9 подписчиков

Уход Ричарда Петти в Форд в 1969 году и Плимут Superbird

В 1967 году за рулем Плимут Belvedere Ричард Петти выиграл 27 гонок Кубка НАСКАР из 48, в которых он участвовал в том сезоне, одержав при этом десять побед подряд. Тотальное доминирование в соревнованиях высшей лиги НАСКАР принесло Петти второй чемпионский титул в серии и закрепило за ним прозвище "Король Ричард", впоследcтвии трансформировавшееся в просто "Король" или "Король НАСКАР". Петти был недосягаем.

В 1967 году за рулем Плимут Belvedere Ричард Петти выиграл 27 гонок Кубка НАСКАР из 48, в которых он участвовал в том сезоне, одержав при этом десять побед подряд.

Его автомобиль настолько превосходил машины соперников, что даже проблемы с техникой не мешали Петти выигрывать. В гонке в Нэшвилле 1967 года Плимут Петти "съедал" резину и гонщик вынужден был раз за разом останавливаться на питлейн для замены покрышек. Из-за прокола колеса в середине дистанции автомобиль номер 43 развернуло и дело едва не закончилось аварией, однако все это не помешало Петти вернуться в лидеры и выиграть гонку, опередив своего ближайшего преследователя на пять кругов!

Плимут Belvedere Ричарда Петти 1967 года в Зале Славы НАСКАР в Шарлотт, штат Северная Каролина.
Плимут Belvedere Ричарда Петти 1967 года в Зале Славы НАСКАР в Шарлотт, штат Северная Каролина.

Успехи Петти и Плимута заставили Форд, гонщики которого в 1967 году выиграли всего десять гонок, спешно сокращать отставание в скорости. Первый этап аэровойны в НАСКАР начался. В 1968 году Форд серьезно обновил свой модельный ряд. В дополнение к новому Меркьюри Montego (включая версию Cyclone), Форд выпустил Fairlane 500 с кузовом фастбэк и еще более аэродинамичный Torino. Результаты не замедлили себя ждать: в 1968 году Форд выиграл в Кубке НАСКАР 27 гонок, включая шесть побед гонщиков за рулем Меркьюри.

Гонщики Меркьюри Cyclone Кейл Ярборо № 21 и ЛиРой Ярбро № 26 финишировали на первой и второй позициях в гонке Дайтона 500 1968 года.
Гонщики Меркьюри Cyclone Кейл Ярборо № 21 и ЛиРой Ярбро № 26 финишировали на первой и второй позициях в гонке Дайтона 500 1968 года.

Перед началом сезона Додж представил новую модель Charger R/T с обновленными динамичными обводами кузова, однако модель не проходила тесты в аэродинамической трубе и очень скоро выяснилось, что на треках длиной более одной мили Додж не может конкурировать с Форд. Как следствие, в июле 1968 года была анонсирована модель Charger 500, разрабатываемая специально для автогонок. Новый передок без утопленной решетки радиатора и улучшенный дизайн задней части кузова в стиле фастбэк помогли прибавить в скорости, но и этого оказалось недостаточно, чтобы опередить Форд.

Додж Charger 500 Бобби Аллисона.
Додж Charger 500 Бобби Аллисона.

Кроме того, инженеры "Голубого овала" не топтались на месте и собирались сделать Форд Torino еще быстрее, работая вместе с Ральфом Муди над улучшением обводов кузова автомобиля с использованием тестов в аэродинамической трубе. Так появился Форд Torino Talladega. По сравнению с обычным Torino машину удлинили на шесть дюймов, сделали аэродинамичный передок с радиаторной решеткой заподлицо, изменили форму крыльев, доработали передний и задний бамперы, вдобавок автомобиль стал немного ниже, а самое главное ощутимо быстрее. Для Меркьюри также была создана более аэродинамичная версия: Cyclone Spoiler II. В целях соблюдения правила НАСКАР об омологации автомобилей как и в случае с Додж Сharger 500 было выпущено ограниченное количество серийных версий Форд Torino Talladega и Меркьюри Cyclone Spoiler II.

Форд Torino Talladega (на переднем плане) и Форд Torino Дэвида Пирсона. На фото хорошо видны различия в дизайне передков машин.
Форд Torino Talladega (на переднем плане) и Форд Torino Дэвида Пирсона. На фото хорошо видны различия в дизайне передков машин.

В 1968 году Петти выиграл 16 гонок, однако это были в основном победы на шорт-треках и ни о каком доминировании как годом ранее речь не шла. В зачете гонщиков по итогам сезона Петти занял лишь третью позицию. Чемпионом стал Дэвид Пирсон за рулем Форд, опередивший Додж Бобби Айзека, который закончил сезон вторым по очкам. Видя развернувшееся сражение между Додж и Форд за превосходство в аэродинамике, Петти понимал, что его устаревший в этом отношении Плимут не может в нем участвовать и выдерживать конкуренцию на скоростных треках. К тому же Петти знал, что Додж не собирается останавливаться.

