Начало смотри: https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/velikii-russkii-narod-vvedenie-60493738013fe76fa3cec4d0
(Орфография оригинала)
Одним из основных качеств русского народа является его беспредельная любовь к Родине. Этим он славится с древнейших времён. В своей народной поэзии, в песнях и поговорках русский народ с великой любовью говорит о широких раздольях русской земли: «долинушке широкой», «травушке шелковой», о дремучих лесах, полноводных реках, синих морях.
Образ Родины сильно и ярко звучал даже в самых ранних произведениях древнерусской письменности, близкой к народному творчеству.
О светом светлая, украшеньем украшенная Земля русская!
И многими красотами удивляешь ты:
Озёрами многими удивляешь ты,
Реками и колодцами почитаемыми,
Горами крутыми, холмами высокими, Дубравами чистыми, полянами дивными, Зверями различными, птицами бесчисленными, Городами великими, сёлами дива достойными... Всего ты исполнена, земля русская...
Так вдохновенно воспевает русскую землю поэт XIII века.
Своей Родине русский народ дал самое тёплое и задушевное название: «Родина-мать». В песнях, былинах и сказаниях он обращается к Родине с сыновней нежностью: «Матушка, земля светлорусская!»
Это глубокое чувство любви к Родине росло и крепло в борьбе с природой и многочисленными внешними врагами, стремившимися захватить нашу землю и покорить русский народ.
Обширная восточноевропейская равнина, которую искони заселяли русские люди, отличалась более суровым климатом, чем западная часть Европы. Борьба с природой требовала тяжёлого и упорного труда. Земледельцы примитивными орудиями настойчиво вскапывали целину для пашни. Стойко перенося холод и голод, охотники терпеливо подстерегали добычу в лесах и, рискуя жизнью, вступали в единоборство со зверем.
Русским людям и их далёким предкам приходилось «с изумительно крепким долготерпением», как писал историк Костомаров, отстаивать своё существование не только в борьбе с суровой природой, но и в борьбе с иноземными врагами.
Стойкость характера и терпение, которые испокон веков вырабатывали в себе предки русского народа и которые постепенно становились его национальными чертами, поражали иностранцев, попадавших в Киевскую или Московскую Русь. Но иноземцы не могли понять причин, породивших такие национальные черты. А причины эти нужно было искать прежде всего в исторической обстановке.
С незапамятных времён в нашу страну вторгались многочисленные завоеватели с востока и запада, привлекаемые обширными и богатыми русскими землями. Русский народ с первых шагов своего развития вынужден был в жестоких боях отстаивать свою независимость. Он героически отражал натиск врагов и показывал высокий образец воинской доблести, беззаветной преданности и любви к своей Родине.
Привязанностью к родной земле отличались ещё предки русского народа — восточные славяне. Они храбро и самоотверженно защищали свою землю. Даже враждебные славянам писатели, такие, как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, любимом герое русского эпоса, крестьянском сыне Илье Муромце. По преданиям старины, Илья Муромец не боялся сказать князьям правду в глаза, если они проявляли трусость и нерешительность в грозное для Родины время. Он призывал богатырей итти в бой с врагом:
Не для ради князя Владимира —
Да не для ради княгини Апраксии,
Да для ради земли светло-Русския,
Да для ради вдов, сирот, людей бедныих.
Многие былины описывают, как богатыри закрывали врагам путь на русскую землю, как они шли в бой, не боясь численного превосходства противника, твёрдо веря в правоту своего дела, в свою победу. Когда князь Владимир спрашивал богатырей, хотят ли они постоять за землю святорусскую, отбить врагов и сохранить родную Русь, былинные богатыри отвечали ему:
Мы желаем, князь, воевать идти против царища-то,
Мы желаем-то всё отбить же, защитить всю землю русскую.
А и вот не честь будет ведь наша молодецкая,
Вот не выслуга ведь будет богатырская,
Как ведь трусы мы ведь будем, трусы слабые,
Когда не победим же зла царища немилослива.
В литературных произведениях древней Руси звучит призыв к объединению русских людей для общего отпора врагу. Глубоким патриотизмом проникнута замечательная поэма неизвестного древнерусского автора «Слово о полку Игореве». Эта песня-поэма XII века призывает князей объединиться и отомстить половцам «за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
Маркс высоко ценил идейное и художественное значение этого замечательного произведения древней русской литературы XII века, подчёркивая, что «смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов» [Примечание: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXII, стр. 122].
Монголы, покорившие среднеазиатские государства, появились в северокавказских степях в 1223 году. Монгольские завоеватели всё разрушали на своём пути, а людей превращали в своих рабов или в данников. Монголо-татары обложили Русь тяжёлой данью, посадили повсюду своих наместников, а в низовьях Волги основали своё государство — Золотую Орду. Сборщики дани — баскаки — рыскали по всей русской земле и жестоко расправлялись со всеми, кто не мог платить обременительной дани.
В исторической песне «О Щелкане Дудентьевиче» описывается, как татарский наместник Чолхан, прозванный в народе Щелканом, грабил тверичей и издевался над ними. В песне рассказывается:
Брал он, млад Щелкан,
Дани невыходы, царски невыплаты...
У которых денег нет —
У того дитя возьмёт;
У которого дитя нет —
У того жену возьмёт;
У которого жены-то нет —
Того самого головой возьмёт.
Не могли больше терпеть этого тверичи; поднялись против татар, перебили насильников, схватили и Щелкана:
Один ухватил за волосы,
А другой и за ноги,
И тут его разорвали.
