3,1K подписчиков

Расшифровка обозначений с тестеров аккумулятора. Что такое SOH , SOC , Rint и иные сокращения.

13K прочитали

Время бежит вперед и сейчас для определения состояния аккумулятора, наравне с привычной нам, нагрузочной вилкой и ареометром, используются тестеры/анализаторы аккумуляторов, рефрактометры. А вместо, лампочек для разряда - электронные нагрузки.

Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешения запрещено.
Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешения запрещено.

И всем хорош, новый парк оборудования. Он использует новые технологии, порой быстрее и точнее в измерениях, но есть одно огромное НО. Оно заключается в том, что в большинстве своем, вся индикация идет на английском языке, и непонятными сокращениями.

Даже если вы, переведете свой прибор на индикацию на русском языке, то сокращение измеренных значений так и останутся на английском.

Не смотря на то, что в продаже тестеров огромное количество. У них разные фирм производители, форм факторы, есть даже те которые совмещают в себе тестер и зарядное устройство. Основные данные которые они измеряют и вычисляют - одинаковы.

Давайте разбираться, что они обозначают, и как их понимать.

1) Battery Voltage V (Напряжение Батареи)

Напряжение на батареи. Тут все просто. Замер напряжения на вашем аккумуляторе в данный момент.

2) Rated Capacity (En,CCA и др.) (Ток холодной прокрутки)

Заявленный (указанные вами значения с этикетки аккумулятора)

3) Test Value (En,CCA и др.) (Измеренный ток холодной прокрутки)

Измеренное значение. Чем выше, тем лучше. Опять же этот параметр расчетный. И условный. Ему я верю как показателю динамики. Но не точным значениям.

4) SOC % (Уровень заряда)

State of charge - Состояние заряда, уровень заряда электрической батареи относительно ее емкости. https://en.wikipedia.org/wiki/State_of_charge

Состояние заряда автомобильной батареи выражается в виде напряжения (OCV) и представляет собой силу, используемую для проворачивания, известного как ток холодного пуска (CCA), через цепь стартера к двигателю.

Предполагая, что батарея полностью заряжена с высоким OCV и имеет хорошее состояние здоровья (SOH), высокий OCV позволит батарее многократно подавать достаточное количество CCA для запуска двигателя и достижения приблизительно 100% его пусковой емкости.

Если у батареи низкий OCV, ее способность отдавать пусковой ток через цепь стартера снижается, что приводит к возможному не запуску, даже если у батареи хороший SOH.

5) SOH % (Уровень жизни/Проценты ёмкости)

"State of Health (SOH, может быть переведено как степень работоспособности аккумулятора) - это величина, отражающая текущее состояние аккумулятора (или аккумуляторной ячейки, или аккумуляторной батареи) по сравнению с его идеальным состоянием. Единицами измерения SOH являются проценты."
https://ru.wikipedia.org/wiki/State_of_Health

SOH автомобильного аккумулятора выражается в амплитуде холодного пуска (CCA) и представляет собой пусковую мощность, которую OCV способен подавать к стартеру через цепь стартера.

Каждый раз, когда батарея разряжается и перезаряжается (циклически), небольшое количество материала пластины, которое химически реагирует с серной кислотой в растворе электролита с образованием электричества, постоянно теряется.

Со временем и в зависимости от таких факторов, как рабочая температура, рабочее состояние заряда и рабочий цикл, это естественное использование материала пластины в конечном итоге приведет к медленному, но неуклонному снижению SOH батареи и ее способности производить CCA, требуемый для запуска двигателя.

Хотя невозможно определить максимальный или минимальный ожидаемый срок службы батареи из-за возможных изменений условий работы батареи, это старение и износ в конечном итоге приведут к отказу батареи при запуске двигателя.

Поскольку SOH не соответствует напрямую никакому физическому параметру, не существует общеупотребительного метода определения SOH. Разработчики могут использовать выходное сопротивление аккумулятора/импеданс/проводимость.

6) Interal Resistance (Rint) mOm (Внутреннее сопротивление)

Внутреннее сопротивление - Internal resistance

Практический источник электроэнергии , который представляет собой линейную электрическую цепь , может, согласно теореме Тевенина , быть представлен в виде идеального источника напряжения , последовательно соединенного с импедансом . Этот импеданс называется внутренним сопротивлением источника. Когда источник питания выдает ток , измеренное выходное напряжение ниже, чем напряжение без нагрузки ; разница - это падение напряжения (произведение тока и сопротивления ), вызванное внутренним сопротивлением. Концепция внутреннего сопротивления применима ко всем видам электрических источников и полезна для анализа многих типов электрических цепей. Взято из Вики.

Каким образом каждый из тестеров определяет этот параметр, известно только производителю. Однако, этот параметр реально измеряется, а не является расчетным как выше озвученные.

7) Test Result. (Результаты теста)

Результаты которые выдает З.У. Советы по использованию АКБ. Для начального уровня знаний - вполне подходит. Для тех кто уже закопался в тему и стал более продвинутым - можно не обращать внимание.

Материал по теме:

1) Нагрузочная вилка против Тестера аккумуляторов. "Дедовский" метод против современных технологий.

2) Как узнать состояние аккумулятора? Диагностика в домашних условиях.

А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат . И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал . Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)