МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РЫНКА ТРУДА

Понимание пред­мета социологии постоянно дви­жется за меняющимся обществом, находится под влиянием пред­метных полей дру­гих соци­альных наук и объективно меняется из-за методологического разви­тия со­циологиче­ской науки. Поле социологии выстраивается через взаимо­действие и с социальной исто­рией, и с социальной (культур­ной) антрополо­гией, и с экономсоциологией, и с социальной психологией (А. Мендра). Ав­торское понимание социологии базируется на идеях О. Конта (позитивная наука, позиция наблюдателя), Э. Дюркгейма (социо­логический реализм, кол­лективное сознание), П. Монсона (треугольник аб­стракций), К. Маркса (неот­вратимость социальных изменений), Ф. Ницше (полнота информации), П. Со­рокина (большая социология, проводники взаимодействия, социальная мо­бильность), М. Вебера (понимающая социо­логия), П. Бергера (любопытст­вующая роль социолога), П. Уинча (социаль­ные отношения – обмен смыс­лами). Основополагающими понятиями со­циологии являются понятия обще­ства и социального. Социология изучает тенденции на­стоя­щего, она удовле­творяет потребно­сти современного общества в немедленном понимании про­исходя­щих соци­альных явлений.

Рынок труда как объект анализа широко разрабатывается в социологии. Рынок труда точнее называть рынком рабочей силы, процессом купли-про­дажи предстоящего труда. Рынок труда состоит из экономически активных людей, стремящихся трудиться с целью получить средства к существованию. Находящаяся на пересечении экономики и социологии экономическая социо­логия является связующим элементом между экономическим и социологиче­ским знаниями. Проблемы функционирования рынка труда возникают на стыке социальной и экономической сфер общества. Рынок труда занимает важное место в фундаменте рыночных отношений. Существует множество подходов к исследованию рынка труда как объекта социологического анализа, среди них – и социально-структурный, и социально-системный, и социально-конструк­ционный, и конфликтологический. В нашем исследовании рынка труда более важен структурный и социокультурный подходы. Институты рынка труда, как правила поведения и способы их поддержания, включают в себя права собст­венности, управленческие схемы и правила обмена рабочей силой. К струк­турным элементам рынка труда относятся человеческие ресурсы, организации и деловые связи. Структуры и институты рынка труда тесно связаны между собой. Социологический анализ рынка труда может выходить за рамки эконо­мической социологии и социологии труда в силу того, что на рынке труда функционируют социальные институты, социальные процессы и социальные субъекты, между которыми складываются социальные отношения. Методоло­гия социального пространства и социальных процессов позволяет вы­явить новые грани и социальные характеристики рынка труда в динамике со­временного общества.

Качественные трансформации современного рынка труда тре­буют рас­ширения методологических возможностей концепции социаль­ного простран­ства для его более углубленного динамического анализа в предметном поле социологии. Одним из основных методологических приемов, позволяющих осуществить такой анализ, является введение в со­циологический оборот ав­торских понятий близости, выбора и ограничен­ности. Поня­тие близости от­ражает первичные пространственно-временные отношения, оно может быть использовано при изучении динамики соци­ального пространства рынка труда и профессионалов, когда важно рас­смотреть его историю, взаимодействия элементов, сближения и возникно­вения профессий. Оно позволяет отслежи­вать относительную дистанцию между объектами и субъектами в простран­стве. Могут быть выделены близости пространственные, временные, с разной интенсивно­стью взаимо­действия, случайные, информационные, с проводни­ками и без них, возни­кающие при социальном познании. Внутренние законо­мерности простран­ственных близостей связаны с последовательностью при­сутствия элемен­тов пространства в социальном месте, с их эмоциональным влия­нием друг на друга на маленькой дистанции, с социальной функцией, со­циальными сетями, солидарностью. Временные близости связаны с пере­дачей в мире повседневности социальных идей и представлений от одного поколе­ния к другому без посредников. Близости возникают при социаль­ном позна­нии, при условии появления пространственных, временных дис­танций между субъектом и объектом исследования, следствием чего явля­ется определе­ние конкретного познавательного метода.

Понятие выбора как социального и социально детерминирован­ного личностного феномена в контексте анализа пространства рынка труда может быть использовано для раскрытия процессов заполнения и переме­щения пред­ставителей рабочей силы. Выбор человека повседневен, дис­кретен, кумуляти­вен, рационален, эмоционален, детерминирован про­шлыми выборами, слу­чаен, биографичен, детерминирован близостями, связан с жизненными смыс­лами, осуществляется под влиянием социаль­ного окружения. Ситуация вы­бора особенно актуализирована для моло­дежи, как жизненное простран­ство в целом и пространство рынка труда, в частности. Содержание темпоральности вы­бора - жизненного и профес­сионального пути - может быть проинтерпрети­ровано как совокупность экзистенциальных ценностей. К категории выбо­ров примыкает категория ограниченности, понимаемая как выстраивание в про­странстве границы от чего-либо другого. Выбор часто происходит при огра­ничении принимае­мых в расчет критериев. Ограниченность при­сутствует в любой системе, правилах игры, профессиональной деятельно­сти, культуре, традиции, эти­ческой системе.