Найти тему

Открыть сердце для каждого ребёнка

Светлана Сергеевна Шконда
Светлана Сергеевна Шконда

О финалистке всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2020», учителе-логопеде детского сада №3 Алексеевского городского округа Белгородской области Светлане Сергеевне Шконда, старший методист кафедры дошкольного и начального общего образования БелИРО, Галина Андреевна Махова отзывается так: «Яркая, убедительная, настойчивая! Очень интересная и увлеченная личность! Она по-настоящему горит! У нее все в гармонии: прекрасный контакт с детьми и эффективные методы работы, умение представить свою деятельность. Настоящий профессионал!»

А Галине Андреевне есть с чем сравнивать – она много лет подряд является членом жюри Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Знает специфику проведения конкурсов профессионального мастерства, видела десятки воспитателей, сотни самых различных занятий с детсадовцами. Так что её отзыв отличается безусловной объективностью: «Одна из самых сильных черт Светланы – энергичность. У неё хватает время и на работу, и на семью, и на чтение, и на занятия спортом. Быть в гуще событий – её жизненное кредо! Она участник и эксперт методического объединения учителей-логопедов Алексеевского городского округа, член жюри муниципального фестиваля «Мозаика детства», член творческой группы «Организация деятельности детско-родительского клуба», а еще председатель профкома».

На церемонии награждения в БелИРО
На церемонии награждения в БелИРО

С таким замечательным человеком захотелось пообщаться лично.

Корр. Светлана Сергеевна, почему Вы решили посвятить свою жизнь исправлению речи дошколят?

Интересная и сложная профессия педагога нравилась мне с детства. Повзрослев, захотела стать химиком – очаровал удивительный мир превращений, но мудрая с удьба распорядилась иначе. Я пришла работать в детский сад: думала – временно, но через два года поняла, что воспитывать детей - это для меня даже не призвание, это образ жизни! Выходя из детского сада, я непрестанно думаю о ребятах, переживаю за них. Здесь, среди увлеченных коллег, рядом с малышами у меня есть возможность дарить свою любовь детям, делиться с ними своими знаниями и умениями. Работа учителя-логопеда помогла найти моё личное место в жизни , определила мой профессиональный путь, заставляет постоянно расти и совершенствоваться.

Корр. Что же привлекает в работе с дошколятами?

В первую очередь - детская искренность, отзывчивость, доброта. На меня надеются, мне верят и родители, и дети. От меня во многом зависит, насколько красиво и правильно будет разговаривать ребенок. Это очень важно - развитие речи непосредственно связано с мышлением, поведением, эмоциями человека. Её нарушения могут отрицательно сказываться на умственном формировании ребенка, на состоянии нервной системы, на характере поведения, на будущей учёбе в школе, в целом, на профессиональной и общественной успешности человека. И как же отрадно видеть результат своего труда, когда видишь светящиеся счастьем и гордостью глаза детей, одержавших победу над трудными звуками и словами.

Корр. Почему так много малышей нуждаются в помощи логопеда? Как научить ребенка красиво и правильно говорить? Светлана Сергеевна, Вы опытный логопед, прошу Вас дать несколько полезных советов для родителей.

Есть десятки причин, почему ребёнок не может правильно произносить звуки. П ричины нарушений могут быть самые разные. Но есть общая печальная тенденция – нынешние дети слишком много времени проводят с различными гаджетами, недостаточно двигаются и мало общаются между собой.

Умение и желание говорить внятно и правильно нужно прививать с детства. От родителей ребенок должен слышать только правильное произношение. Не коверкайте слова! Доказано, что формированию речи способствует развитие мелкой моторики рук. А для этого играйте с малышом в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, учите обращаться с ложкой, с цветными мелками. Поощряйте познавательные способности крохи. Старайтесь интересно рассказывать ребёнку об окружающих предметах. Читайте малышу больше книжек. Это не только развивает воображение, но и способствует расширению лексического запаса. Обязательно объясняйте ребенку значение новых понятий, используя уже знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями, более ясно и связно излагать свои мысли, чаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему больше вопросов.

Корр. Светлана Сергеевна, вы применяете эффективную методику, которая была с восторгом принята на конкурсе. Несколько слов об этой методике.

Оригинальную по своей продуманности программу стимуляции мозжечка разработал доктор педагогических наук Фрэнк Бильгоу. Преподавая в классах, где обучалось множество детей с различными академическими трудностями, в том числе с проблемами в чтении, он заметил, что дети, которые играют на перемене с координацией и балансиром, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал ключевым моментом в разработке программы стимуляции мозжечка, как средства повышения успеваемости детей в школе. Данная методика напоминает лечебную физкультуру, она не вызывает у детей негативных эмоций или страха неуспеха. Стоя или сидя на балансировочной доске, ребенок выполняет различные упражнения, одновременно проговаривая упражнения по развитию речи. По словам самого Бильгоу, всего после 15 минут занятий у ребенка можно наблюдать большую собранность, улучшение памяти, письма, счета. Метод Фрэнка Бильгоу показал свою эффективность в работе с детьми от 4 лет и старше.

Корр. Поделитесь впечатлениями от участия в конкурсе «Воспитатель года России». Что было самым сложным на конкурсе?

К участию в конкурсе меня подвигли коллеги и заведующая нашим детским садом, которые поверили в меня. На региональном и всероссийском этапе меня поддерживали и подбадривали сотрудники управления образования Алексеевского городского округа, департамента образования Белгородской области и Белгородского института развития образования.

Я безмерно благодарна всем, кто мне помогал в подготовке к каждому этапу. Самые опытные специалисты, эксперты давали методические рекомендации и практические советы как достойно представить свою работу, успокаивали.

Труднее всего мне было справляться со своими эмоциями: очень волновалась и переживала, понимая степень ответственности. Ведь я не только себя и свой опыт представляла, но и детский сад, в котором работаю, свой родной край перед лучшими педагогами дошкольного образования России.

-3

Корр. Что Вы можете пожелать своим коллегам, которые задумываются о возможности участия в конкурсах профессионального мастерства?

Воспитателям, которые идут на конкурс, я бы посоветовала не бояться, верить в себя, в свои силы. Несмотря на все волнения и испытания, я считаю, что участие в конкурсе стало важным этапом моего профессионального роста, ступенькой к самореализации, дало бесценный опыт. Такие мероприятия стимулируют, побуждают искать новые формы работы и приёмы общения с детьми. На конкурсе я познакомилась с увлеченными и интересными людьми, мастерами своего дела, поделилась своим опытом работы, почерпнула много полезного от своих коллег. М не представилась возможность посмотреть на себя со стороны, отметив свои слабые и сильные стороны. Это запомнится на всю жизнь. После участия в конкурсе хочется работать с новыми силами, творить, развиваться, делиться идеями!