Культорология

1 Формирование культурологии:

причины, предпосылки и источники. Пожалуй, нет в современной науке о человеке понятия более ёмкого и многозначного, чем культура. Многоликость и творческий потенциал культуры – «второй природы» – издавна заставляли обращаться к её рассмотрению представителей самых разных наук, прежде всего – археологии, этнографии, истории, философии, психологии, социологии. Но только в середине ХХ века возникают потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Какие же причины и исторические условия потребовали появления новой науки?

Во-первых, это осознание общественностью кризиса прежней философии культуры, оказавшейся неспособной к осмыслению громадного этнографического материала, накопленного исследователями разных стран. Открытие европейцами всё новых и новых земель, продолжение колониальной экспансии знакомило исследователей с огромным разнообразием самобытных культур. Точка зрения большинства исследователей прошлого о существовании только одной, единой культуры, которая проходит разные стадии развития, становится, в буквальном смысле, «вчерашним днём». Приходит осознание того, что культура, скажем, Индии никогда не была фрагментом культуры европейской. В свою очередь, о том, что являлось характерным для Европы, многие народы мира даже не догадывались. Среди специалистов по исследованию культуры постепенно складывалось осознание потребности сравнительной культурологии, которая должна была бы устанавливать сходство и различие культур различных локальных областей и континентов. Во-вторых, необходимость формирования новой науки диктовалась осознанием культуры как фактора социального развития. Радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен не оставили человеку уверенности в устойчивости его жизни. Если жизненные ориентиры, культурные ценности предыдущих времен не 4менялись столетиями, то наш современник на протяжении одной жизни может стать свидетелем нескольких культурных эпох. Так, человек, рожденный в глухой деревне, может поступить в вуз или уехать работать в город, поменять страну проживания и социальный статус, может вернуться и привнести в жизнь родного селения элементы новой культуры или постараться сберечь обычаи и традиции. Стремительно меняющийся уклад жизни требует объективного знания о культуре, которое поможет принимать оптимальные решения и для каждого человека индивидуально, и для руководства этим мощным социальным феноменом. Многие исследователи, общественные деятели начинают приходить к убеждению, что именно культурные феномены меняют общественное развитие, а следовательно, необходимо объективное знание о культуре для управления этим процессом. В-третьих, необходимость в новой научной дисциплине была обусловлена возрастающей ролью всего гуманитарного знания, частью которого и явилась культурология. На протяжении последних веков точные науки – математика, физика, химия, механика – постоянно сравниваются с человековедческими. Неумеренный технократизм, рационализм конца XIX – начала ХХ вв., вызванный наступлением эпохи научно-технического прогресса, создавал впечатление, будто гуманитарные науки менее важны для людей, чем науки естественные и технические. В вечном конфликте между «физиками» и «лириками» пальма первенства отдавалась конкретным, или точным, наукам, которые «точно» знают, как плавить сталь, запускать ракеты в космос или добиваться высокой урожайности. Но могут ли эти науки ответить на такие, скажем, вопросы: В чём причины межнациональных конфликтов? Что лежит в основе человеческого поведения? Как рождаются тоталитарные режимы? Очевидно, нет, в этом случае решающее слово за гуманитарными дисциплинами, а они черпают свои представления из глубины культурного опыта, не только из современной, но и из исторической практики деятельности человека. Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды. Обычно идея выделения в качестве таковой культурологии связывается с именем известного американского антрополога Лесли Алвина Уайта.

1 Формирование культурологии:
причины, предпосылки и источники. Пожалуй, нет в современной науке о человеке понятия более ёмкого и многозначного, чем культура.

