4 подписчика

Райя и последний дракон (2021). Доверие как последний оплот обороны и единственная надежда.

Вышедшая на праздники картина «Райа и последний дракон» представляет собой весьма любопытное художественное произведение. Интересная своим миром, она куда привлекательнее главной мыслью.

Вышедшая на праздники картина «Райа и последний дракон» представляет собой весьма любопытное художественное произведение. Интересная своим миром, она куда привлекательнее главной мыслью. Конечно, это доверие, но рассматриваемое под не совсем характерным для семейной анимации углом. Казалось бы, сказать новое слово по указанной теме сложно, и, в общем-то, то, что говорит «Райа», тоже не ново, но оно необычно для жанра, и даже смело.

Мир Дракона стал рушиться вовсе не в декларируемый героиней момент, он разрушился гораздо раньше, и вся предыстория нужна только для осознания этого. Мир рухнул, когда зло хлынуло в людские души. Он даже не рухнул, он раскололся, будто Вавилон, разве что его не заполонили разные языки, что, возможно, означает шанс на исправление. Недаром страны называются по частям тела Дракона: разрушился не просто мир, распался единый дракон, а драконы здесь символизируют все доброе и хорошее, тогда как опасные монстры – злое и опасное. Пусть в том прошлом злое и опасное было побеждено, но и добро из мира ушло, оставив людей такими, какими они были всегда – неоднозначными, далеко не идеальными. Эти неидеальные люди все же жили в хрупком, но мире. Если рассматривать камень дракона как символ их мира, то противоречие в том, что он был целым, но оно объясняется его хрупкостью. Камень хрупкий, как и мир! Стоит расколоться одному, полетит в тартарары и другой.

Вышедшая на праздники картина «Райа и последний дракон» представляет собой весьма любопытное художественное произведение. Интересная своим миром, она куда привлекательнее главной мыслью.-2

Можно ошибиться, сочтя, что «Райа» горячо одобряет отца главной героини и его безумно-храбрый шаг: на самом деле, авторы смотрят на своего героя с сочувственным сожалением. Он пытался изменить мир тогда, когда мир к этому не был готов. Драконы – символ утраченной утопии добра, потерянного человеческого качества – в этом мире отсутствуют. Что толку делать шаг навстречу тем, кто не готов и не хочет понять?.. Как и в самой обычной реальности, попытка сделать добро зачастую воспринимается как слабость, и даже не самые плохие люди стремятся воспользоваться моментом. То, что происходит – первый жестокий урок «Райи» как для заглавной героини, так и для зрителей.

Интересно понаблюдать за событиями мультфильма после рассмотренного инцидента. Разве люди в раздробленном мире выглядят злее, опаснее, циничнее, чем в мире обычном? Вовсе нет, среди встречаемых персонажей есть хорошие, есть неоднозначные, и даже главная антигероиня – личность сложная. Та же Райа вовсе не ангел, ею урок вполне усвоен, и ее поступки подразумевают готовность к ответной не доброте, а подлости, и это лишь вопрос выживания. Ее за это не осудишь, и создатели не судят, раз за разом подтверждая ее правоту. С другой стороны, Сису – чудачка, но ее «чудачество» - ее природа. Если драконы по своей сути есть воплощение всего хорошего в человеке, то вся ее миссия – напомнить о хорошем, она не может быть обучаема ни цинизму, ни скептицизму, ни даже критическому мышлению. Просто героиня не про это, она – ходячее воплощение всего хорошего, и даже не против всего плохого, больше она не значит ничего.

Вышедшая на праздники картина «Райа и последний дракон» представляет собой весьма любопытное художественное произведение. Интересная своим миром, она куда привлекательнее главной мыслью.-3

Важно отметить, что Райа – вовсе не классическая супергероиня, стремящаяся спасти мир, это было бы неправдоподобно. У девушки строго личные цели по возвращению своего отца, что важно, ведь в ее мире каждый сам за себя, как и в самой обычной современности. На своем пути Райа занимается ничем иным, как собирательством, и я не столько о блестящих побрякушках, сколько о людях. Вынужденная пройти через все страны, она в каждой обретает спутников, и это критически важно для понимания финала истории. Он объединяющий с любой точки зрения, но что двигает каждым из задействованных героев? Стремление спасти мир? Нет! Как и Райа, каждый представитель каждого народа хочет всего лишь спасти близких. Финал – это вынужденная битва против общего врага. Но, если доверие – ключевой элемент истории – возникает только в такие моменты, то что же мы можем понять?.. Всего лишь то, что люди способны доверять друг другу, создавать союзы исключительно перед лицом общей опасности, когда все разногласия забываются. В чем-то это модель военных союзов, неизменно распадающихся, когда опасность миновала. Пусть финал здесь определенно традиционный, он вовсе не означает, что так будет всегда, несмотря на весь символизм. История нас многократно учила, повторяясь, что так не бывает. Она учила и людей мира Дракона, так что я бы не питала излишнего оптимизма по данному вопросу.

Любопытно рассмотреть две противоположности: драконов и как-то сложно названных монстров. Первые символизируют добро, вторые – зло. Первые – это вода, а вторые – засуха и пустыня. Вода – очевидный символ жизни, тогда как камень ее полностью лишен, хотя это застывшая вечность, но вода точит камень. Злодейства зла связаны с уничтожением воды, и воды зло боится, поскольку оно противоположно ее природе. Сису как водяной дракон здесь логична как воплощение самой сути жизни, и тогда ее судьба не случайна, она предрешена. Также важно, что воплощение добра – драконы – разумны, тогда как зло иррационально и лишено личности, оно просто существует везде, оно непредсказуемо. В этом тоже есть посыл: творить добро – разумно, тогда как зло находится за пределами нормальности.

В отличие от большинства современных и классических анимационных лент, «Райа» вовсе не сеет наивное, доброе, вечное. Я сознательно убираю слово «разумное», поскольку идея «Райи» про разум, а не про чувства. Здесь исследована природа доверия: существуя как явление, оно более характерно к проявлению между отдельными людьми, а не всеми сразу, и объединить всех способна лишь общая беда, что представляет собой не слишком радостный, но кажущийся реалистичным вывод. Совсем забыла о героях: яркие и сложные характеры людей, продуманные внешние образы делают нарисованных персонажей практически живыми. Так что «Райа» - замечательный мультфильм, где выбран реализм, а не идеализм, а такое встречается нечасто.