Научный консультант Центра Подводных исследований Русского географического общества Андрей Лукошков в одной из своих бесед сделал сенсационное заявление, что на Южном побережье Балтики, Рижском заливе, в устьях Южнобалтийских рек, а также реках Нева, Волхов, Ладожском озере отсутствуют останки судов скандинавов. Славянских – полно, а скандинавских нет совсем. Андрей Лукошков – не кабинетный профессор, он практик. Лично участвует в поисках, подъёме кораблей, их реставрации. И как практик он может отличить скандинавскую деталь корабля от славянской. Я же человек очень недоверчивый и решил разобраться- а не лукавит ли гражданин Лукошков? Вот что я выяснил.
Из летописей известно, что скандинавские купцы пробирались из Балтики в Чёрное море двумя путями: через Неву и далее через озеро Ильмень и второй путь – по Западной Двине. Оба эти пути сходились в Гнездово, возле Смоленска.
Древнейшая находка праскандинавской лодки – это находка с острова Альс. Она была построена в 4 веке до нашей эры. У лодки плоское дно, её длина 15 метров, ширина 2 метра, высота борта- 0,78 м. Доски борта прикреплены внахлёст на 20 мм.
Вес около 700 кг. Команда 25 человек. На острове Альс в 4 веке до н.э. проживали не скандинавы, а англы-саксы-юты, но характерная черта – доски внахлёст идёт именно отсюда. Археологами найдено несколько лодок, которые демонстрируют прогресс в строительстве лодок с 4 века до н.э. по 9 век нашей эры. Хотел бы остановиться на конечном результате. В 9 веке скандинавы строили лодки длиной 19-23 метра, шириной около 5 метров, высота борта около 1,5 метров. Характерной чертой всех скандинавских лодок было наличие киля – мощного бруса размером до 50 см, в самом низу корпуса.
Киль необходим для плавания под парусом (чтобы лодка не перевернулась), а также для плавания в прибрежных морских водах (для удержания курса). Киль также необходим для того, чтобы лодку не переломило пополам на гребне волны. Второй характерной чертой всех скандинавских лодок является закрепление досок борта внахлёст на ширину от 20 до 70 мм.
Крепление осуществлялось стальными заклёпками. Вес такой лодки составлял более 3000 кг, экипаж 30-35 человек.
Самый тяжёлый участок пути «из варяг в греки» - это Днепровские пороги. На этом участке гребцы подхватывали лодки на руки и на руках переносили их на расстояние в 9 километров. При переносе скандинавской лодки на одного человека приходится груз в 100 килограммов. 100 килограммов – 9 километров? Так же киль не позволяет проходить мелководья, коих полно на любой реке. Киль не позволяет перетаскивать лодку по брёвнам (в этом случае дно лодки должно быть плоским).
А теперь познакомимся с русскими судами. Для перевозки грузов с Балтики на Чёрное море использовались струги (так назывались эти корабли в 9 веке). Струг имел длину до 17 метров, ширину 3-3,5 метра, масса корабля менее 1000 килограмм, экипаж 30-35 человек. Киль отсутствует, дно плоское, доски борта впритык. При переносе такой лодки по берегу на 1 человека приходится чуть больше 30 кг. Такую лодку удобно перетаскивать по брёвнам, по мелкозатопленным камням, вытащить на берег. Запорожские и донские казаки строили такие лодки и в 18-19 веке. Лодка оказалась настолько удачной, что её под названием «struse » заимствовали латыши и « strusekerl » - немцы.
Всё это даёт основание предполагать, что скандинавские купцы, приплыв в Восточную Балтику, в районе Ладоги или Любшанского городища пересаживались на русские корабли. Но таких путешественников было очень мало, монополия была у славянских купцов.
Итак, скандинавские и славянские лодки строились по принципиально различным схемам. Первое же достоверное упоминание о славянских лодках содержится в труде Константинопольского патриарха Никифора «Краткая история», написанная в 787 году. Никифор пишет, что в 626 году авары при осаде Константинополя использовали флот своих союзников – славян.
Вот так. Лично меня раздражает, что современные учебники по истории составляют кабинетные профессора, замалчивающие новые открытия.
Информация взята из выступлений Андрея Лукошкова и из книги Й.Фиркса "Суда викингов"