Мы, взрослые, часто говорим о том, как привить детям любовь к чтению, чтобы малыш читал не из-под палки, а потому что интересно, для формирования вкуса к литературе.
В этой статье мы раскроем все секреты, как помочь детям полюбить чтение и литературу.
Традиционные стимулы к чтению в духе «будешь книги читать – будешь все знать», или «возьми книгу в руки – не будет скуки» в наши дни не работают. Современным детям нужна совсем другая мотивация. Можно ли заставлять детей читать? Как сделать домашние занятия по литературному чтению удовольствием?
Правила грамотного приобщения детей к литературе и чтению
Детям, которые уже умеют читать хотя бы по слогам, достаточно предложить чтение по ролям, то есть одну часть читает взрослый, а другую – ребенок. Читайте детям только тогда, когда и у вас, и у ребенка хорошее настроение. К тому же чтение вслух – это момент семейного счастья, близости и доверия.
Располагайте книги для детей в свободном доступе. Главное, не терять оптимизма в формировании и развитии любви и интереса к чтению.
Как правильно подобрать книги для детей по возрасту
Для младших дошкольников отлично подойдут картонные, «антивандальные» и иллюстрированные книги. Читайте вслух ребенку ту литературу, к которой у вас больше лежит душа.
Книги-кубики, а также книги с окошками отлично подойдут для младших дошкольников, потому что их можно не только читать, но и применять как игру. Иллюстрации в таких книгах должны быть одновременно и красивыми, и реалистичными, и красочными. Дети с двух-трех лет уже начинают испытывать потребность в чтении смешных книг-игрушек, чтобы найти различные нелепицы, поэтому в книгах для младших дошкольников помимо ярких иллюстраций также должен быть юмор. Вы также можете делать забавные книги своими руками дома.
Для гиперактивных и неусидчивых детей самыми лучшими книгами являются произведения с элементами моторики. На одних и тех же книгах неусидчивые дети не задерживаются.
С какого возраста начинать читать детям
Некоторые взрослые боятся, что дети придут в школу, не умея читать. В этой части статьи речь пойдет о старших дошкольниках и младшеклассниках. Возраст до трех лет лучше посвятить прогулкам, подвижным играм, моторике и речевому развитию. А с трех лет уже можно читать детям вслух.
Для тренировки беглого чтения у старших дошкольников и младшеклассников подойдут короткие тексты в стихотворной форме, например, произведения Корнея Ивановича Чуковского или Агнии Львовны Барто.
Книги для детей о них самих тоже являются действенным стимулом к формированию и развитию интереса к чтению и литературе. А книги и блокноты серий «Я научу тебя читать» и «Читаем сами» помогут обучиться чтению старшим дошкольникам, а также доставят радость от младшеклассникам. Издания вроде «Осенней книги» – тоже отличный вариант, ведь они не привязаны к конкретному тексту, что развивает у детей воображение.
Рекомендуем также взрослым прочитать книгу Юлии Кузнецовой «Расчитайка». Автор рассказывает в ней о правильном формировании и развитии интереса детей к чтению.
Как заинтересовать детей чтением и литературой
Если дети еще не в состоянии читать и просто брать в руки книги по собственной инициативе, то можно начать формирование интереса к чтению с комиксов, потому что в них мало текста, их можно быстро прочитать от корки до корки и получить удовольствие.
Научите детей наводить порядок в книгах. Кавардак на книжной полке убивает всякое желание читать так же, как и хаос среди игрушек отбивает охоту к игре.
Положите часть книг в недосягаемой зоне для детей и доставайте их, например, перед сном.
Следите за интересами детей, тщательно подбирая книги. Сегодня детям может быть интересна поэзия, а завтра их заинтересуют правила русского языка.
Ни в коем случае не отказывайте детям в чтении одних и тех же книг много раз, если те еще не умеют читать самостоятельно.
Нередко слуховое запоминание помогает приучить детей читать.
Никто еще не отменял личный пример. Если взрослые и сверстники детей тоже читают и берут книги в руки, то и здравое подражание со стороны малыша не заставит себя ждать.
Если детям жестко навязывать чтение, то этим можно добиться только отвращение к книгам.
Помните, что хорошая художественная литература всегда растит душу и почву для душевных разговоров.
Детям, не проявляющим интереса к чтению, подойдут книги с дополнительной реальностью – приложением для компьютера, телефона, смарт-телевизора и гаджетов, в которых иллюстрации и изображения оживают, превращаясь в видеоролик. Однако у таких книг есть существенная опасность – дети могут брать в руки и читать бумажные книги только исключительно ради «приятного бонуса» без полного понимания произведения.
Напишите книгу про самих детей. Интересные и короткие истории внутри семьи мотивируют детей читать.
Гаджеты и аудиокниги вовсе не являются врагами для приобщения к литературе и чтения, как кажется взрослым. Взрослые, имея ошибочные представление о гаджетах и технике, сознательно запрещают или жестко ограничивают времяпрепровождение «в компании» компьютера, телефона или телевизора. Но, вместе с тем, аудиокниги больше подходят старшим дошкольникам, младшеклассникам и подросткам, для младших дошкольников предпочтительны бумажные книги, чтобы была возможность лучше развивать зрительное и чувственное восприятие с помощью перелистывания страниц и лицезрения иллюстраций.
Взрослым важно признать, что нынешние дети живут в другое время и в другую эпоху. Важно дать им возможность делать самостоятельный выбор, в меру контролируя и помогая. Научите детей читать книги с удовольствием, не принуждайте читать только то, что интересно взрослым, не запрещайте читать детям и те книги, которые кажутся глупыми, скучными и непонятными на первый взгляд.
Больше полезной информации о развитии Вашего ребёнка, а так же различные упражнения и игры можно найти на нашем сайте: onballoons.ru