В те стародавние времена в нашей школе старшеклассники шефствовали над первоклашками, которых позднее подготавливали к вступлению в пионеры.
Но, к сожалению, на заре нашей юности эти славные традиции претерпели изменения под влиянием перестроечных процессов. Страна вступила в зону турбулентности и анархии, и весь накопленный за 70лет Советской власти опыт работы с подрастающим поколением стал терять свою актуальность. Идеологические основы Социалистического государства на глазах рассыпались в прах.
А когда к власти пришел Ельцин, разваливший СССР и попытавшийся запретить КПСС, эти опрометчивые решения рикошетом ударили и по пионерской организацию.
1 октября 1990 года вместо Всесоюзной пионерской организации была образована Федерация детских организаций, которую возглавил Центральный совет детских и пионерских организаций.
28 сентября 1991 года в Москве прошел XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной. Комсомольская организация была распущена, а вместе с ней официально прекратила существование Всесоюзная пионерская организация.*
Все, что происходило в стране, не прошло мимо нас. Так или иначе, мы видели и чувствовали, как вокруг назревали события вселенского масштаба. Разговоры взрослых и настроение родителей передавалось нам напряжением и ростом тревожности.
Опустевшие полки в магазинах и введение карточной системы не добавляли оптимизма. А все более проступавшие в повседневности элементы анархизма и пофигизма делали свое черное дело, способствуя разобщенности и апатии людей.
Наши одноклассники заняли выжидательную позицию, пассивно наблюдая за жизнью подшефных и не желая тратить свое время на их подготовку к вступлению в пионеры.
И только мы с подругой решили довести до конца порученное нам дело. Два раза в неделю мы приходили в 3класс и занимались с ребятишками по намеченной старшей пионервожатой программе, пытаясь объяснить им целесообразность вступления в пионерскую организацию и рассказать о пионерах-героях типа Володи Дубинина и Лени Голикова, защищавших Родину в годы ВОВ вместе со взрослыми.
Пока в классе присутствовала учительница, дети сидели тихо, но стоило ей выйти, как эти неблагодарные поросята вставали на уши, не слушая нас и не ценя нашу лепту, которую мы пытались внести в их воспитательный процесс.
Звонок с трудом пробивался сквозь шум и гам, услышав –таки его, толпа голосистых хулиганов с радостью срывалась с мест, вылетая на волю. Мы понуро брели вслед за ними, огорчаясь, что не успели просветить эти темные головы!
Вот когда я прочувствовала на своей шкуре, каково приходилось учителям, когда мы срывали уроки!
Биологию и позднее химию у нас вела женщина бальзаковского возраста. Небольшого роста, худенькая, интеллигентная и очень терпеливая, она давала интереснейшие дополнительные темы вне школьной программы.
В первое время мы, бестолочи, срывали уроки и даже пытались подшучивать над ней. Но когда она, снисходительно улыбнувшись на наши шалости, начинала рассказывать про свои поездки в экспедиции с отцом, доктором биологических наук, наша дурь испарялась, и мы сидели, открыв рты, слушая ее интереснейшие зарисовки. «Затерянный мир» Жюля Верна, в сравнении с ее воспоминаниями, был бледной пародией на действительность, с которой она сталкивалась в этих поездках…
Когда в очередной раз наши хулиганы решили сорвать урок, я предложила альтернативу:
- Учительница у нас хорошая и доверчивая, давайте, я её заговорю! И она опять весь урок будет рассказывать про экспедицию.
Мальчишки согласились, и с тех пор ее уроки никто не срывал. Она, естественно, раскусила нашу хитрость, и, воспользовавшись детской наивностью, рассказывая про свои путешествия, умудрялась вплетать в канву воспоминаний учебную программу. - Пипл хавал, не поняв, что сам клюнул на живца!
Заинтересовав нас своим предметом, она общалась с нами, как со взрослыми, научив делать доклады по учебной программе, сподвигнув класс на глубокое исследование отдельных тем.
Мне было скучно просто читать доклад, поэтому я решила однажды выпустить стенгазету о « Подводном мире океана», который интересовал меня с давних пор.
Украсив ее вырезками из журнала « Юный натуралист» и собственными рисунками, я принесла свой шедевр и показала классу, зачитав доклад у доски. Учительница похвалила меня и повесила стенгазету в кабинете. Многие стали подражать мне, пытаясь сделать подобные газеты, но мало у кого получалась!
И только я умудрялась выпускать следующие номера на интересные темы, материалы для которых брала из журналов «Путешественник», «Вокруг света», «Юный натуралист», «В мире животных», зарабатывая таким образом свои честные пятёрки!
А вот физику у нас вела директриса, у которой, естественно, мы были шелковыми и вели себя примерно, хотя часто нам приходилось оставаться одним, поскольку ее отвлекали различные административные дела. В таких случаях директриса давала нам задания, и мы занимались самостоятельно, соблюдая порядок и тишину на уроке.
P . S . А наших подопечных мы с подругой все-таки подготовили, и через полгода их приняли в пионеры. Ах, если б знать тогда, что через два года у нас на глазах развалится не только пионерская организация вместе с идеологией коммунизма, но рухнет самое мощное в мире государство! И XXI век мы встретим уже в совершенно новых условиях…
* https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/thyrotoxicosis
____________________________________________________________
С вами была Елена и мой канал Изелин.
Подписывайтесь!
Ссылки на мои предыдущие публикации:
59. Будни школьного экстрима.Часть2
60. Как наш класс принес славу школе на малых Олимпийских играх
_________________________________________________
Подписывайтесь на канал «Изелин» и делитесь своими мыслями в комментариях и в социальных сетях.
За помощь в продвижении моего канала в социальных сетях буду всем вам очень признательна!
Если статья вам понравилась, буду благодарна за лайк