Найти тему
Мани-Money

Посадка в лужу: почему за ошибки одним мы дарим симпатию, другим вешаем ярлык неудачников

Представьте, серьезный дядя, допустим – ваш начальник, по ходу важной презентации начнет краснеть и заикаться что, мол:

  • «Извините, ребенок перемешал бумаги и засунул в кейс морскую свинку».

Можно не сомневаться, это разрядит любую обстановку и вызовет искренние улыбки. Ну а как, ведь он такой же, как и мы, обычный человек.

Что я здесь делаю?
Что я здесь делаю?

Однако, если подобное случится с кем-то менее статусным, например, рядовым «офисным хомяком» – мы наверняка отметим с легким презрением:

  • «Болван, разве нельзя было проверить документы перед выходом из дома? Да он всегда такой рассеянный!».

Колоссальная разница, не правда ли? Можно не сомневаться, каждый из нас испытывал похожие эмоции.

Эффект оплошности или «посадка в лужу»

Так в социальной психологии называют явление, которое в 1966 году описал американский психолог и педагог Elliot Aronson.

Суть его наблюдений можно сформулировать так:

Человек, который в наших глазах выглядит умным, статусным, привлекательным, становится нам ближе и приятнее, если совершает ошибку. И наоборот, тот, кто нам несимпатичен с самого начала, кто, по нашему мнению, необразован, невоспитан, и глуп, становится еще неприятнее.

Ученый проводил интересный опыт. Участникам контрольной группы предлагали прослушать запись собеседования, предупредив, что один из героев – человек с большим количеством компетенций, и вообще, интеллектуальный образец, а другой – посредственность во всем.

Или можно?
Или можно?

По сценарию во время записи слышался шум, а следом голос, который произносил:

  • «О, черт, я облил костюм кофе!».

Когда участники слышали «положительного» персонажа, они начинали симпатизировать ему еще сильнее. Потому что хоть и «гений», а на деле, один из нас, такой же неловкий, с кем не бывает. Однако, если впросак попадал «тупица», он вызывал еще больше презрения. Дурачок, он даже кофе не может нормально выпить.

Эффект оплошности встречается повсеместно. Опытные пиарщики и маркетологи используют его в политике, бизнесе, рекламе изменяя по необходимости представление целевой аудитории об объекте.

Узнали себя среди оценивающих ?

Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. Впереди много интересного!