10 подписчиков

5 причин, почему PlayStation 2 - величайшая консоль в истории

Среди огромного разнообразия игровых устройств, выпущенных за последние сорок лет, практически каждый найдет себе что-то по душе - независимо от того, предпочитаете вы олдскульные платформеры по диснеевским мультфильмам, скучаете по survival хоррорам с "танковым" управлением, фанатеете от танцевальных и спортивных симуляторов или убиваете время в донатных забавах.

Тем не менее, есть среди них платформа, держащаяся особняком - даже самые злобные хейтеры консолей в целом и продуктов Sony в частности ее уважают и признают уникальное место в истории. Это PlayStation 2.

В чем же секрет культурной значимости, всеобщего признания и до сих пор не побитого рекорда продаж?

Самая продаваемая консоль в мире.
Самая продаваемая консоль в мире.

1) Успех предшественницы и слабая конкуренция

Никакого грандиозного успеха у Sony бы не вышло без их дебютной консоли PlayStation.
Никакого грандиозного успеха у Sony бы не вышло без их дебютной консоли PlayStation.

Репутация. Лояльная аудитория. Внутренние студии, одна за другой создающие будущую классику. Франшизы, продолжения которых ждет весь мир. Все это PS2 унаследовала у первой консоли Sony, преимущество, которого был лишен опаснейший конкурент в лице Microsoft.

Xbox, первая консоль, сошедшая с конвейера корпорации Билла Гейтса, была в какой-то степени прорывной: это был по сути компьютер в корпусе консоли, что упрощало труд разработчиков по взаимному переносу игр между "коробкой" и ПК. Это помогло Xbox стать главной приставкой для шутеров и "компьютерных" RPG - таких, как Fable, Knights of The Old Republic, Morrowind. Даже Half-Life 2 засветился. Тем не менее, консоль все же была в первую очередь ориентирована на американский рынок (в то время как конкуренты, все родом из Японии, активно продавались как на домашнем рынке, так и за рубежом) и не имела устоявшейся фанбазы. Подлинный успех постигнет уже следующую консоль компании - Xbox 360.

Sega со своей Dreamcast заметно отставала технологически и была ориентирована в первую очередь на простенькие аркады, файтинги, симуляторы и другие жанры, процветающие на игровых автоматах, но куда менее востребованных на домашних устройствах. Создав первую консоль шестого поколения, Сега в результате оказалась позади в конкурентной борьбе и вынуждена была уйти с рынка консолей (здесь роль сыграли и предыдущие провалы компании на этом поприще). Полноценным соперником PS2 ей стать не удалось.

Другая японская корпорация, выпустившая конкурента PS2 - Nintendo со своим Gamecube - оказалась не слишком привлекательной для значительной части аудитории из-за одиозного внешнего вида, но все же стала достойным соперником PlayStation 2 благодаря эксклюзивам от внутренних студий компании.

Шестое поколение консолей. По часовой стрелке с верхнего левого угла: PlayStation 2, Sega Dreamcast, Microsoft Xbox, Nintendo Gamecube.
Шестое поколение консолей. По часовой стрелке с верхнего левого угла: PlayStation 2, Sega Dreamcast, Microsoft Xbox, Nintendo Gamecube.

При том рынок помнил, что происходило в прошлом поколении: абсолютное доминирование Sony среди всех актуальных консолей. Успех был обусловлен удачным маркетингом (который выйдет на новый уровень во время старта преемницы), популярностью бренда Sony как крупного технологического магната, спорными решениями конкурентов, но главным образом - играм. Вложения во внутренние студии окупили себя с лихвой, дав старт громким именам, отзвук которых мы слышим в игровой индустрии и поныне.

После себя первая PlayStation оставила такие игры, как Final Fantasy VII, Crash Bandiccot, Resident Evil, Silent Hill, Metal Gear Solid, Twisted Metal, Medievil, Wipeout, Tekken, Tomb Raider, Gran Turismo и многие другие. Все они так или иначе получили свое продолжение на PS2, став частью мирового успеха лучшей консоли в истории.

2) Доступность

Джентльменский набор для наслаждения классикой мирового игропрома можно легко найти на любых торговых площадках менее чем за 5000 рублей.
Джентльменский набор для наслаждения классикой мирового игропрома можно легко найти на любых торговых площадках менее чем за 5000 рублей.

Учитывая предоставляемые возможности, PS2 стоила очень недорого - 299 долларов в день релиза. В дальнейшем, понятное дело, были скидки и со временем покупка становилась все более выгодной. Это заметно отличается от сегодняшней ценовой политики Sony, предлагающей за урезанную версию PS5 заплатить 399 долларов, а за полноценную - все 499.

Консоль имела функцию воспроизведения DVD-дисков, что было достаточно хорошей сделкой - в результате множество домохозяйств обзаводилось собственной PS2 для просмотра кинофильмов и для игры. Совмещение этих возможностей открыло приставке куда большую аудиторию, чем у конкурентов.

На некоторых рынках (в частности, в странах СНГ) сложно было купить что-то кроме PS2 или ПК. PlayStation очень легко было модифицировать, получив возможность воспроизводить пиратские копии игр. Это также сыграло свою роль в успехе консоли.

3) Разнообразие игр

Коллекция, содержащая все игры, выпущенные для PlayStation 2.
Коллекция, содержащая все игры, выпущенные для PlayStation 2.

