Профессор Щукин сказал:
- Подумал, что каждая семья выбирает себе стратегию долговременного выживания. На сотни лет. Это как-то незаметно происходит, потому что никто же на холодильнике не пишет лозунги семьи.
Есть, например, стратегия православного выживания. Выживание в большой дружной группе, которая, конечно, не всегда дружная и не всегда большая.
Есть стратегия государевой службы (чиновники, военные и т.д.) Тут тоже понятно.
Есть стратегия восточного выживания - выживания вокруг чего-то. Ну там дедушка открывает кафе. В нем дети работают, внуки. Тут же вокруг этого кафе возникают гостиница, съемные комнаты и т.д. За счет того, что деньги не вымываются из семьи, за очень короткое время кафе быстро начинает преуспевать. И все это держит семью на плаву как единое целое. Тут удобно, что даже если какой-то член семьи будет глуповат, но послушен, при такой схеме он на дно никак не уйдет. Его и женят, и накормят, и подумают за него.
Есть стратегия опережающего зацепа... Не знаю, как это объяснить точнее. Короче, когда семья семья ищет теплые, не слишком приметные, но хлебные местечки. Ну там папа говорит одному сыну: ты будешь пластический хирург, губами будешь заниматься. Другому - ты пойдешь по банковской части, займешься "быстрокредитами" ну и ломбардик заодно откроешь. Третьему - а ты будешь прораб, но вначале иди-ка поработай в мэрию. И дети как бы делегируются наперед на эти местечки, цепляются за них и так тащат всю семью до следующей станции. Это обычно очень вменяемые и толковые семьи, которые сильно друг другу помогают.
Есть стратегия приспособления. Ну там человек ни во что не верит, ведет отчасти паразитарный образ жизни, но имеет хорошую хватку и умеет вовремя перепрыгнуть с тонущего корабля на нетонущий. Прадедушка был цепкий деревенский кабатчик, его сын - купец, сын сына - приспособившийся псевдокоммунист по хозяйственной части, правнук - либерал, приватизировавший небольшой заводик, ну и так далее...
В общем, генеральная мысль такая - стратегия - это очень хорошо! Даже кривой план лучше, чем никакой.
- А что плохо? - спросил Воздвиженский.
- А плохо - любые творческие стратегии, - сказал Щукин. - Творческая стратегия - это страшно, опасно и это жесть. Творческая стратегия - всегда некий фактор непредсказуемости. И это сильно всех путает.
Получается, единственное, что тут возможно - это примыкать к какой-то другой стратегии. То есть вливаться в семью с другими правилами игры. Все бы хорошо, но теперь возьми, к примеру, меня? Если бы мне было 25 лет? Взяли бы меня в семью зубных врачей? М-м-м... не, непонятный какой-то тип... ну разве что совсем зубная врачиха голову бы потеряла.
В семью военных или чиновников? - М-м-мм... не, нам такого не надо...
В семью умных и милых ворюжек? - Как-как ты нас назвал?
В общем, ты уже понял общее направление мысли. Творческая стратегия - очень плохо. И от этого тебе тесновато и грустновато бывает. Поэтому-то иди-ка, Воздвиженский, упрощайся!