Однако впервые этот термин был предложен в 1909 году немецким философом и химиком В. Освальдом, который использовал его для описания культуры как специфического явления, присущего только человеку. В 1939 году Л. Уайт (независимо от Освальда) обосновывает необходимость введения в научный оборот термина «культурология» в качестве синонима «науки о культуре» (так называется его основной труд). В этой и других своих работах («Эволюция культуры», 1959; «Понятие культуры», 1973) он рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Под влиянием Л. Уайта произошел поворот от исследований отдельных, зачастую экзотичных, интересных для этнографов культур к целостному исследованию мировой культуры, к осознанию закономерностей и особенностей её развития во времени и пространстве. Л. Уайт был убеждён, что «открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической системой Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. Культурология – совсем молодая наука, формирование которой началось в середине ХХ века, когда сложились представления о культуре человечества как целостной системе, обладающей собственными закономерностями существования и развития. После нескольких веков существования астрономии, физики и химии, нескольких десятилетий развития физиологии и психологии наука наконец обратила внимание на то, что в наибольшей степени определяет человеческое поведение человека – на его культуру. Сегодня культурология – эта новая наука – стала одной из обязательных дисциплин в российской системе образования. Знакомство с ней помогает узнать о различных культурах, их типах и этапах развития, о взаимодействии культур и их взаимовлиянии. Изучая богатство и своеобразие культурной жизни, наука не ограничивается их описанием и перечислением, накопленный исследователями фактический материал позволяет поставить и общие теоретические вопросы. Вопросы культуры вызывают растущий интерес у широких слоёв общественности не только всего мира, но и конкретно нашей стра6ны. Более того, для России обращение к сокровищнице мировой и отечественной культуры как никогда актуально, ибо без этого невозможно духовное возрождение и оздоровление. Мечтая о материальном благополучии своей семьи, своей страны, себя лично, необходимо осознавать, что не материальное богатство порождает культуру, а наоборот, только культура того или иного народа делает его богатым и сильным. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае человек сам решает, как потратить свои капиталы, но именно в силу своего духовного воспитания. Кто-то покупает футбольную команду, кто-то картины для галереи, которая станет национальной (большинство читателей, думается, сразу догадались, о ком идет речь), кто-то тратит деньги на развлечения и удовольствия, а кто-то на сирот и церковь. Чтобы стать настоящим гражданином современного общества, полноправным участником его развития, а тем более совершенствования и прогресса, каждому человеку уже в юном возрасте необходимо обратиться к сокровищнице мировой и отечественной культуры, изучить не только собственную культуру, но и сверхценный опыт прошлых лет и иных культур. И в этом огромную, неоценимую помощь может оказать культурология – наука о противоречиях сущности и развития человеческой цивилизации, о природе потребностей и ценностей, о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. Или, если сказать кратко, культурология – это наука о культуре. Культурология – комплексная гуманитарная наука. Она возникла на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, лингвистики, искусствоведения, под единым углом зрения синтезируя и систематизируя данные этих наук. Формирование её выражает общую тенденцию интеграции научных знаний о культуре. Основными источниками культурологии являются: а) философия культуры – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры; б) антропология культуры – учение о человеке как субъекте, создателе и носителе культуры; 7в) социология культуры – изучение функционирования культуры в обществе. Рассмотрим теперь более подробно, что представляют собой эти источники новой научной дисциплины. К примеру, «философия культуры» – это та первоначальная форма, в которой в XVIII-XIX веках проблемы культуры получили свое специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и её сущности. Формирование философии культуры и возникновение на основе её культурологии как науки связано с богатыми традициями европейской истории философии. Если философия существует и развивается как наука о всеобщем (об основах бытия и мышления) и пытается дать «картину мира» в целом, то и культура как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека является объектом внимания философии издавна. Хотя термин «культурфилософия» был введен в научный оборот лишь в начале XIX века немецким романтиком А. Мюллером, но для каждого из исторических периодов развития философии были характерны размышления о сущности культуры и её значении. Можно выделить три таких периода:

1 Античность, когда впервые происходит осознание специфики культуры, вводятся философские категории для её обозначения, обосновываются первые теории культуры.

1 Формирование культурологии:
причины, предпосылки и источники. Пожалуй, нет в современной науке о человеке понятия более ёмкого и многозначного, чем культура.-2

2 Новое время, в котором можно выделить три самостоятельных направления в развитии философии культуры, – философия Просвещения, романтизм, немецкая классическая философия. Именно в философии XVIII-XIX вв. начало формироваться осознание культуры как целостного явления, доступного системному изучению. Однако размышления просветителей, проявлявших особый интерес к человеку, истории человеческого сообщества, не были единообразны. Так, для Просвещения характерно, что проблемы культуры связывались в первую очередь с просвещенностью, воспитанностью и образованностью человека (Вольтер, Тюрго, Кондорсе). Противопоставление цивилизованной Европы «дикости» и «варварству» первобытных народов закладывало основы линейного понимания культуры, хотя одновременно раздавались и призывы «назад, к природе» (Жан-Жак Руссо). Немецкая классическая философия занималась разработкой идеи разума как основания культуры.

