На мой взгляд, тема расизма всегда была и будет актуальной для США. Как для нас некоторые жизненные ситуации сравнивают с крепостным правом, так там любой мельчайший намёк на угнетение или дискриминацию сразу получает широкий общественный резонанс. Конечно, этой темы всегда касались многие голливудские кинематографисты, но самым одиозным среди них остается легендарный Спайк Ли. Одна из его недавних картин «Чёрный клановец» как раз рассказывает реальную историю чернокожего полицейского, тайно внедрившегося в печально известную организацию Ку-клукс-клан и развалившего её изнутри.
Синопсис Начало 1970-х, Колорадо-Спрингс. Обычный чернокожий парень Рон Сталворт решает посвятить жизнь борьбе с преступностью и устраивается на работу в местный полицейский участник, став первым темнокожим полицейским в истории города. Поначалу не все с радушием принимают нового коллегу, но, доказав свою преданность делу и умение проявлять необходимые для его профессии навыки, он быстро вырастает до должности полицейского-детектива. Однажды шутки ради Рон решает позвонить в местное отделение Ку-клукс-клана и решает вступить в него, но неожиданно эта шутка оборачивается полномасштабной операцией по предотвращении готовящегося теракта.
Игра актёров Фильм стал фактически первым полноценным дебютом для Джона Дэвида Вашингтона, который хотя и снимался прежде, но именно здесь ему была отведена главная роль. В фильме он воплотил образ реального Рона Сталворта, первого чернокожего полицейского в истории Колорадо-Спрингс. Хотя его персонаж привык к проявлению дискриминации и отчасти разделяет взгляды общественных движений и организаций, всё же его герой не привык разделять людей по цвету кожи, национальности или вероисповеданию, видя в каждом равного себе. Также стоит отметить Адама Драйвера в роли напарника Рона полицейского Флипа Циммермана, который хотя и является евреев по происхождению, но никогда прежде не идентифицировал себя так, однако столкнувшись с ксенофобией по другую сторону баррикад, начал по-настоящему ценить свое прошлое и свои корни.
Режиссура Как уже было отмечено в начале, Спайк Ли известен своим нарочитым затрагиванием тем расизма, колоризма, дискриминации и прочих соционально-политических вопросов, которые остаются для американского общества актуальными по сей день. В фильме режиссер демонстративно подчеркивает тот раскол, который, по его мнению, по-прежнему присутствует в американском обществе. Действие сюжета происходит в штате Колорадо, который едва ли ассоциируется с какими-то расовыми предрассудками. Тем не менее, даже здесь присутствуют силы, которые просто не способны допустить сосуществование людей разных «рас» или «культур» и готовы бороться с возможностью этого сосуществования самым жестоким и аморальным способом. Конечно, немного может смутить трактовка позиции режиссера, который то ли выступает за равенство, то ли за войну. В любом случае, идея фильма заключается в том, что расизм априори обречен на провал, но и принимать его даже малейшие проявления недопустимо.
Сценарий Сюжет фильма основан на романе реального Рона Сталворта, который в начале 1970-х годов устроился в полицейский участок, став первым чернокожим правоохранителем порядка в городе Колорадо-Спрингс. Хотя такой шаг руководства штата был частью общефедеральной политики по борьбе с сегрегацией, всё-таки безопасности ради шеф полиции устроил Рона в архив участка. Однако герой жаждет реальной борьбы с преступностью, реальных расследований. Начальство дает ему шанс проявить себя и отправляет на прослушку выступления активиста Кваме Туре, по результатам которого герой получает должность полицейского-детектива. Обустроившись на новом месте и читая местную газету, Рон случайно натыкается на объявление от местного отделения Ку-клукс-клана. Прикола ради он звонит, чтобы вступить в организацию, и неожиданно получает положительный ответ. Понимая, что в его положении это будет смертельным приговором, он отправляет своего напарника Флипа Циммермана, которому приходится скрывать свои еврейские корни. Ожидалось, что знакомство с членами клана будет лишь глупой встречей алкоголиков и деревенщин, но выясняется, что те планируют что-то очень опасное и непредсказуемое. Разворачивается полномасштабная операция, которая для героев не проходит без проблем. Во-первых, в самой организации присутствуют члены, проявляющие явные признаки психопатии. Во-вторых, у Рона в личном плане появляется девушке в лице местной активистки, которой может грозить смертельная опасность.
Итог «Чёрный клановец» - по большому счёту очень специфическое кино. С одной стороны, в нем заявляется об очень важных темах и проблемах, которые сможет понять только американец или, по крайней мере, человек, выросший в иной парадигме ценностных отношений. С другой стороны, фильм как будто колесит сразу по нескольким жанрам, от черной комедии до криминального триллера, от психологической драмы до политического памфлета. В общем, чтобы понять этот фильм, его нужно увидеть. Поэтому рекомендую к просмотру.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм был удостоен премии Оскар в номинации за лучший адаптированный сценарий. Помимо прочего на Каннском кинофестивале фильм получил награду Гран-при, которая является второй по значимости после пальмовой ветви.
- Исполнитель главной роли Дэвид Джон Вашингтон приходится родным сыном известного актера Дензела Вашингтона. Сам Дэвид Джон до карьеры актера занимался профессиональным футболом.