в Иркутск и поступила в строительный техникум. Поступала на ПГС, а потом меня перевели на экономику и нормирование. Я тогда себе внушила, что своими руками должна всё делать, мастером на стройке быть, а если экономика, то в конторе нужно где-то сидеть.

Потом их группу на год перевели на заочное отделение и отправили на практику – строить микрорайон Ново-Ленино. Девушка даже гордилась тем, что работала каменщиком 3 разряда. Стипендия была мизерная, и она часто делала какие-то чертежи, задания заочникам. Один из её подшефных работал в отделе кадров «Братсгэсстроя», он и пообещал пристроить Клару.

И отправил в Усть-Кут в СМП-286. Шёл 1963 год. Тогда на Кирзаводе срочно был нужен нормировщик, прежний крепко пил и не справлялся со своими обязанностями. Возложили их на молодого специалиста, скромную молодую девушку. И не прогадали! Когда началась большая стройка, Клара Николаевна была уже высококлассным специалистом. На железобетонном заводе она трудилась до 1991 года.

— Какой страшно тяжелый ручной труд был тогда! – печально вспоминает ветеран БАМа, Почетный донор СССР. — Мне было искренне жаль людей, которые так работали. Тележки с кирпичами таскали женщины, все с них сваливалось; лопатой бетономешалку заполняли. Старалась всегда всё объяснять рабочим, показывала, что никто их не обманывает.

— Нормировщик – сложная работа. Между двух огней потому что, - объясняет Клара Николаевна мне, увидев вопрос в моих глазах. — Между администрацией предприятия и рабочими. Рабочие кричат: «Мало платите! Вы нас обманываете!». Начальник отдела труда и зарплаты проверяет, не заплатила ли лишнего. Честно работала: ни копейки не у кого не украла.

— Какие события из бамовской жизни вам запомнились больше всего? – спрашиваю я.

— Строительство мостов. Это такой глобальный, масштабный процесс. Я к ним неравнодушна. Всё, что связано с рекой, меня всегда особо волновало. Всё остальное было привычно, и не вызывало таких эмоций.

Многое в её жизни было связано с Усть-Кутом. Здесь замуж вышла, здесь квартиру получила, здесь родились любимые дочки. Работу свою нелегкую тоже любила. Даже чек на автомобиль получила, только купить не успела. А муж, тоже бамовец, получил «Ниву». Уже на пенсии женщина ушла в ООО «Дорожник» кладовщиком.

— Что вы, Клара Николаевна, рассказываете своим внукам о БАМе?

— У меня три внука и внучка. И две правнучки. Про меня и про БАМ знают всё. Знают, что мы тогда гремели на весь Советский Союз! Как-то на курорт в Нальчик ездили отдыхать всей семьей, так там, узнав, что мы – строители БАМа, принимали нас, как героев. Хочу, чтобы мои внуки и правнуки выросли честными и справедливыми людьми, уважали старшее поколение. Никогда никого не обманывали.

Говорит, что прожила нелёгкую, но интересную жизнь, в которой надеялась только на себя. Всегда её окружали хорошие, добрые люди. Из руководителей отмечает Илью Львовича Елашкина и Николаю Петровича Суходолю.

— А сейчас у нас связующее звено – Лариса Норина. Есть у неё организаторская жилка. Все праздники хорошо проходят. Хотела бы пожелать всем бамовцам здоровья и благополучия, — прощаясь, говорит Клара Николаевна, сильная и справедливая женщина. Такими, как она, можно только гордиться!

Спасибо, что читаете)))