Мне всегда хотелось о важном и трудном говорить просто и с иронией. Обычно в этом деле неоценима помощь неглупых мужиков.
Про женщин не говорю, ибо они от природы утонченнее и мудрее. Стоит только развить эту природную мудрость.
Нам еще поможет парень с улицы Сезам - Еник.
Итак, возьмем ситуацию.
Я: Еник, а приходилось ли тебе наступать на одни и те же грабли по несколько раз?
Еник: Конечно. Вот недавно сорвался и нагрубил продавщице в магазине. Говорю себе: нельзя отвечать на грубость грубостью. Но через два дня на меня накричал начальник. Я не выдержал и в ответ послал его подальше. До сих пор стыдно.
Я: Но ведь обычно говорят, что если искренно раскаиваешься и решаешь больше чего-то не делать, то можно уже не повторять эту ошибку. Как в твоем случае: не отвечать на грубость грубостью?
Еник: Да, я так же считаю. Но почему-то в другом месте, и в другое время я вновь срываюсь. Какая-то дурная бесконечность получается: наделаю глупостей, искренне раскаиваюсь и решаю больше не повторять их. Но через некоторое время понимаю, что опять попал в ту же неприятную ситуацию. Какая-то заезженная пластинка получается.
Я: А вот неглупый грек Пифагор считал, что бесконечность будит длиться вечно, если не достигнешь предела.
Еник: Предел? О каком пределе он говорит?
Я: Ну, вот представь себе, что тебе бы удалось как бы выскочить из всех повторяющихся ситуаций, когда ты не сдерживаешься и увидеть "сверху" всю картину. И тогда ты несомненно сможешь увидеть, что ты делаешь не так. И, как говорили древние философы, "извлечь опыт". Или не повторять одних и тех же ошибок.
Еник: Отлично! Только как мне "выскочить" из круговорота повторений?
Я: Никак!
Еник: Ну вот, приехали. Я уже думал, что смогу прекратить этот бег на месте. Сначала обнадежил, потом огорошил. Хороши шутки!
Я: Да, да. Никак не удавалось бы "извлечь опыт" и не наступать сотый раз на одни и те же грабли, если бы философы не сделали грандиозное открытие.
Еник: И какое же открытие они сделали? Мне не терпится узнать.
Я: Они обнаружили, что бывают такие моменты в жизни, когда ты действительно можешь охватить единым взором неприятные ситуации с взаимной грубостью. И ты можешь извлечь смысл. Или просто понять (и увидеть!) раз и навсегда: как не отвечать на грубость грубостью. Пифагор и называл эти моменты пределом или определенностью.
Еник: Пока не совсем понятно про эти необычные ситуации, в которых меняется наше вИдение.
Я: Нам как бы что-то помогает. Подобно совести, которая с очевидностью указывает на нравственное. И нам не надо долго и муторно набираться жизненного опыта. Есть подсказка.
Еник: Мне кажется, что ты не объяснил, а еще больше меня запутал.
Я: Хорошо. Давай об этом поговорим завтра.
Еник: Договорились. На этом же месте и в этот же час.