Найти в Дзене
Право на деньги

Школа делает людей посредственностью

Оглавление

Здравствуйте!

Никого не хочу обидеть, но накипело.
Никого не хочу обидеть, но накипело.

Вчера в статье про детскую финансовую грамотность я затронула тему общего образования в школе и обещала рассказать о том, как общеобразовательная программа вредит.

Получение среднего образования является для детей обязательным. В отличие от детского сада все дети должны ходить в школу и получить по итогам обучения аттестат. Без данного "документа" вообще никуда не берут, даже в армию. Но что он на самом деле представляет собой? Оценку каких-то людей отдельного ребенка по определенным дисциплинам. Так ли он на самом деле важен?

Дети-отличники: желание большинства родителей

И дети стараются, ведь мама и папа хотят видеть пятерки, а не двойки. Меня за оценки, в принципе, не ругали. Даже двойка это был не повод для получения лещей, в чем мне реально повезло. Но моя подруга, например, постоянно получала от родителей втык даже за четверку, и зубрила, зубрила, зубрила, чтобы дома не нарваться на очередной скандал.

Но так ли важна на самом деле оценка? Что такое оценка? Преподаватель оценивает ребенка по своей дисциплине по каким-то критериям. И все. Двойка или тройка не говорит о том, что ребенок глуп или не развит. Это говорит о том, что ребенку не интересно, он не стремиться узнать в этой области что-то новое.

Но на детей давят. С двойками аттестат получить нельзя. С тройками можно, но все учителя будут неодобрительно качать головой, да и родственники тоже. Но на самом деле - какая разница, с какими он оценками? В принципе, на дальнейшей жизни это никак не отражается. В жизни инженера-ракетостроителя двойка за музыку или географию не будет ничего значить. На жизни продавца никак не отразится пятерка по русскому языку или истории. Школьные оценки - это уровень, который не интересен никому.

Так стоит ли корить детей за те оценки, что они приносят из школы?

В школе развивают шаблонное мышление

И это самая страшная беда. В то время когда дети растут и развиваются, когда происходит становление их личности, стабилизация их психологического и эмоционального состояния, на них просто давят шаблонами.

Стандартная схема всех школьных задач, не только по математике.
Стандартная схема всех школьных задач, не только по математике.

Любой предмет в школе состоит из теории и практики. Вот только вся практика - это шаблоны, которые имеют определенное неизменяемое дано, всего одно правильное решение и всего один правильный ответ.

Напишешь другое решение, при котором ответ совпадает - задание не выполнено. СНИЖАЮТ ОЦЕНКУ за то, что ребенок выполнил задание другим способом, хотя это и привело к нужному ответу.

Решение может быть только одним, тем, что предполагается автором учебника или учителем. НО правильно ли это?

Большая беда в том, что при таком подходе дети перестают воспринимать решение как нечто важное. Они просто списывают, делают шпаргалки, не пытаются применить творческий подход и разобраться с задачей. Ведь важен только ответ.

==

За примером и ходить далеко не надо. Расскажу два.

Первый пример из моей жизни. Я училась тогда в 7 или в 8 классе. Мы проходили на физике электричество. Нужно было написать лабораторную работу дома и нарисовать работающую схему. Я подошла к своему отцу, электромонтажнику с большим опытом работы, и попросила мне помочь, объяснить как все работает и как сделать правильно. И он мне помог. Вместе мы составили схему, он рассказал, что и как работает и подключается, я реально все поняла. Но за лабораторную получила "3" и перечеркнутую схему. И слова учителя: это не правильно, мы это не проходили. ТАК ТО, ЧТО МЫ НЕ ПРОХОДИЛИ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО! Схема рабочая на 100%, но оценка низкая не за знания, а за то, что не проходили. Как вам?

Второй пример о моей старшей дочке. Математика. Была сложность с задачей. Она подошла за помощью к папе, он объяснил как решать через Х, помог разобраться, ответил на все вопросы. В итоге тоже низкая оценка и комментарий учителя - мы это еще не проходили.

Да какая разница, в конце концов, если ответ правильный и получен он тем способом, который удобен и более эффективен и понятен, чем тот, на котором настаивает учитель?

Так и учатся дети мыслить шаблонно - есть только одно дано, есть только одно решение и только один ответ.

А потом эти шаблоны дети переносят в жизнь

Вот только жизненные задачки по данной схеме не решаются. Дано у всех разное, количество решений может стремиться к бесконечности, а вместо ответа в жизни РЕЗУЛЬТАТ.

Но дети после школы не умеют думать над решением, так как их выдрессировали думать шаблонно и искать ответ, а не получать результат. В итоге большинство людей так и остаются посредственными, не имея возможности разорвать свой шаблон.

Люди не умеют изменять свое "дано" так, чтобы проложить путь к результату. Зато прекрасно умеют объяснять, что с их "дано" желаемый результат точно не получится. Так и будут они себе объяснять, почему достичь целей и исполнить мечты нереально.

Учите детей мыслить, осознавать и думать

Бороться с образовательной системой бессмысленно. Поэтому учите детей думать своей головой, избегать шаблонов и осознавать, что к результату можно прийти через массу вариантов решений. С таким подходом в их жизни все будет гораздо проще.

В жизни нет никаких правильных ответов. Есть решения и есть результат, которому привели эти решения. Человек решил для себя что фаст-фуд - это ежедневная норма - человек получил результат в виде лишних килограммов, дряблой фигуры или гастрита. Человек решил бегать по утрам каждый день - через определенное время его тело подтянется, будет более стройным, сердечно-сосудистая система станет сильнее. Результат напрямую зависит от решений, и не бывает единственного результата, у каждого человека он разный.

Учите детей брать на себя ответственность как за изменение своей стартовой точки, так и за принимаемое решение, а также и за получаемый результат. Каждый человек может отвечать только за себя, но пока ребенок растет - вы можете научить его мыслить шире, что не позволит школе сковать его шаблонами и сделать из него посредственность.

Каким вы хотите видеть ребенка во взрослой жизни? Успешным или среднестатистическим? Выдающимся или посредственным? Экстраординарным или не выделяющимся из толпы? Вы правда можете направить своего ребенка в нужную сторону. Но будете ли?

Итоги

Обратите внимание на школьную программу и шаблонность всех заданий. Шаблоны будут влиять на мышление ребенка на протяжении всей жизни, поэтому не позволяйте этому случиться!

Помогите ребенку думать вне шаблонов, развивать творческий подход, идти к результату, а не к ответу.

Только вы можете направить своего ребенка. Иначе ему либо придется жить шаблонную жизнь, либо ломать себя уже во взрослом возрасте, что гораздо больнее и тяжелее.

И не теряйте надежды. Любой может быть любым. Просто он должен для этого менять свои дано, применять различные варианты решений чтобы получить желаемый результат.

С уважением ко всем, Елена.