3. Постклассическая философия, в рамках которой начинает оформляться культурология как самостоятельная дисциплина (философия конца XIX – начала XX вв. принципиально отличается от классической философии, в том числе в понимании сущности и смысла культуры). Осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы вело к переходу от размышлений об основании культуры к проведению конкретных культурологических исследований. Культурология как научная дисциплина формировалась, выходя из-под родительской опеки философии, обретая собственный предмет исследований и обосновывая соответствующие ему методы. Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли в социальной и культурной антропологии. Антропология культуры (от греческих слов anthropos – «человек» и logia – «наука») – одно из важнейших направлений культурологических исследований, в которых исследуется культура как форма жизни и деятельности человека, среда обитания людей. Антропология культуры, или культурная антропология, является частью огромной системы знаний о человеке. Это наука о развитии человеческой культуры в форме культур различных народов базируется на результатах археологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных исследований. В зависимости от того, методика какой науки преобладала в тот или иной период, выделяют несколько этапов формирования культурантропологии: этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925), психологический (1925-1950), структурнофункционалистский (1950-е), неоэволюционистский (конец 1950-х – 1980-е), постструктуралистский (1980-е – наше время). По своему происхождению культурантропология тесно связана с этнографией (от греческого ethnos – племя, народ) – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, преимущественно живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Поэтому понятным становится наименование этнографии как «науки о живой старине». Накопление громадного количества фактического материала, описывающего обычаи, нравы, системы родства и взаимоотношений многих народов требовали разработки новых научных подходов, обобщений на основе этого фактического материала. Одна из первых культурологических концепций, основанных на этнографических данных, принадлежала Э.Б. Тайлору, воссоздавшему в своих работах жизнь первобытного человека. Основное его исследование, необычайно популярное в свое время у археологов и антропологов всего мира, в том числе и в России, – книга «Первобытная культура». В ней было дано описание конкретных элементов первобытной культуры и обосновано её целостное видение. Тайлор показал культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» к «цивилизации», задав на несколько десятилетий понимание эволюционного процесса. Антропологи-эволюционисты рассматривали различные явления культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их в единую линию развития в направлении превращения простых, примитивных форм в более сложные. Созданная Л. Уайтом научная школа (неоэволюционизм) видит в культуре систему, развивающуюся через определенные стадии, в зависимости от накопления или затрат энергии. С помощью таких построений стало возможным обращаться и к теории культуры, а такое обращение должно опираться на большой, можно сказать, необъятный этнографический материал для описания и прогнозирования эволюции этнических общностей. Именно антропология культуры открыла и помогает решать такие актуальные теоретические проблемы, как взаимоотношения различного типа культур, аккультурация (процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями разных культур) и т.п. В рамках культурантропологии выделяются со временем вспомогательные научные дисциплины – например, этнолингвистика, изучающая особенности функционирования языка у разных народов, подчас весьма своеобразные. Антропология психологическая, или психология культуры, изучает проблемы личности как создателя и носителя культуры. Особый интерес у исследователей, представляющих эту школу, вызывают те особенности личности, которые обусловлены не врожденными закономерностями, не принадлежностью к малой группе, а влиянием более широкой среды – культуры в целом. Наличие в данной культуре общих психических особенностей позволяет выделять такие устойчивые явления, как национальный характер, базовый тип личности и т.п. В одной и той же культуре люди будут действовать вероятнее всего по одной и той же модели, хотя личный опыт вносит свои коррективы и различия. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие той или иной национальной культуры и её частных проявлений. Ещё одним важным источником фундаментальной культурологии является социология культуры – наука, изучающая любые процессы, происходящие в обществе, с точки зрения больших социальных групп. Большую помощь в этом случае играют данные социальной психологии – науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам. Невозможно, например, объяснить своеобразие крестьянской культуры без знания и понимания специфической деревенской психологии, питаемой особым отношением крестьянина к земле, природе, односельчанам. Социологию культуры интересуют вкусы и предпочтения в культуре тех или иных возрастных, социальных или половых групп; анализ состава создателей ценностей культуры; выяснение мнения о прочитанном или увиденном с экрана телевизора или в театре. Все эти вопросы каждый из нас неоднократно решал и для себя, выясняя, почему музыка, которая нравится тебе, не нравится твоим родителям, почему бразильский или мексиканский сериал заставляет одних бежать к телевизору, а других от экрана. Социология культуры выясняет эти вопросы с помощью специфических методов – анкетного опроса, интервью, наблюдения, поэтому выводы социологов более достоверны, чем наше субъективное мнение Они позволяют не только произвести анализ, но и прогнозировать ситуацию, объяснить, к примеру, появление и тенденции развития массовой или элитарной культуры. Все основные направления научной работы в области социологии культуры делают возможным построить модель жизни общества во времени и пространстве, показать различные типы социокультурных систем в прошедшей и современной истории человечества. На сегодняшний день социология культуры является одним из важнейших и плодотворнейших направлений в культурологии. Л. Уайт, например, считал невозможным отделить культурное от социального и рассматривал культуру как аспект социальных взаимосвязей. При социологическом изучении культуры особое внимание исследователи уделяют становлению и функционированию культурных ценностей и норм, их воздействию на общество и социальное поведение человека. Завершая характеристику наук, так или иначе обогативших теорию культуры к началу ХХ века, следует специально остановиться на семиотике – науке, исследующей свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных языков. С семиотикой тесно связаны информатика и кибернетика – новейшие отрасли знания о структуре, свойствах, общих законах получения, хранения, передачи и распространения информации. Через эти отрасли знания культурология, наука до последнего времени чисто гуманитарная, получила прямой выход в мир техники и практического применения в сфере создания ЭВМ и даже искусственного интеллекта. Исследователи этого направления считают, что у истоков культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Человека нашего времени окружает искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием языка, знаковых систем, печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности.

1 Формирование культурологии:
причины, предпосылки и источники. Пожалуй, нет в современной науке о человеке понятия более ёмкого и многозначного, чем культура.-3