«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7) . Так гласит третья заповедь Божьего закона. Что значит произносить имя Божие всуе?
Однажды Иисус рассказал притчу о сеятеле. «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.13:3-9) .
Можно ли найти связь этой притчи с третьей заповедью?
В ней Иисус выделяет несколько категорий людей. Первая из них описана так: «иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло » (Мф.13:5-6) . Это люди, упоминающие имя Божье машинально, бездумно, в суете.
Сын теребит отца за рубашку:
- «Папа, пап!»
- «Что?»
- «Пап, а пап!»
- «Ну что? Говори».
- «Пап, папа!»
- «Да слушаю я, что ты хочешь?»
- «Пап, а пап!»
- ??!!…
Что сделает отец с неразумным сыном? Скорее всего, как-нибудь накажет.
Бесцельное многократное повторение обращения к личности равносильно ее оскорблению. Мы оскорбляем Бога, когда постоянно приговариваем: «Господи, Господи, Господи». Это говорит о том, что мы совершенно не знаем Его, не имеем никакой связи и никаких отношений с Ним. Нет почтения, нет уважения, нет благоговения, нет нужды в Боге – все мои слова напрасны, суетны, пусты. Состояние духа моего при этом напоминает состояние семени, посаженного на камне – «посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен» (Мф.13:20-21) . Бог для меня – это, хотя и что-то приятное, но неважное, мимолетное, проходящее, суетное.
Другая категория людей: «Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф.13:7).
Такие люди ведут себя так: когда все хорошо,- Бог мне не нужен, а подступают проблемы – «Господи! Помоги»! Господь помогает. «Спасибо, вот Тебе дар, иди к Себе, а я к себе». Это похоже на жертву Каина. Таким образом, мы как бы говорим Господу: «Знай Свое место. Ты там где-то далеко, наверху, а я внизу. Останемся «при своих». Чтобы ничего плохого со мной не произошло, трижды перекрещусь, скажу «Господи, спаси и сохрани», и пойду, куда мне надо, и буду жить, как я хочу, а Ты пребывай себе на небесах».
Бог мне нужен как некая «палочка - выручалочка», как счастливый билет или спасительный талисман, но не как Личность. Мне не нужны глубокие взаимоотношения с Ним – достаточно лишь того, чтобы Он меня оберегал от несчастий и все. У меня слишком много дел, чтобы серьезно разговаривать с Христом.
Такая вера называется суеверием, а общение с Господом напрасным, «всуе». Человек так общается с Господом, когда живет «в терниях», то есть в заботах века сего. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22). Возможно, у меня и есть стремление что-то изменить, получить прощение, избежать наказания за проступки, но при этом я не желаю ни становиться учеником Иисуса Христа, ни изучать Библию, ни менять своего характера и жизненных приоритетов. Кажется, есть искреннее стремление обрести душевный покой, но нет желания сблизиться с Господом: «Ты Сам по Себе, а я сам по себе. Вот Тебе мой щедрый дар. Если мало, принесу еще. А за это храни и благословляй меня». Вот она, жертва Каина.
Торговля с Богом – это не вера, а суеверие. Я произношу имя Божие попусту, напрасно и зря. Уж лучше бы я вообще молчал. Если я вижу в Боге только некое запредельное могущественное и грозное Существо, если я не вижу в Нем Страдальца за мои грехи, если не осознаю всем сердцем, какой немыслимой ценой далась Ему моя жизнь, мои прихоти, мое благополучие, то я произношу имя Божие напрасно.
Третья категория людей, это те так называемые верующие, которые бесславят имя Божие. «Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (Мф.13:4 ).
В Библии есть множество примеров того, как Господь сурово наказывает Свой народ за преступления. Это касается и нарушения третьей заповеди закона. «Я сказал: «Изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской». Но Я поступил так ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иез.20:8,9).
Почему Господь столь ревностно заботится о Своем имени?
Обычно по поведению детей судят о родителях. Верующие являются детьми Божьими. Свое имя, то есть Свой характер, Бог присваивает Своему народу – верующим людям. Когда с именем Божьим на устах совершаются злодеяния, - обман, кража, разврат, разгул, идолослужение, войны, массовые расправы, - то все это лишает Бога возможности спасти грешника. Почему? Потому что люди из мира, желая довериться Христу, но, глядя на беззакония так называемых христиан, никогда не смогут прийти к Нему. Вот почему Господь произнес такие суровые слова: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6-7).
Бог защищает честь Своего имени, чтобы в Нем обретали спасение все народы, чтобы приходили к Нему, любящему Богу; чтобы и эти «овцы не с сего двора» видели в Нем их Пастыря, полагающего душу Свою за овец; чтобы эти блудные дети видели в Господе Отца, нежно простирающему к ним Свои объятия.
Третье духовное состояние в притче о семени говорит о бунте против Бога и подобно состоянию, описанному Христом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце – вот кого означает посеянное при дороге» (Мф.13:19). Если слово Божие похищается из сердца, то оно обязательно заменяется чем-то другим. Это значит, что человек живет в состоянии бунта против Бога, хотя и считает себя верующим.
Имя Божие – любовь, милосердие, долготерпение, человеколюбие, забота. Он всегда сочувствует нам. Если мы не понимаем этого, то мы произносим имя Его напрасно. Но если мы проникаемся Его любовью, Его жертвой за нас, если в нашем понимании Бог – это прежде всего Страдалец, берущий на Себя бремя наших грехов и если Он нам действительно нужен Таким, Каков Он есть, то мы никогда не произнесем Его имя напрасно. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф.13:23).
Любовь Божья делает наши сердца подобными доброй почве, на которой вырастает плод. Только в этом случае мы способны прославить имя Божие. Поэтому, чтобы исполнять в своей жизни третью заповедь и никогда не произносить имя Господа всуе, необходимо отдать свое сердце Иисусу Христу.