Воспоминания летчика ВВС США, подполковника в отставке Хьюи Лэмба о своей встрече с реактивным самолетом "Мессершмитт" Me. 262. Оригинал статьи напечатан в журнале "Word War II" за февраль 2021 года.
". . . еще в детстве я мечтал о полетах!"
В конце 1942 года 18-ти летний Хьюи Лэмб закончил Кадетский корпус (что-то вроде военной кафедры) Техасского университета A&M. После этого он поступил на курсы летчиков-истребителей. После окончания обучения в составе 78-й истребительной группы 82-й истребительной эскадрильи его отправляют в Англию.
За время службы, тогда еще в звании капитана, Лэмб летал на P-47 "Thunderbolt" и P-51 "Mustang". Выполнил 61 боевой вылет. Пережил крушение на Р-51 из-за технической неисправности самолета, которая произошла в небе над Ла-Маншем.
Прежде чем продолжить. Небольшая история из его рассказа, которая связана с жизнью американских летчиков в Англии.
"Обычно мы получали увольнение на выходные и отправлялись в Лондон. Мы ходили в бары, пили пиво и знакомились с местными девушками. Мы набивались в грузовик, который отвозил нас в Кембридж. Там было наше любимое заведение под названием "У Дороти". Обратно мы возвращались на бронетранспортере.
Когда мы приехали в Англию, каждому летчику 82-й истребительной эскадрильи подарили велосипед. Мы ездили на них как сумасшедшие, как будто это были наши самолеты. Постоянно соревновались друг с другом. Поэтому было много несчастных случаев, а травмированные летчики не могли выполнять поставленных задач. Тогда наш командир сказал: Избавьтесь от всех велосипедов! Больше мы их не видели.
Однажды мы сидели в баре в центре Лондона, когда на город обрушились несколько ракет Фау-2. Это было совсем не весело. Одна из ракет упала в нескольких кварталах от нас. Повылетали стекла домов и автомобилей, и я пару дней очень плохо слышал.
Моя первая победа в небе.
Мы выполняли миссию по защите бомбардировщиков. Их целью был завод на севере Германии. Полковник Джозеф Майерс вел группу бомбардировщиков на большой высоте. Мы шли немного ниже и позади их эшелона. В какой-то момент полковник Майерс передал нам по рации: "Срочно поднимайтесь, нас атакуют!". Огромная "стая" немецких истребителей направлялась к нашим бомбардировщикам. Это был не строй, как у нас. Их были сотни. Выглядели они как рой пчел. В какой-то момент я осмотрелся и увидел истребитель Me.109. Его пулеметы сверкали, он стрелял в меня. Я совершил маневр уклонения и стал пытаться выкрутить свой "Мустанг" чтобы зайти ему в хвост. Но у меня не было времени даже выстрелить в него. Командир звена сбил его первым.
Примерно через две недели, 12 октября 1944 года, произошло нечто подобное. Я был ведомым, когда мы увидели одинокий Ме.109. Он летел довольно низко к земле. Мой командир начал заходить не него, но шел он слишком быстро и поэтому прошел мимо и промахнулся. Я понял, что мне нужно притормозить перед атакой. Только снизив скорость я смог сбить его. Это был не совсем честный бой. У немца не было ни единого шанса. Но я считаю, что он сделал бы то же самое со мной, будь у него такая возможность.
Всего через три дня после этого я встретил Me-262.
Мы вели свои Р-47 на бреющем полете, чтобы нанести удар по сортировочным станциям в Германии. Я был ведомым капитана Джона Брауна из Королевских ВВС “Орлиные Эскадрильи” (американские добровольцы в составе RAF). Мы атаковали наземные цели и уничтожили пять поездов. Сразу после окончании задания Джон сказал: "Давайте возвращаться!". У него была поговорка: “Атакуй, убегай и живи, чтобы сражаться еще один день!”
Наше звено атаковало первым. Поэтому мы покидали район примерно на 15-20 минут раньше, чем другие ребята. Мы шли на высоте около 1600 метров, и я увидел самолет идущий ниже нас примерно на 600 метров. Я предупредил Джона, который не мог его заметить. Он приказал мне проверить. Я "нырнул" вниз и быстро набрал скорость. Спидометр показывал 650 км/час, но я всё еще не мог догнать его. Поэтому я включил "впрыск воды" чтобы ненадолго увеличить мощность двигателя. Думаю, это дало мне еще около 40 км/час.
Тандерболт Р-47 в модификации D-5 стал первым массовым самолетом, который получил систему впрыска воды в цилиндры двигателя.
Но я все еще не мог догнать его. Я выпустил короткую очередь ему в след, чтобы он увидел меня. Немецкий самолет совершил поворот влево, и я смог срезать угол и приблизиться. Я открыл огонь, и несколько пуль попали в него. Немец сразу выпрямил самолет, но к тому времени я уже был прямо за ним. Он вёл меня к зенитному коридору на свой аэродром. Тогда я еще не знал этого.
Боеприпасы заканчивались, поэтому я стрелял пулеметами одного крыла и только на близком расстоянии. Примерно со 160 метров. В итоге я попал по левому двигателю. Самолет резко перевернулся на спину и сразу же взорвался. Горящим шаром он упал на землю. Я сбавил скорость, и в этот же момент по мне открыли огонь зенитные орудия.
Пилотировал немецкий самолет юнкер фельдфебель Эдгар Юнгханс из бомбардировочной эскадры KG 51 "Эдельвейс" (Kampfgeschwader 51 "Edelweiss"). В этот же день еще один Ме.262 был сильно поврежден лейтенантом Хью Фостером на самолете Р-47.
Мой ведущий видел это и передал по рации: "Ты находишься над аэродромом! Уходи немедленно!”. Я спустил свой самолет так низко, как только мог, чтобы избежать попадания, смог выбраться из под огня и догнать своих. Зенитный снаряд попал мне в хвост, так что руля у меня практически не было. Тогда я пообещал своему командиру, что я сделаю победный пролет над базой в Даксфорде, но не стал этого делать. Без рулевого управления хотелось просто посадить самолет.
Хью Лэмб стал одним из первых летчиков, который сбил реактивный самолет Мессершмитт Me.262. Пять месяцев спустя, 19 марта, Хьюи Лэмб сбил реактивный бомбардировщик AR 234 "Аrado" произошло это в небе Оснабрюком Германия. В отчете Лэмб отметил, что после одного залпа самолет просто развалился. Всего за время войны Тандерболты уничтожили 20 самолетов Me. 262 и четыре Ar 234.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!