"Голубой портрет" (1976), который лучше "Вина из одуванчиков"

2,9K прочитали

Вот! Здесь есть, как раз, то самое, чего мне не хватило в экранизации "Вино из одуванчиков" - ощущение долгого-долгого детского лета, множество событий внутри одного дня, но таких событий, будто ничего особенного и не происходит, только... помнить это все ты будешь и годы спустя, как запомнила бабушка Тани мальчишку из своего детства. И еще таких событий, когда внутреннее важнее внешнего.

Кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)
Кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)

А еще это лето заканчивается совершенно внезапно, и ты чувствуешь обиду - как будто кто-то обманул и вырвал из календаря половину дней. И хоп! После первого августа сразу 25-е, а где остальное? Стой, лето, мы еще не успели...

Героям лет по 11-12. Алёша (Валерий Савищев) - деревенский. Мамы у него нет - она ушла из семьи и уехала, бесследно исчезла. Алёша живет с отцом, помогает по хозяйству, пасёт корову. Там, на выпасе, он и познакомился с мальчишками-дачниками - задиристыми, ищущими конфликта. И с девочкой Таней (Дарья Михайлова, кинодебют), которая желала, чтоб её называли Танькой. Тане скучно, в Тане пробуждается женственность, она хочет испробовать её на всех - или, хотя бы, на этих двух: Алёше и Витьке, предводителе дачных.

Алёша (Валера Савищев), кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)
Алёша (Валера Савищев), кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)

С Витькой получается, а с Алёшей не особо - паренёк отдалён от этой городской благополучной девочки. Во-первых, она слишком "не такая"... во-вторых, ему не до неё... в-третьих, у него есть мечта и важная цель: Алёша хочет во что бы то ни стало успеть доделать воздушный шар и полететь до конца лета - потому что в следующем году он может оказаться слишком тяжелым для самодельного шара.

Таня (Даша Михайлова) кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)
Таня (Даша Михайлова) кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)

Юный воздухоплаватель не зовет Таню с собой - она сама его выслеживает. Она полна той внутренней уверенности, которая дает ей возможность не бояться быть навязчивой, она желает покорить этого мальчишку. Слово за словом, дело за делом - ребята сближаются. И, узнав, что у шара нет обшивки, Таня предлагает принести бабушкины шёлковые шторы - потому что они всё равно лежат просто так и никому не нужны.

Бабушка (Варвара Сошальская-Розалион), кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)
Бабушка (Варвара Сошальская-Розалион), кадр из фильма "Голубой портрет" (1976)

Конечно, она не собирается никому сообщать об этом заимствовании, бабушка (Варвара Сошальская-Розалион) лишь случайно оказалась дома, а прояснив ситуацию... не только соглашается отдать шторы, но и собственноручно сшить чехол для шара. Ребята удивились такому странному поведению бабушки - меньше всего можно было ожидать от кого-то взрослого искреннего содействия в подготовке к опасной авантюре...

Позже, конечно, всё выяснится, но важно совсем не это, а, как я уже писал выше, атмосфера. И то, что происходит внутри у каждого из героев...

Кое-кто "Голубой портрет" сравнивает с фильмом "Сто дней после детства", но - нет. Ничего общего. А вот с книгой "Вино из одуванчиков" параллелей много. По-моему, истоки там, у Брэдбери.

"Голубой портрет" - дебютная картина для Даши Михайловой, единственной из детей, участвовавших в этом фильме, ставшей актрисой. Через четыре года зрители увидят её в "Валентине" Глеба Панфилова, а позже - в главных ролях в фильмах "Звездопад" (1981), "Еще до войны" (1982), "Серафим Полубес и другие жители Земли" (1983) и других.

Михайлова - одна из немногих актрис, кто не прекращал сниматься и в 90-е, да и в наше время она в кино и сериалах появляется довольно часто, причем, далеко не только в эпизодах.

Полное оглавление канала "Советское кино"

Оригинал статьи находится в моём киноблоге