Понимание предмета социологии постоянно движется за меняющимся обществом, находится под влиянием предметных полей других социальных наук и объективно меняется из-за методологического развития социологической науки. Поле социологии выстраивается через взаимодействие и с социальной историей, и с социальной (культурной) антропологией, и с экономсоциологией, и с социальной психологией (А. Мендра). Авторское понимание социологии базируется на идеях О. Конта (позитивная наука, позиция наблюдателя), Э. Дюркгейма (социологический реализм, коллективное сознание), П. Монсона (треугольник абстракций), К. Маркса (неотвратимость социальных изменений), Ф. Ницше (полнота информации), П. Сорокина (большая социология, проводники взаимодействия, социальная мобильность), М. Вебера (понимающая социология), П. Бергера (любопытствующая роль социолога), П. Уинча (социальные отношения – обмен смыслами). Основополагающими понятиями социологии являются понятия общества и социального. Социология изучает тенденции настоящего, она удовлетворяет потребности современного общества в немедленном понимании происходящих социальных явлений.
Рынок труда как объект анализа широко разрабатывается в социологии. Рынок труда точнее называть рынком рабочей силы, процессом купли-продажи предстоящего труда. Рынок труда состоит из экономически активных людей, стремящихся трудиться с целью получить средства к существованию. Находящаяся на пересечении экономики и социологии экономическая социология является связующим элементом между экономическим и социологическим знаниями. Проблемы функционирования рынка труда возникают на стыке социальной и экономической сфер общества. Рынок труда занимает важное место в фундаменте рыночных отношений. Существует множество подходов к исследованию рынка труда как объекта социологического анализа, среди них – и социально-структурный, и социально-системный, и социально-конструкционный, и конфликтологический. В нашем исследовании рынка труда более важен структурный и социокультурный подходы. Институты рынка труда, как правила поведения и способы их поддержания, включают в себя права собственности, управленческие схемы и правила обмена рабочей силой. К структурным элементам рынка труда относятся человеческие ресурсы, организации и деловые связи. Структуры и институты рынка труда тесно связаны между собой. Социологический анализ рынка труда может выходить за рамки экономической социологии и социологии труда в силу того, что на рынке труда функционируют социальные институты, социальные процессы и социальные субъекты, между которыми складываются социальные отношения. Методология социального пространства и социальных процессов позволяет выявить новые грани и социальные характеристики рынка труда в динамике современного общества.
Качественные трансформации современного рынка труда требуют расширения методологических возможностей концепции социального пространства для его более углубленного динамического анализа в предметном поле социологии. Одним из основных методологических приемов, позволяющих осуществить такой анализ, является введение в социологический оборот авторских понятий близости, выбора и ограниченности. Понятие близости отражает первичные пространственно-временные отношения, оно может быть использовано при изучении динамики социального пространства рынка труда и профессионалов, когда важно рассмотреть его историю, взаимодействия элементов, сближения и возникновения профессий. Оно позволяет отслеживать относительную дистанцию между объектами и субъектами в пространстве. Могут быть выделены близости пространственные, временные, с разной интенсивностью взаимодействия, случайные, информационные, с проводниками и без них, возникающие при социальном познании. Внутренние закономерности пространственных близостей связаны с последовательностью присутствия элементов пространства в социальном месте, с их эмоциональным влиянием друг на друга на маленькой дистанции, с социальной функцией, социальными сетями, солидарностью. Временные близости связаны с передачей в мире повседневности социальных идей и представлений от одного поколения к другому без посредников. Близости возникают при социальном познании, при условии появления пространственных, временных дистанций между субъектом и объектом исследования, следствием чего является определение конкретного познавательного метода.
Понятие выбора как социального и социально детерминированного личностного феномена в контексте анализа пространства рынка труда может быть использовано для раскрытия процессов заполнения и перемещения представителей рабочей силы. Выбор человека повседневен, дискретен, кумулятивен, рационален, эмоционален, детерминирован прошлыми выборами, случаен, биографичен, детерминирован близостями, связан с жизненными смыслами, осуществляется под влиянием социального окружения. Ситуация выбора особенно актуализирована для молодежи, как жизненное пространство в целом и пространство рынка труда, в частности. Содержание темпоральности выбора - жизненного и профессионального пути - может быть проинтерпретировано как совокупность экзистенциальных ценностей. К категории выборов примыкает категория ограниченности, понимаемая как выстраивание в пространстве границы от чего-либо другого. Выбор часто происходит при ограничении принимаемых в расчет критериев. Ограниченность присутствует в любой системе, правилах игры, профессиональной деятельности, культуре, традиции, этической системе.