Найти тему

Что дозволено коллекторам и куда обращаться, если они переходят границы?

Неприятная, но местами любопытная история произошла в автомобильно-правовом пространстве. Каршеринговую компанию наказали за жестокое поведение с клиентом-должником. При этом статья, по которой вынесли приговор, антиколлекторская, а компания-виновник к коллекторской деятельности не имеет отношения. Просто возомнили себя таковыми и погорели на этом. С такой ситуацией может столкнуться каждый, поэтому нужно знать свои права. О том, как понять, что взыскатели долгов переходят границы дозволенного и куда при этом обращаться, разберемся в этом выпуске.

фото: pixabay
фото: pixabay

Тверской районный суд Москвы создал важный прецедент: впервые оштрафована каршеринговая компания за нарушение правил взыскания долгов. За грубые звонки своему клиенту-должнику автохамы должны заплатить штраф 30 тысяч рублей. Немного, но главное, что справедливость восторжествовала.

Интересно, что по антиколлекторской статье наказана не коллекторская компания. В данном случае заняться общением с должником лично решили представители сервиса по аренде машин.

Все началось с того, что одна из клиенток компании летом прошлого года попала в аварию. Поскольку она была виновата, то у сервиса проката авто возникли к ней финансовые претензии.

Как объяснили в суде представители каршеринговой компании, женщина нарушила ПДД, а это, помимо прочего, еще являлось и нарушением договора аренды автомобиля. Поэтому, согласно условиям договора, на нее наложили штраф. Чтобы выяснить, как она намерена расплатиться, бизнесмены стали названивать и грубить ей. Когда же приставы составили на сервис проката протокол, автовладельцы искренне удивились: они ведь не банк и не коллекторы, какие к ним претензии? Юристы каршеринговой фирмы искреннее полагали, что быть вежливыми обязаны только банкиры и коллекторы.

Но это не так! Правила распространяются на всех. Еще в 2017 году вступил в силу закон, который ввел правила взыскания долгов. Подробнее о том, на что имеет право коллекторы, Авторадио рассказал адвокат Илья Пакконен.

– Они имеют право проводить ограниченное количество разговоров. По-моему, это не более 1-2 звонков в день и суммарно не более какого-то количества в неделю. Причем, речь идёт о содержательном разговоре, то есть, чтобы коллектор с должником переговорили. Не просто идёт звонок, никто трубку не снимает, и больше одного раза они звонить не имеют права. Нет, подход другой. Содержательный подход о задолженности может быть ограничен, а если никто трубку не берёт то, конечно, коллектор имеет право дозваниваться, сколько угодно. То же самое ограничение касается личных визитов домой и на работу.

Представители сервиса проката авто стали названивать женщине чаще, чем раз в сутки, и всячески ее унижать, думая, что правила их не касаются. Если с вами такое происходило или происходит сейчас, не терпите! Обращайтесь за помощью!

Илья Пакконен: «Обращаться можно, во-первых, в Федеральную службу судебных приставов – это орган, который ведёт реестр всех коллекторов. Он имеет право надзорной деятельности, и туда можно обратиться за защитой своих прав должника. Нужно понимать, что Федеральная служба судебных приставов основной деятельностью имеет взыскания задолженности, поэтому особо радушного приёма не будет, но, тем не менее, если задача поставить коллекторов в какие-то рамки, то к приставам с такой жалобой можно. Кроме того, есть общие способы обжалования – это прокуратура, обжалования в суд».

При всем этом есть важный момент, без которого дальше жалобы дело не пойдет. Подробности у нашего эксперта.

Илья Пакконен: «Должники при подобных обращениях должны предоставить какие-то доказательства. Первое, что нужно посоветовать нашим слушателям – это постараться быть готовым к тому, чтобы с первой секунды разговора зафиксировать на диктофон телефонный разговор. Надо включить аудио- или видеозапись, чтобы зафиксировать то, что происходит. Потому что при отсутствии доказательств, куда не обращайся, хоть в суд, хоть в прокуратуру, в любом случае, нужно будет доказывать факт нецензурного обращения или каких-то других нарушений.

В данном случае судебные приставы представили в суд доказательства: детализацию телефонных звонков, расшифровку аудиозаписей телефонных разговоров, распечатку переписки по электронной почте и мессенджерам и т.п. По всему выходило, что сотрудники каршеринга банально доставали клиентку. И не просто звонили чаще, чем раз в день, но и "оказывали психологическое давление на должника с использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника". То есть действовали как какие-то лихие коллекторы. Поэтому суд и наказал сервис проката по коллекторской статье. Все логично.

Напомним также, что сейчас готовится целый ряд инициатив, усиливающих ответственность за нарушение процедуры взыскания долгов. Например, предлагается повысить штрафы. А еще коллекторам и всем, кто взыскивает долг, планируют запретить звонить родным и близким должника.