В Крайслер осознали, что правило НАСКАР об омологации автомобилей, в 1969 году требовавшее от автопроизводителя сделать не менее 500 серийных версий модели машины, чтобы ее можно было выставить в гонки, дает возможность делать сток-кары НАСКАР совершенно не похожими на автомобили, которые можно увидеть на шоссе. В планах Крайслера была модификация Додж Charger 500 до версии Charger Daytona с установкой специального носового обтекателя вместо традиционной радиаторной решетки и массивного заднего антикрыла в задней части автомобиля. Все это должно было дать ощутимую прибавку в скорости на суперспидвеях.

Додж Charger Daytona Бобби Айзека на высохшем соленном озере Бонневилль.
Додж Charger Daytona Бобби Айзека на высохшем соленном озере Бонневилль.

Петти хотел получить новую машину, однако руководство Крайслера желало, чтобы он оставался за рулем Плимута, для которого изменений не планировалось. Менеджеры Форда закинули удочку, пообещав Петти новый Torino Talladega, и он согласился. В конце ноября 1968 года Петти объявил прессе, что в следующем году станет одним из гонщиков "Голубого овала". После первых двух гонок сезона 1969 года (обе гонки шли в зачет сезона 1969 года, но проводились в ноябре и декабре 1968 года) за рулем Плимут, первую из которых Петти выиграл, а другую закончил на второй позиции, "Король" пересел на Форд и сразу же выиграл этап на дорожной трассе в Риверсайд.

В 1969 году Форд и Меркьюри одержали 30 побед, девять из которых на счету Петти. Больше за рулем Форд выиграл только Дэвид Пирсон, ставший чемпионом второй раз подряд, Петти закончил сезон на втором месте в общем зачете. После побед Петти и Бобби Аллисона в двух первых этапах сезона 1969 года гонщики Плимут не выиграли в том году ни одной гонки. За рулем Форд Torino Talladega Петти одержал свою сотую победу в Кубке НАСКАР.

Форд Torino Talladega Ричарда Петти в гонке Дайтона 500 1969 года.
Форд Torino Talladega Ричарда Петти в гонке Дайтона 500 1969 года.

Петти заключил контракт с Форд только на один год, что давало Крайслеру возможность очень скоро вернуть именитого гонщика в свой стан. В середине 1969 года один из руководителей концерна отправился к Петти в Северную Каролину спросить у него, что нужно сделать, чтобы "Король" снова стал гонщиком Плимута в следующем году. Петти ответил, что ему нужна новая машина, не уступающая по своим аэродинамическим характеристикам крылатому Доджу. К тому времени Крайслер уже работал над превращением модели Road Runner в новую версию Додж Charger Daytona, поэтому вскоре Петти смог увидеть, что из себя представляет Плимут Superbird. Автомобиль гонщику понравился. После окончания сезона 1969 года инженеры Плимута, ранее работавшие в НАСА, помогали команде Петти в сборке и испытаниях новой машины.

Плимут Superbird Ричарда Петти в 1970 году.
Плимут Superbird Ричарда Петти в 1970 году.

В 1970 году Петти за рулем Плимута выиграл 18 гонок сезона. Авария в Дарлингтоне, из-за которой Петти вынужден был пропустить несколько этапов, помешала ему побороться за чемпионский титул, однако отличные скоростные характеристики Плимут Superbird ни у кого сомнений не вызывали. Из четырех гонок сезона на самых быстрых треках НАСКАР - суперспидвеях в Дайтоне и Талладеге - три выиграл гонщик Petty Enterprises Пит Хамильтон. За рулем крылатого Плимута Петти выиграл гонки в Рокингеме, Трентоне, Атланте и Довере (на треках длиной менее одной мили команды Плимут обычно использовали модель Road Runner). Перед началом сезона 1971 года НАСКАР изменила правила, положив конец очень недолгой эпохе крылатых машин в ее соревнованиях, однако Петти остался с Плимутом и выиграл чемпионский титул в 1971 - 1972 годах. Затем "Король" пересел на Додж и снова стал чемпионом в 1974 и 1975 годах.

Додж Charger Ричарда Петти в 1975 году.
Додж Charger Ричарда Петти в 1975 году.

Сезон 1969 года так и остался единственным в карьере Петти, в котором он участвовал в гонках НАСКАР за рулем Форд. Однако уход Петти из стана Крайслера здорово "встряхнул" боссов концерна и заставил их сделать новую модель Плимута, чтобы вернуть гонщика. Если бы Петти не пересел в 1969 году на Форд скорее всего Плимут Superbird никогда бы не появился.

https://leftturn43.livejournal.com/7712.html