Найти тему
Павел Великанов

Смысл жизни человека и сродность Замыслу

Я, может, скажу что-то не вполне корректное с философской точки зрения, но по мне смысл жизни далеко не всегда рационализируется, его не всегда можно превратить в ту или иную фразу, в ту или иную мысль, в какую-то концепцию. Чаще всего смысл жизни является проекцией сущности самого человека, как она вылепливается, как она выстраивается на предельной глубине человеческой личности, эта проекция во время.

Пока мы живы — Бахтин писал, — есть открытость горизонта, мы можем переступать через объективации, через приговоры, через слова о нас других людей, которые считают нас какими-то. Отсюда появляется правильный ракурс для претворения в жизнь слов Завета Спасителя: «Не судите, да не судимы будете».

Много объективных обстоятельств должны подталкивать нас к тому или иному суждению о человеке, даже не осуждению — просто суждению. Когда-то меня сильно поразила простая мысль, что любой суд всегда заканчивается приговором, и если мы в отношении кого бы то ни было вынесли приговор — этот человек перестает для нас существовать, он превращается в некий ярлык и это прежде всего проблема не этого человека, это проблема нас.

Мы вычеркнули реальность живого человека из нашего потока жизни, он теперь для нас вор, лжец, обманщик и так далее. Мы запретили ему быть другим, потому что если мы его осудили неправильно — это наш грех, мы на себя взяли такую ответственность. Если нам кажется, мы судили его правильно, значит, как бы к Богу мы уже обращаемся с такой бессловесной просьбой: Господи, а зачем ты продолжаешь жизнь этому человеку, когда мы точно знаем, что он абсолютно безнадежен?

Мы осмыслили, мы его прочитали, взвесили, измерили и поняли, что нет, по нашему шаблону он не проходит, а рядом стоит Господь Бог и говорит: слушай, а ты не задумываешься, что ты тоже по его шаблону точно также не проходишь и что теперь с вами обоими делать?

Для меня гораздо важнее вопрос: а как этот смысл жизни не превратить в абстракцию, потому что нередко, особенно будучи молодым человеком, можно попасться на удочку очень правильной красивой идеи, под которую начинать верстать свое собственное бытие.

Я хочу сказать о прекрасном философе, Григории Сковороде и его учении о сродности, о том, что пока человек не найдет свою сродность, он обречен на мучительные и сложные поиски самого себя. Но когда он находит эту сродность, он начинает быть ей согласен, жить в ладу со своей подлинной природой, тогда все становится на свои места.

Для меня смысл жизни в том, чтобы найти этот Божественный отблеск где-то в своей собственной глубине.
Для меня смысл жизни в том, чтобы найти этот Божественный отблеск где-то в своей собственной глубине.
Для меня смысл жизни — это нахождение той самой сродности Божественному замыслу, который есть у каждого человека.

Сковорода это еще счастьем называл. Почему ты счастлив — потому что оно твое, потому что оно абсолютно легко резонирует с тем, что у тебя есть по факту в твоем бытии, не в твоих мозгах, не в твоей, так скажем, операционной системе обработки различных массивов информации, а именно в тебе, как определенной целостности, как в человеке, который уникален и отличается от других человеков тем, что является отражением Божественного света, Божественным отблеском. Для меня смысл жизни в том, чтобы найти этот Божественный отблеск где-то в своей собственной глубине.