С годами становится всё очевиднее, что вышедшие 45 лет назад «Метаморфозы» (Metamorphosis) – живой пример идиомы о том, что и в навозной куче попадаются бриллианты. Иногда россыпью.
Этого сборника редких и отбракованных роллингами композиций могло не быть вообще, когда б права на выпуск записей 60-х принадлежали группе. Но архивом «Стоунз» распоряжались другие люди. И 75-й, год, который группа провела в турне, был очень удачно выбран для выпуска антологии малоизвестных композиций, попавшей на прилавки вместе с «благословлённым» Миком и Китом сборником Made in The Shade . В отличие от этого вполне тривиального набора ещё непростывших хитов начала 70-х, «Метаморфозы» звучали то сыро и примитивно, то удивляли несвойственным роллингам «гладеньким» саундом. Но в этих-то контрастах и вся прелесть.
Не удивляйтесь, если и не заметите, как прослушали Metamorphosis на одном дыхании – от начала до конца, и вас местами, что называется, до костей продрало. Сборник открывает альтернативная версия Out Of Time с неистовым бубном, скрипками и разухабистым женским хором. Любопытно, что в 1966-м именно этот вариант в исполнении Криса Фарлоу попал в британские чарты, а роллинги включили в свой альбом менее коммерческую, зато куда более экзотичную версию с соло Брайана Джонса на маримбе. Но спустя полвека Квентин Тарантино вернул к жизни именно «метаморфозный» вариант этой занятной композиции, включив её в саундтрек своей картины «Однажды… в Голливуде». Как это случается у Квентина, получилось своего рода «видео в фильме» с Ди Каприо в главной роли. Но – вернёмся к нашим «Метаморфозам».
Вслед за попсовой цыганщиной исполненной приглашёнными музыкантами Out Of Time следует истинно роллинговская Don`t Lie To Me. Заводной рокешник Хадсона Уайттекера, одного из пионеров рок-н-ролла, сыгран так небрежно, что его не рискнули выпускать на виниле целых десять лет. И напрасно: номер содержит изумительную партию фортепиано Иэна Стюарта, которое, вместе с разгильдяйским вокалом Мика, создаёт атмосферу абсолютного пофигизма.
Вслед за парой баллад, написанных для других исполнителей, но на всякий случай сыгранных и самими роллингами, на Metamorphosis можно услышать альтернативный вариант Heart Of Stone. Он любопытен запредельно экспрессивным вокалом Джаггера, а партию гитары в этой наэлектризованной версии сыграл сам юный Джимми Пейдж.
Прекрасно «ложатся на ухо» и записанная в том же богатом событиями 1964 году Try A Little Harder с энергичной духовой секцией, сочинённая басистом группы Биллом Уайменом (уже редкость!) Downtown Susie , великолепный кавер вещи Стиви Уандера I Don`t Know Why (I Love You), где едва ли не впервые у роллингов звучит соло Мика Тейлора, и драйвовая Jivin` Sister Fanny всё с тем же великолепным гитаристом. Почти все упомянутые вещи были изданы на «сорокопятках» в середине 70-х, поэтому они входят и в известный сборник The Singles Collection: London Years.
Интересна так и не завершённая композиция Family, она могла бы стать ещё одним бриллиантом «Банкета для нищих». Увы, не срослось: Мик так и не решил, что же будет в финале этой драматичной истории о кризисе средней британской семьи. Любопытно, что роллинги вновь обозначили здесь тему отцов и детей, причём симпатии Джаггера, судя по всему, не на стороне сына, уже «проигравшего свой бой» и дочери, у которой «привинченная голова» и «цель – стать проституткой».
Добропорядочных буржуа способна шокировать и едкая вещичка «Меморандум Тёрнера», написанная для ещё не вышедшего фильма «Представление», где Мик сыграл одну из главных ролей. На «Метаморфозах» представлена демо-версия, которая затмевает собой оригинал, считающийся первой сольной записью вокалиста «Стоунз». Плотный гитарный риф и уничижающий голос Мика наступают с неотвратимостью девятого вала. «А девушки едят мясо своих мам из пластиконовых тюбиков», – Джаггер в образе гангстера Тёрнера не даёт шанса на будущее, похоже, никому. Даже себе: «Вы всё ещё будете в этом цирке, когда я буду смеяться из своей могилы». После такого мрака завершающий сборник рок-н-ролл I ` m Going Down c залихватским саксофоном Бобби Киза кажется глотком свежего воздуха.
Но вся прелесть в том, что «Метаморфозы», этот склеенный из обрывков гобелен, многими воспринимается целостным музыкальным полотном. В сборнике заключена какая-то трудновыразимая магия. Неудивительно, если он покажется вам интереснее некоторых ранних альбомов роллингов – здесь хватает маленьких шедевров, интересных мыслей, захватывающих дух соло. А самое, наверное, важное, что сборник воспринимается как некая альтернатива официальной дискографии «Стоунз» 60-х со всеми её хитами, психоделическими трипами и весёлым трёпом.
Дмитрий Емельянов