18,2K подписчиков

"Дюймовочка" по-русски: героиня обязательно бы вернулась к маме

Это раньше "Дюймовочка" казалась логичным и гармоничным произведением: девочка постепенно взрослеет и устраивает свою судьбу рядом с симпатичным женихом.

И только тогда, когда сама становишься матерью, на многое начинаешь смотреть иначе. Вдруг становится непонятно, почему все позабыли о женщине, чья бездетность и положила начало известной истории.

Это раньше "Дюймовочка" казалась логичным и гармоничным произведением: девочка постепенно взрослеет и устраивает свою судьбу рядом с симпатичным женихом.

После длительных мытарств и переживаний героиня, наконец, обретает ребёнка и теряет его в первые же сутки. Дальше все акценты смещаются на девочку, а сказочный финал заставляет умиляться даже самого равнодушного читателя. Однако никто, абсолютно никто не вспоминает о женщине, потерявшей свою крошечную девочку. Да и сама девочка ни разу не вспомнила о матери.

И тут мне так и хочется провести параллели с русскими сказками, в которых дети всегда возвращаются к своим родителям. Проходят все испытания только для того, чтобы вернуться в родной дом.

Достаточно вспомнить сказку "Маша и медведь", чтобы понять, на какие ухищрения способна пойти маленькая девочка, дабы обмануть огромного зверя и вернуться в отчий дом. Кто не помнит эту известную фразу: "Не садись на пенёк"?

Всю сказку Маша тоскует по родителям и пытается вернуться обратно, хотя медведь её не обижал, а похитил просто для того, чтобы не было одиноко в лесу.

Это раньше "Дюймовочка" казалась логичным и гармоничным произведением: девочка постепенно взрослеет и устраивает свою судьбу рядом с симпатичным женихом.-2

Или возьмём, например, "Гуси-лебеди", где сестра следует за похитителями братца, а после всех приключений радостно возвращается домой, чтобы снова обнять родителей.

Почему-то мне кажется, что тут всё дело в различии менталитетов: русскому человеку всегда важна семья, важны корни, важна родина. Он привязан к своим родителям, к своему родовому месту.

За рубежом всё иначе: ребёнок, вырастая, автоматически становится самостоятельной единицей, а родители, как и бабушки с дедушками начинают активно жить для себя.

Так, вероятно, было раньше. И так, вероятно, есть сейчас.

Однако западная модель взаимодействия с семьёй нам не свойственна. Мы частично пытаемся её перенять, но ощущаем явный дискомфорт: связи разрываются, одиночество одолевает, а в конечном итоге не ощущаем того счастья, которое нам кем-то обещано.

Это раньше "Дюймовочка" казалась логичным и гармоничным произведением: девочка постепенно взрослеет и устраивает свою судьбу рядом с симпатичным женихом.-3

Мне кажется, что природу, историю, менталитет и народную культуру не обманешь: сильна наша связь с предками, так и чего с ней бороться, ради чего её высмеивать? Счастливы те люди у нас, кто является частью большой семьи и не пытается отстоять свои личные границы. Те счастливы, кто живёт жизнью своей семьи, радуется и веселится вместе с внуками, помогает детям и при этом не называют мужа или жену партнёром.

Сидит бабушка и вспоминает, как они с дедом в лес ходили да на речке загорали. С дедом, а не с партнёром. Замените слово "дед" на бездушное слово "партнёр" и ничего не выйдет. Душевность ускользнёт, аромат прошлого поблекнет, а жизнь покажется призрачной и бессмысленной.

Ровно, как и мама всегда остаётся мамой. При одном только слове мурашки по коже бегут, всё детство в душу снова прокрадывается и начинает беззаботно хохотать во всё горло.

А теперь представьте, что у вас есть не мама, а родитель, который родил. Не знаю, как у вас, у меня сразу киборги перед глазами. Отказываясь от гендерных "стереотипов", мы теряем часть духовной жизни. Мы утрачиваем что-то реально важное и ценное.

Да, мы всё любим "Дюймовочку". Мы все ценим творчество Андерсена. Но ответьте себе честно на вопрос, хотели бы навсегда утратить связь с мамой или хотели бы вернуться к ней, несмотря ни на что?

Думаю, не надо нам перенимать модели других государств с другой культурой и другими традициями. Чужие сказки хороши в качестве культурного обогащения, но не в качестве подмены собственной культуры.

И я уверена, что если бы "Дюймовочка" была создана в России, то героиня бы точно вернулась в конечном итоге к женщине, которая так сильно ждала её и которая с такой любовью сделала для неё кроватку из скорлупы грецкого ореха. Мы же родом из детства, не так ли?

Это раньше "Дюймовочка" казалась логичным и гармоничным произведением: девочка постепенно взрослеет и устраивает свою судьбу рядом с симпатичным женихом.-4