"Венеция начала подготовку к своему 1600-летию" - такими заголовками сегодня пестрят новостные ленты.
Мне тоже есть что вспомнить о Венеции. Поэтому сегодня пост-ностальгия.
Только сейчас понимаю, что тогда, в тот единственный раз, когда я была в Венеции, я была по-настоящему счастливой. В принципе, у меня было все то же, что есть сейчас: семья, маленькая машина и большой дом, работа, которая приносит радость и удовольствие. Но тогда у меня была еще возможность путешествовать. Оформление визы не было квестом, как сейчас: не нужно было мотаться трижды за 400 километров, чтобы сдать отпечатки пальцев. Евро тогда не стоило таких безумных денег. Границы были открыты и при наличии денег и времени можно было поехать в любую страну на выбор.
Мне кажется, мир больше не будет таким, каким был раньше. И про те времена, когда мы могли запросто посетить Италию, или Испанию, или Швейцарию, мы будем рассказывать своим внукам истории, которые к тому времени перейдут в разряд сказок. Наверное, моя сказка про Венецию будет выглядеть так.
Однажды мы собрались в отпуск совершенно неожиданно: не летом, как обычно, а в самом начале весны. Лететь в Тайланд - долго, далеко и дорого - не хотелось, и мы решили погулять по Европе. Пришли в турагентство за неделю до отъезда, купили тур в Италию, заполнили анкету и получили Шенгенскую визу в паспорта.
Тогда на площади Сан-Марко еще был народ. Сейчас она грустна и пустынна.
Еще не запрещено было кормить голубей перед собром Святого Марка. Ну невозможно не кинуть им кусочек булки или печенья. Они людей совершенно не боятся. И это тоже атмосфера Венеции. Без этих впечатлений воспоминания о городе были бы неполными.
В те времена туристы бродили по узеньким улочкам самого странного в мире города, покупали карнавальные маски, зная, что они никогда в жизни им не пригодятся. Но нельзя же из Венеции уехать без маски, в самом деле!
Сейчас лавочки закрыты железными ставнями, а привычный веселый гомон туристов, разговаривающих на всех языках мира, сменился угрюмой тишиной.
Тогда еще гондольеры пели для туристов свои веселые песни, катая по каналам влюбленные парочки, компанию смешливых студентов или пожилую пару, которая совершает свой европейский вояж.
И на Золотом мосту, в маленьких магазинчиках, еще продавали ювелирные изделия мастера, чьи деды и прадеды также предлагали в Венеции туристам и местным жителям свой дорогой блестящий товар. Работают ли они сейчас, в период эпидемии и жесткого локдауна? Вряд ли.
И Собор Святого Марка - символ города на воде - принимал всех входящих под его своды, не подозревая, что однажды поток жаждущих приобщиться к тысячелетней истории и религии иссякнет. Как вообще такое могло произойти?
А колокольня собора- кампанила собора Святого Марка будет одиноко стоять и целый год не появится ни на одной фотографии туристов. Пожалуй, в 2020- ом, она пережила времена похуже, чем в 1902, когда она была разрушена наводнением и землетрясением. Тогда ее восстановили, придав первоначальный вид, потому что без неё потерялся бы исторический облик города. Кажется, что если бы она была живым существом, то отсутствие внимания и восхищения было бы для неё хуже физического разрушения.
И все же я ещё надеюсь когда-нибудь вернуться в этот город, окутанный романтикой, тайнами и запахом кофе.
Много читала о том, что летом Венеция пахнет своими каналами. Говорят, что этот запах портит все впечатление о городе и запоминается он больше других впечатлений.
А мне она запомнилась кофейным ароматом. В каждой узкой улочке обязательно есть маленькая уютная кофейня с приветливой старушкой-хозяйкой.И хочешь ты или не хочешь, но кофе за 2 евро выпьешь просто ради того, чтобы посидеть на изогнутых старинных стульях и насладиться видом из окна.
И если ты потеряешься в переплетениях улиц, мостов и каналов, то стоит поднять глаза, как на любом доме ты увидишь стрелочку, которая указывает путь к площади Сан-Марко. И можно не волноваться, а идти в указанном направлении и рассматривать причудливую архитектуру, вдруг возникающие тупики и таблички, рассказывающие о том, кто и когда жил однажды в этом доме. И увидеть случайно дом, где жил Казанова, где Чайковский написал свою Четвёртую симфонию или где останавливался Хемингуэй.
Надеюсь все же, что мои воспоминания не перейдут в разряд сказок и мне ещё не раз доведётся прогуляться по узеньким улочкам Венеции и насладиться атмосферой единственного в мире древнейшего города на воде.