В первую очередь любая приставка приобретается ради игр. С ними у продукта Sony все было замечательно - практически любому человеку, даже самому искушенному, было, во что поиграть. Открытая политика компании по отношению к студиям-разработчикам, популярность бренда во всем мире, лояльная фанбаза и продаваемые как горячие пирожки коробки с консолью создали пространство для экспериментов, инновационного геймплея и оттачивания технологий.

Игры для PS2 обладают особым шармом - при том, что они, в отличие от тех же шедевров первой приставки от Sony, прекрасно играются и по сей день, практически не растеряв былой актуальности. Графика в них не режет глаз, как в проектах времен освоения трехмерных пространств с PS1 и Nintendo 64.

Здешние игры словно находятся вне времени: порой они гораздо лучше сохранились, чем большая часть произведений с более поздних устройств.

Отдельно хотелось бы сказать об уникальности эпохи PS2. Это была последняя (по крайней мере, пока последняя) пора, когда процветали игры класса B - среднего бюджета проекты от не слишком больших студий, которые выдерживали конкуренцию с мастодонтами индустрии за счет инновационного игрового опыта, неоднозначных тем, каких-либо фишек, отсутствующих в более дорогих разработках. К сожалению, сегодня их время ушло, эта ноша лежит на инди-разработчиках, которые, при всех своих достоинствах, не всегда имеют бюджеты на достижение ранее существовавшей в среднем сегменте планки качества.

4) Эксклюзивы

Одни из наиболее значимых релизов для PS2, во многом определившие этот период истории видеоигр.
Одни из наиболее значимых релизов для PS2, во многом определившие этот период истории видеоигр.

Зачастую консоли, будучи менее мощными и функциональными, чем персональный компьютер, приобретаются исключительно ради эксклюзивных игр - тех, которые нельзя воспроизвести ни на каком другом устройстве. Именно эксклюзивы помогли бренду PlayStation стать тем, чем он является - всемирно известным именем, вызывающим жгучую ностальгию у миллионов игроков.

Среди игр на PS2 именно эксклюзивные проекты (или те, что были достоянием Sony сколько-нибудь продолжительное время) запомнились игрокам больше всего. Уже в 2001 году на молодой консоли вышли такие долгожданные и прорывные игры, как Grand Theft Auto III, Metal Gear Solid 2, Gran Turismo 3, Final Fantasy X, Silent Hill 2, Jak and Daxter. Все эти игры были доступны лишь на PS2, привлекая тем самым огромную аудиторию и поощряя студии разработчиков заключать контракты с Sony, пополняя библиотеку хитов.

Пожалуй, визитной карточкой консоли была серия GTA, каждый из релизов которой в те годы сперва был эксклюзивом PlayStation, лишь спустя минимум полгода выходя на ПК и Xbox. Открывая геймерам ранее невиданные возможности в большом и открытом мире, предлагая множество активностей, эти шедевры стали самыми продаваемыми играми системы.

5) Время

Пожалуй, важнейшим фактором успеха PS2 стало то время, когда она вышла. Двухтысячные годы, сумасшедшее десятилетие расцвета постмодерна и безраздельной власти иронии, отсылок, пасхалок, смелых экспериментов. В то же время это эпоха некоторого разочарования в окружающей действительности, декаданса на минималках и неоправдавшихся ожиданий от 21 века. Впрочем, нулевые в играх - это отдельная тема. Если вам будет интересно узнать больше, пишите в комментарии.

Что до PS2, которая продолжала успешно продаваться и обзаводиться новыми играми (и эксклюзивами в том числе) параллельно с первыми годами жизни третьей домашней консоли Sony, ей крупно повезло - она появилась на свет, когда время неумелых попыток работать с трехмерной графикой подходило к концу (за это пришлось отдуваться предыдущему консольному поколению). Благодаря этому те игры, что вышли в этот период, даже сегодня смотрятся приемлемо и (как правило) не режут глаз. Порой они выглядят даже симпатичнее и отполированнее, чем иные проекты ранней PS3.

Ввиду отсутствия высокомощной интернет-инфраструктуры, которой мы имеем счастье (?) пользоваться сегодня, PS2 стала последней массово популярной приставкой, не имеющей продвинутых интернет-сервисов. Это, конечно же, побуждало компанию привлекать внимание к своему продукту традиционной рекламой - с применением, впрочем, не всегда традиционных приемов. Рекламная кампания PS2 миру запомнилась навсегда.

Сам Дэвид Линч создал ролик для телевидения в рамках кампании "The Third Place", преподносящей игровую платформу японцев как нечто внеземное, способное унести пользователя в альтернативную реальность. В первые годы PS3 Sony попробует продолжить рекламировать свою консоль подобным образом, но очень скоро откажется от столь одиозного стиля и прибегнет к эксплуатации ностальгии. Это также окажется успешной тактикой в эпоху поздней PS3 и ранней PS4.

Один из наиболее пристойных рекламных постеров PS2.
Один из наиболее пристойных рекламных постеров PS2.

Все эти факторы настолько удачно совпали, что PS2 по сей день является рекордсменом по мировым продажам консолей. Она оставила богатейшее наследие и во многом сформировала облик современного домашнего консольного гейминга. Ее игры все еще актуальны, поэтому не могу не порекомендовать каждому приобрести собственную коробочку и авоську игр в придачу. Будет чем порадовать себя в старости.

Какие воспоминания связывают вас с легендарной PlayStation 2? Буду рад, если поделитесь в комментариях.