Егерь Анатолий Лээги, который ведет популярный одноименный Youtube -канал (32 тысячи подписчиков), снял на видео и показал, как туристы разрисовывают, расцарапывают камнями, и даже стреляют по древним писаницам на скалах Сылгылыр на реке Амга.
Разрисовывают, царапают, стреляют …
В комментариях в видео на канале зрители возмущаются таким отношением туристов к наскальным рисункам, которые спокойно простояли около трех тысячелетий, и только сейчас, в 21 веке, страдают от рук современных вандалов. Анатолий Лээги говорит, что в прежние времена, петроглифы никогда не подвергались такому осквернению, местные жители писали надписи рядом, но к древним рисункам не прикасались. На фото видно, что петроглифы обводят мелками, царапают чем-то твердым, у одного лося на роге зияет отметина от пули.
Егерь установил рядом щит с надписью «Памятник истории и археологии «Сылгылыр». 815 км от устья. Открыт в 1976 г. А.И.Мазиным. 8 плоскостей – 90 петроглифов. Охранятся государством». Но это не помогает остановить осквернителей. Ведь к петроглифам «Сылгылыр» проложен туристический маршрут, который рекламируется туристическими фирмами, указан в справочниках, а желающих сплавляться по Амге становится все больше. Что останется от тысячелетних петроглифов после таких любителей природы? На фото видно, что писаницы «Сылгылыр» все больше напоминают забор, разрисованный городскими подростками.
Древние наскальные рисунки Якутии
Якутские писаницы – это музей древнего изобразительного искусства под открытым небом. В Якутии найдено 115 писаниц на скалах и пещерах рек Лена, Синяя, Оленек, Алдан, Амга, Олекма, Марха, Индигирка и другие с общим количеством рисунков более 5 тысяч. Самые древние писаницы относятся к эпохе верхнего палеолита (40 тысяч лет назад). На гербе Республики Саха (Якутия) изображен всадник, скопированный с древнего петроглифа.
Наскальные рисунки позволяют воочию увидеть искусство первобытных художников, которые с удивительным мастерством передали мир, который их окружал – в основном, это лесные животные, на которых охотились древние люди. Эти рисунки пережили века и тысячелетия. «Их наносили на твердую скальную поверхность несмываемой краской — красной охрой, которую получали, растирая в порошок гематит и окисленную железную руду, часть — охрой разных цветов, состав и происхождение которых до сих пор являются загадкой. Красная охра впитывалась в скалу и сохранялась надолго», - сообщается в исторической литературе.
Петроглифы – часть древнего охотничьего культа
В мифологии древних охотников животные были носителями священных духов. Охота на них совершалась с исполнением магических обрядов, с которыми и были связаны наскальные рисунки. По мнению ученых, места с петроглифами были родовыми святилищами древних охотничьих племен.
«Основным объектом животного охотничьего культа был красавец тайги — лось, поэтому именно он наиболее часто встречается на самых древних писаницах Лены. Древние художники талантливо передавали не только общий вид массивной фигуры животного, но и его пропорции и характерную позу. Изображались также олени, медведи, люди и все то, что было связано с охотничьей магией. Исследователи отмечают, что все наскальные изображения и рисунки неолита выполнены в одной стилистической манере и имеют своеобразный наивно-реалистический дух», сообщают источники.
И теперь в этих священных местах древних людей, где совершали магические обряды древние охотники, нанося прекрасные изображения животных, которые пережили тысячелетия, совершаются акты вандализма. Доживут ли амгинские петроглифы до следующего тысячелетия?