Повсюду поднимались против татар-захватчиков русские люди. Они уничтожали баскаков, поднимали восстания и отказывались платить дань. Этот период в истории Руси характеризуется непрерывной борьбой народа за свою независимость. Упорная и жестокая борьба ослабила силы монголо-татарских завоевателей и помешала их продвижению в Западную Европу. Русский народ принял на себя главный удар монголов и спас народы Западной Европы от их нашествия. А. С. Пушкин писал, что необозримые равнины России поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы. Это обстоятельство дало возможность «образующемуся просвещению», по выражению Пушкина, свободно развиваться на Западе, в то время как историческое развитие русского народа задержалось по крайней мере на два с половиной столетия.
Во второй половине XIV века сопротивление русского народа татарам стало выливаться в открытые восстания. В 1378 году на берегу реки Вожи русскими войсками был разбит мурза Бегич, а ещё через два года в исторической битве на поле Куликовом московский князь Дмитрий Донской наголову разбил полчища Мамая и нанёс сокрушительный удар Золотой Орде. Могущество татар было навсегда подорвано.
В XIII—XIV веках русский народ выступил спасителем народов России и Западной Европы и от другой грозной опасности — немецких «псов-рыцарей».
Немецкие феодалы издавна стремились завладеть землями западных и южных славян и прибалтийских народов. В XII и начале XIII века немецкие «псы- рыцари» под видом крестовых походов проводили поголовное истребление и порабощение латышей, эстов, литовцев и ливов. Упорная борьба пруссов—народа, родственного литовцам, закончилась полным истреблением их. Целые области были превращены в безлюдные пустыни. Одновременно немецкая феодальная знать неслыханно жестокими методами покоряла Италию, подвергая богатые итальянские города ограблению и разрушению. На севере немецкие феодалы начали продвижение в земли фризов, а на юго-востоке — в придунайские территории. Европе грозила страшная опасность уничтожения или порабощения. Но в 1242 году «псы-рыцари» встретили на льду Чудского озера со стороны русских войск под водительством замечательного полководца Александра Невского такой удар, от которого они никогда уже не могли оправиться.
Когда Александр Невский собирал силы для разгрома немецких рыцарей, на помощь ему пришли карелы, ижоры, литовцы и другие народы. Таким образом, для защиты русской земли Александр Невский сумел объединить не только многие русские города и княжества, но и нерусских соседей.
«Ледовое побоище», как назвали на Руси битву на Чудском озере, показало растущее самосознание и спаянность русского народа в борьбе за свою независимость.
Битва на Чудском озере приостановила продвижение немецких захватчиков на восток. В жестокой борьбе с
немецкими феодалами русский народ отстоял .свою независимость и избежал той участи, которая постигла эстонцев и латышей, на несколько столетий подпавших под немецкое иго. Разгром немецких рыцарей имел всемирно-историческое значение. Силы их были так подорваны, что мечтать о господстве в Европе они уже не могли. Европа была спасена русским народом.
В долгой и трудной борьбе с немецкими поработителями народы Прибалтики возлагали все свои надежды на помощь русского народа. Просто и трогательно поётся об этом в латышской народной песне:
Русский, русский, обернись-ка!
Едет немец, гость незваный.
Глянь, суконце алое Белым морем стелется.
Русский, русский, что ты дремлешь?
Немец в гости к нам назвался.
Обувайся, одевайся,
Свой топорик наточи!
Русский народ неоднократно приходил на помощь народам Прибалтики в их освободительной борьбе с немецкими захватчиками. Особенно большую помощь он оказал им во время знаменитого эстонского восстания в 1343 году.
Два посланца восставших эстов прибыли в Псков с просьбой о помощи. Псковичи немедленно начали подготовку к походу. Восстание в это время приняло грозные размеры. Немецким захватчикам удалось уничтожить вождей восстания и ещё до прибытия русских войск разгромить отряды плохо вооружённых эстонских крестьян. Это не остановило русских воинов. В мае 1343 года они перешли границу и вторглись в глубь Ливонии. Как рассказывает летописец, между русскими и немецкими войсками 1 июня произошёл жестокий бой. Псковичи перед боем говорили: «Не посрамим отцов своих и дедов, постоим за своё отечество». Сеча была великая, псковичи сражались храбро и разбили немцев.
В XIV веке усилило борьбу с немцами и Литовское княжество, к которому в то время были присоединены западнорусские земли. Власть князя Литовского русские князья признали для того, чтобы избегнуть татаркой зависимости. Русское ядро усилило сопротивление Литовского княжества немецким захватчикам, наступление которых сопровождалось страшными жестокостями но отношению к населению, грабежами и разорением городов и деревень.
15 июля 1410 года между Грюнвальдом и Танненбергом произошла решающая битва с немецкими рыцарями, в которой участвовали русские, поляки, литовцы, белорусом, украинцы и чехи. Стремясь прорвать фронт на левом фланге, где находились литовцы, германские рыцари обрушили на этот участок всю свою силу. Теснимые неприятелем, литовцы и поляки начали отступать. Но три русских полка остались на месте и стойко отражали удары. Это стоило жизни почти всем воинам одного из полков; людской состав двух других полков был уничтожен наполовину.
Энергичному литовскому князю Витовту удалось остановить отступление литовцев и поляков. Вслед за тем русско-литовское войско нанесло рыцарям сокрушительное поражение, в результате которого они вернули Литве Жмудь. Благодаря мужеству русских воинов Жмудь освободилась от рабства и гнёта немецких завоевателей.
Таким образом, даже в условиях феодальной раздробленности в русских людях уже сказывались те благородные черты, которые впоследствии оформились как национальные особенности русского народа — народа- героя, народа-воина, беспредельно любящего свою Родину, готового по первому зову встать на защиту свободы и независимости своей страны и всех населяющих её народов.