В день 8-го марта самый раз пробовать ответить на вопрос о нравственности политики. Название этого блога «О нравственной политике» во многом было выбрано потому, что не ясно, совместимы ли вообще понятия нравственность и политика. Почему женский день – наиболее подходящий для ответа на этот вопрос? Да потому, что природа именно женщину наделила самым сильным, и близким к чисто социальному поведению, чувством, связанным с защитой ребенка. Известно, что самки большинства видов высоко развитых животных и птиц будут защищать своего ребенка, несмотря на опасность самому себе.
По мнению нейрофизиологов такое самоотверженное поведение самок связано выделением гормона окситоцин, который также отвечает и за другие процессы, сопровождающие материнство. Вполне возможно, ведь химия обеспечивает всю живую деятельность. Однако защита ребенка – это хоть и родовое свойство, но еще не социальное. Социальным поведение самки становится только тогда, когда оно будет осознанно, причем осознанно не только самой матерью, но и теми, кто ее окружает. Вообще, если мы говорим о социальном – мы говорим об общественном сознании.
Политика – это процесс организации общественного разделения труда, предпринимаемый самими людьми. Животные не занимаются трудом и поэтому у них нет политики. Проблема политики как общественного процесса заключается в том, что политика реализуется конкретными людьми, со своей мотивацией и с субъективным представлением об эффективности разделения труда. Именно противоречие между общественным характером политических действий и их персонализированным исполнением, и ведет к тому, что политику и нравственность часто «разводят» в разные стороны.
Нравственность является исключительно социальным чувством, не бывает абстрактной нравственности, ее формируют люди. И здесь в самый раз вернуться к материнскому чувству, чувству, которое позволяет защитить род в целом, даже ценой одного его представителя. Если поведение человека одновременно осознанно и отвечает интересам рода в целом, оно нравственно. Следовательно, и нравственная политика, это такая осознанная организация общественной трудовой деятельности, которая ставит интересы человеческого рода выше всего.
И здесь как раз можно увидеть, кто и на каком уровне развития нравственности в политике находится. Самый нижний уровень безнравственности в политике – когда интересы индивида, участвующего в политической деятельности ставятся выше всего. Редкий, неандертальский уровень. Следующий уровень, когда высшей ценностью политика является его семья, близкие родственники и друзья. Думаю, что примеры таких политиков есть, и немало. Еще уровнем выше – когда деятельность политика ведется в интересах той или иной элиты/нации. Большая часть руководителей государств – такие. О том, что на этом уровне возможна абсолютно безнравственная политика свидетельствует нацистская Германия.
Следующим по уровню нравственности (но все еще не нравственная) политика – политика геопротекционизма. В этом случае интересы государства или сообщества государств, расположенных в определенных границах, становятся мерилом ценности. Сегодня большинство развитых и цивилизованных стран находится на этом уровне. Даже, если правители таких стран открывают границы для беженцев из других стран и других национальностей, они все равно политические интересы ограничивают этими самыми границами. Патриоты всех мастей – тоже находятся на этом уровне.
Это означает, что ни один современный политик по нравственности даже в один ряд не встает с обычной матерью, которая инстинктивно, пусть и с участием окситоцина реализует родовые функции человека. Нравственная политика – это политика, высшей ценностью которой, как это ни странно звучит, является человек, любой человек – в лице которого и представлен человеческий род! Да, нравственной политики еще нет, но ее отдельные проявления существуют, и их надо искать и тиражировать. А всех женщин, которые уже на уровне биохимии, являются носителем нравственности, поздравляю с прекрасным днем 8-го марта.