Найти тему
Свобода во Христе

Произносить имя Божье всуе

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7) . Так гласит третья заповедь Божьего закона. Что значит произносить имя Божие всуе?

Однажды Иисус рассказал притчу о сеятеле. «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.13:3-9) .

Можно ли найти связь этой притчи с третьей заповедью?

В ней Иисус выделяет несколько категорий людей. Первая из них описана так: «иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло » (Мф.13:5-6) . Это люди, упоминающие имя Божье машинально, бездумно, в суете.

Сын теребит отца за рубашку:

- «Папа, пап!»

- «Что?»

- «Пап, а пап!»

- «Ну что? Говори».

- «Пап, папа!»

- «Да слушаю я, что ты хочешь?»

- «Пап, а пап!»

- ??!!…

Что сделает отец с неразумным сыном? Скорее всего, как-нибудь накажет.

Бесцельное многократное повторение обращения к личности равносильно ее оскорблению. Мы оскорбляем Бога, когда постоянно приговариваем: «Господи, Господи, Господи». Это говорит о том, что мы совершенно не знаем Его, не имеем никакой связи и никаких отношений с Ним. Нет почтения, нет уважения, нет благоговения, нет нужды в Боге – все мои слова напрасны, суетны, пусты. Состояние духа моего при этом напоминает состояние семени, посаженного на камне – «посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен» (Мф.13:20-21) . Бог для меня – это, хотя и что-то приятное, но неважное, мимолетное, проходящее, суетное.

Другая категория людей: «Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф.13:7).

Такие люди ведут себя так: когда все хорошо,- Бог мне не нужен, а подступают проблемы – «Господи! Помоги»! Господь помогает. «Спасибо, вот Тебе дар, иди к Себе, а я к себе». Это похоже на жертву Каина. Таким образом, мы как бы говорим Господу: «Знай Свое место. Ты там где-то далеко, наверху, а я внизу. Останемся «при своих». Чтобы ничего плохого со мной не произошло, трижды перекрещусь, скажу «Господи, спаси и сохрани», и пойду, куда мне надо, и буду жить, как я хочу, а Ты пребывай себе на небесах».

Бог мне нужен как некая «палочка - выручалочка», как счастливый билет или спасительный талисман, но не как Личность. Мне не нужны глубокие взаимоотношения с Ним – достаточно лишь того, чтобы Он меня оберегал от несчастий и все. У меня слишком много дел, чтобы серьезно разговаривать с Христом.

Такая вера называется суеверием, а общение с Господом напрасным, «всуе». Человек так общается с Господом, когда живет «в терниях», то есть в заботах века сего. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22). Возможно, у меня и есть стремление что-то изменить, получить прощение, избежать наказания за проступки, но при этом я не желаю ни становиться учеником Иисуса Христа, ни изучать Библию, ни менять своего характера и жизненных приоритетов. Кажется, есть искреннее стремление обрести душевный покой, но нет желания сблизиться с Господом: «Ты Сам по Себе, а я сам по себе. Вот Тебе мой щедрый дар. Если мало, принесу еще. А за это храни и благословляй меня». Вот она, жертва Каина.

Торговля с Богом – это не вера, а суеверие. Я произношу имя Божие попусту, напрасно и зря. Уж лучше бы я вообще молчал. Если я вижу в Боге только некое запредельное могущественное и грозное Существо, если я не вижу в Нем Страдальца за мои грехи, если не осознаю всем сердцем, какой немыслимой ценой далась Ему моя жизнь, мои прихоти, мое благополучие, то я произношу имя Божие напрасно.

Третья категория людей, это те так называемые верующие, которые бесславят имя Божие. «Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (Мф.13:4 ).

В Библии есть множество примеров того, как Господь сурово наказывает Свой народ за преступления. Это касается и нарушения третьей заповеди закона. «Я сказал: «Изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской». Но Я поступил так ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иез.20:8,9).

Почему Господь столь ревностно заботится о Своем имени?

Обычно по поведению детей судят о родителях. Верующие являются детьми Божьими. Свое имя, то есть Свой характер, Бог присваивает Своему народу – верующим людям. Когда с именем Божьим на устах совершаются злодеяния, - обман, кража, разврат, разгул, идолослужение, войны, массовые расправы, - то все это лишает Бога возможности спасти грешника. Почему? Потому что люди из мира, желая довериться Христу, но, глядя на беззакония так называемых христиан, никогда не смогут прийти к Нему. Вот почему Господь произнес такие суровые слова: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6-7).

Бог защищает честь Своего имени, чтобы в Нем обретали спасение все народы, чтобы приходили к Нему, любящему Богу; чтобы и эти «овцы не с сего двора» видели в Нем их Пастыря, полагающего душу Свою за овец; чтобы эти блудные дети видели в Господе Отца, нежно простирающему к ним Свои объятия.

Третье духовное состояние в притче о семени говорит о бунте против Бога и подобно состоянию, описанному Христом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце – вот кого означает посеянное при дороге» (Мф.13:19). Если слово Божие похищается из сердца, то оно обязательно заменяется чем-то другим. Это значит, что человек живет в состоянии бунта против Бога, хотя и считает себя верующим.

Имя Божие – любовь, милосердие, долготерпение, человеколюбие, забота. Он всегда сочувствует нам. Если мы не понимаем этого, то мы произносим имя Его напрасно. Но если мы проникаемся Его любовью, Его жертвой за нас, если в нашем понимании Бог – это прежде всего Страдалец, берущий на Себя бремя наших грехов и если Он нам действительно нужен Таким, Каков Он есть, то мы никогда не произнесем Его имя напрасно. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф.13:23).

Любовь Божья делает наши сердца подобными доброй почве, на которой вырастает плод. Только в этом случае мы способны прославить имя Божие. Поэтому, чтобы исполнять в своей жизни третью заповедь и никогда не произносить имя Господа всуе, необходимо отдать свое сердце Иисусу Христу.