В сведении вокала основополагающими задачами является подчеркивание тембральных особенностей голоса вокалиста, посредствам чистки дорожки вокала от лишнего шума и придание ему новых красок с помощью различных эмуляций аналоговых EQ и COMP, а также грамотная эквализация с учетом звучания инструментала, под который и нужно подогнать сам вокал, чтобы он звучал гармонично, а вся композиция была единым целым.
Начинать стоит с чистки вокала от ненужных и лишних частот. Для этого отлично подойдет плагин Pro Q3 от компании Fab Filter ставший уже своего рода стандартом. На нем необходимо с помощью Low Cut срезать низкие частоты таким образом, чтобы он стал звучать легче и чище. Это поможет нам избежать в будущем конфликта частот с басом, а также таким образом мы вырезаем неприятный бубнёж.
Аналогичную операцию стоит проделать и на высоких частотах срезав с помощью Hi Cut ненужные частоты.
В обоих случаях срезы в процессе чистки нужно делать аккуратно. Если вырезать чуть больше, чем это необходимо, то вокал может стать плоским, чересчур стеклянным по звучанию, либо же если переборщить со срезом высоких частот, он может потерять свою яркость и краски.
Важно понимать, что на данном этапе первичной эквализации наша задача подавить все выпирающие частоты, отчистить вокал и подготовить к дальнейшей пост эквализации, которая как раз таки и сделает наш вокал более выразительным.
Далее нам необходимо с помощью таких плагинов как Maag EQ или SSEL EQ добавить в вокале больше высоких и снова подрезать низ. Эти плагины отлично подходят для красящей эквализации, ведь нам нужно сделать его по звучанию открытым и чистым. Поэтому прибавляем пару децибел в верхах и убираем низы. Но как всегда главное не переборщить.
После проделанных манипуляций с вокалом наружу сразу вылезут все сибилянты (противные шипящие и свистящие звуки)
В данном случае кстати будут такие плагины как Deesser от компании Waves или Pro DS от Fab Filter.
Принцип прост, нам нужно подавить все неприятные звуки без потери в яркости вокала.
Далее необходимо прослушать вокал в миксе и понять, какого звучания мы хотим добиться. Если вокал звучит слишком близко, а инструментал насыщен реверберацией, то стоит подрезать нижнюю середину, дабы его немного отдалить. Если же кажется, что вокал слишком плоский и звучит блекло и слабо на фоне мощного и насыщенного инструментала, то стоит вернуться на этап эквализации и уменьшить срез низких частот.
Надеюсь данная статья была полезна. Информация в ней изложена в достаточно краткой форме, поэтому важно понимать, что это всего лишь методические советы на основе моего личного опыта работы со звуком, и все это лишь мое мнение.