Всем привет, очень часто приходится слышать такое мнение от «экспертов», что Россия отстала в технологическом плане от западных коллег в области тепловизоров, оптики и другого спектра оборудования, относящегося к так называемому «техническому зрению», насколько это правда? Давайте разберемся.
На заре заката Советского союза, уже к концу 80-х на западную бронетехнику стали устанавливать цифровые системы управления огнём, некоторые образцы, такие как французский ОБТ AMX-56 Leclerc в начале 90-х вообще являлся первым ОБТ с полноценным АСЦ (автомат сопровождения цели», но главным отличием от танков советского периода, было наличие тепловизионного прицела, а зачастую даже два, так как второй устанавливался в панорамный прицел, что для наших танков было что-то совсем нереальное. Однако, как не трудно догадаться, тепловизоры в СССР разрабатывались и даже в ограниченном количестве производились для танковых прицелов.
Первый советский танковый тепловизионный прицел, был разработан в 1982 году под обозначением «Агава», дальность распознавания цели была до 2000 м. Прицел разрабатывался на основе ФПУ (фотоприемного устройства) «Лена-ФП» с чувствительностью спектрального диапазона до 5 мкм. На этапе предсерийного производства решили использовать не 50, а 100 чувствительных элементов на материале КРТ со спектральным диапазоном 12 мкм. Хотя и это изделие было не единичное, существовал в то время прибор 1ПН59 "Пособие-1", который состоял из 50-ти чувствительных элементов и имел частоту сканирования 16 Гц, а дальность распознавание цели - 1800 м. Ближе к 1988 году появился прибор "Пособие-2 с 64-я чувствительными элементами и частотой сканирования 33 Гц, дальность возросла до 3000 м, но использовался прибор на охраняемых объектах и в разведке.
Так что там с танковым прицелом "Агава"? Он успешно прошел испытания, но военные отказались от него из-за неудовлетворительных характеристик, поэтому сроки оснащения советских танков тепловизорами вновь отодвинулись к 1990-му году, когда был готов новый прицел «Агава-2» (Т01-П02) на базе ФПУ состоящего уже аж из 256 штук, что позволило увеличить дальность до 2900 метров. Производство стартовало в 1991-м году, однако вскоре было уже не до тепловизионных прицелов, так как страна перестала существовать через пару лет, однако на несколько десятков танков Т80У прицел всё же был установлен.
Однако качество картинки сильно уступало западным аналогам того времени, поэтому на первые экспортные Т90С в 2001 году устанавливали прицел «Эсса», на базе французской тепловизионной матрицы от Thales и Sagem, которые предоставили свои модели Catherine-FC и Matiz для данного прицела. Разрешение матрицы составляло 754x576 пикселей, обнаружение пехоты французы гарантировали на дистанциях до 6 км, бронетехники до 10 км, вертолётов на 14 км, а самолётов на 18 км. Французы продавали одноканальную тепловизионную матрицу 2-го поколения, работающую в диапазоне 8-12 мкм. По сравнению с прицелом «Агава-2» картинка была просто фантастической, а главное матрица из-за вменяемого разрешения позволяла использовать цифровой или гибридный зум.
Но экспорт - это хорошо, но свои танки тоже надо было оснащать массово тепловизионными прицелами и АСЦ, что собственно и начало происходить с 2007-го года. Совместно с белорусским предприятием «Пеленг» был разработан новый прицел «Сосна» и «Сосна-У», прицел стал комбинированный со встроенным дальномером, он имел не только тепловизионный канал в котором используется тепловизионная камера второго поколения с характеристиками 8-12 мкм, но и телевизионный, а дальность распознавания цели типа танк составляла до 5500 м и при этом прицел имел еще 2-х осевую оптическую стабилизацию.
У многих сразу же возникнет вопрос? Матрица то чья? И прежде чем на него ответить, стоит мельком объяснить, как работает тепловизионная матрица и сколько стран способны её производить.
Началось всё 200 лет назад, когда физик Фридрих Вильгельм Гершель, разложив солнечный свет с помощью стеклянной призмы, решил замерить температуру цветового спектра с помощью термометра. Как оказалось, каждый цвет сильно отличался по температуре, значительное повышение температуры было в области красного цвета и тогда физик сдвинул термометр за линию красного спектра и был удивлён. Температура возросла ещё больше и стало понятно, что существует невидимый спектр, а именно Infrared spectrum (инфракрасный спектр излучения).
В основе любого тепловизора или прицела лежит тепловизионная матрица, которая преобразует инфракрасное излучение в видеосигнал, используя блок процессорной обработки и вывода видео информации на дисплей или окуляр. В качестве защиты матрицы используется германиевая оптика, так как простое стекло не пропускает излучение, а производить столь сложный прибор до 2014-го года могли всего три страны, США, Франция и Китай. Попытки создать свою матрицу и прицел на её основе делали такие страны как Германия, Япония и Корея, но не вышло, хотя Корея при поддержки такого технологического гиганта как Samsung смогла получить прототип матрицы с характеристиками 8-12 мкм, но произвести серийно так и не вышло.
Ну и ответ по прицелу "Сосна-У" , матрица конечно же французская, но произведена по лицензии в России. Вы спросите, но ты же написал, что до 2014 года такую технологическую вещь могли делать только три страны? Получается, кто-то смог стать четвёртой в этом списке? Да, с 2014 года появился новый «игрок», причём с матрицей 3-го поколения и с HD разрешением. Заинтересовал? Ждите второй части, там будет всё самое интересное, а для многих она станет откровением, как и мои статьи про отечественную авионику.
Часть вторая.