Найти тему
Left Turn

Победа Грега Сакса на экспериментальном автомобиле в 1985 году

Грег Сакс не добился больших успехов в высшей лиге американского автоспорта: за все время своих выступлений в соревнованиях Кубка НАСКАР он выиграл лишь однажды. Однако победа Сакса в 400-мильной гонке Pepsi Firecracker 400 1985 года наделала много шума и до сих пор считается одним из самых больших сюрпризов за всю историю соревнований Национальной ассоциации автогонок сток-каров. А все потому, что никому неизвестный гонщик, ранее никогда не финишировавший в топ-серии НАСКАР в первой пятерке, смог опередить сверхбыстрый Форд Thunderbird Билла Эллиотта, который в том году доминировал на скоростных треках на голову превосходя всех своих соперников. Эллиотт финишировал в гонке на второй позиции, проиграв Саксу почти 25 секунд. Перед стартом июльской гонки 1985 года в Дайтоне такой финиш в ней вряд ли кто-то мог представить, однако в итоге случилось именно так и на то были причины.

До участия в гонках Кубка НАСКАР Сакс весьма успешно выступал в серии НАСКАР Whelen Modified Tour - старейшем дивизионе Национальной ассоциации автогонок сток-каров и ее единственной серии, в гонках которой участвуют автомобили с открытыми колесами. Из серии вышло немало известных гонщиков Кубка НАСКАР. В качестве примера можно привести Джеффа Бодайна, Джимми Спенсера и Рики Кравена. С 1980 по 1983 год Сакс выиграл 17 этапов Whelen Modified Tour прежде чем согласно официальной статистике дебютировал в Кубке НАСКАР в июльской гонке в Дайтоне 1983 года (той самой, которую он выиграл два года спустя), выступая за команду своего отца, Арни Сакса.

Однако на самом деле первое появление Сакса в Кубке НАСКАР произошло значительно раньше. В конце 1980 года Ричард Чилдресс (тогда гонщик-середнячок, выступающий за собственную команду) всерьез раздумывал над тем, чтобы оставить карьеру гонщика и сосредоточиться на управлении собственной командой. Он все еще рассчитывал в 1981 году выступать в Кубке НАСКАР полный сезон, но вместе с тем подыскивал гонщика, который вскоре мог бы заменить его за рулем автомобиля с номером 3. Чилдресс решил дать Саксу шанс, предоставив ему возможность провести за рулем второй машины своей команды несколько гонок сезона, одной из которых должна была стать Дайтона 500 1981 года.

Начиная с этой гонки вступали в силу новые правила НАСКАР относительно длины колесной база автомобиля - она укорачивалась со 115 до 110 дюймов. Это требование в сочетании с изменениями в аэродинамике автомобилей (на большинстве новых моделей машин стояли практически вертикальные задние стекла, не позволявшие воздушному потоку плавно переходить с крыши автомобиля на спойлер, обеспечивая тем самым необходимую прижимную силу на задней оси) привело к недостаточной стабильности машин при прохождении поворотов трека на высокой скорости.

В конце декабря 1980 года Сакс тестировал новый Понтиак Grand Prix Чилдресса на суперспидвее в Дайтоне. При выходе из четвертого поворота на одном из своих тестовых кругов гонщик потерял управление и врезался в ограждение, после чего автомобиль подлетел в воздух и несколько раз перевернулся. Удары были такой силы, что шлем Сакса слетел с его головы, а сам гонщик получил серьезные травмы и не смог самостоятельно выбраться из машины. Авария разрушила не только новый Понтиак Чилдресса, который стал первой машиной, построенной его собственной командой (до этого Чилдресс покупал автомобили у других команд), но и планы Сакса на сезон Кубка НАСКАР 1981 года.

-2

Гоночный дебют Сакса в НАСКАР получился неудачным - в июльской гонке в Дайтоне 1983 года он смог проехать всего лишь 19 кругов, прежде чем на машине Сакса сгорел мотор. В сезоне того года он провел еще четыре гонки, в трех из которых он попал в аварии и одну закончил на 17-м месте. В следующем году, выступая в команде своего отца полный сезон, Сакс смог закончить вторую гонку в календаре чемпионата на треке в Бристоле на девятой позиции, что стало его единственным финишем в Топ-10 за весь сезон. Шестое место Сакса по итогам Дайтоны 500 1985 года вселяло надежду на успешный сезон, но после этапа в Дайтоне семейная команда гонщика смогла протянуть только две недели прежде чем прекратить выступления из-за нехватки финансовых средств. Сакс провел три этапа сезона за Джеймса Хилтона, однако затем его гоночная карьера сделала крутой поворот.

Шевроле Monte Carlo SS Грега Сакса перед гонкой Дайтона 500 1985 года.
Шевроле Monte Carlo SS Грега Сакса перед гонкой Дайтона 500 1985 года.

В попытке угнаться за Биллом Эллиоттом команда DiGard Racing, гонщиком которой был знаменитый Бобби Аллисон, решила запустить собственную исследовательскую программу, сформировав специальное научно-исследовательское подразделение - "Gardner R&D" и выставив в гонки экспериментальный автомобиль, гонщиком которого стал Сакс. Это был все тот же Шевроле Monte Carlo SS, за рулем которого он финишировал шестым в Дайтоне 500. Команда Сакса купила эту машину у Ranier Racing, решившую перед началом сезона 1985 года сменить Шевроле на Форд. У автомобиля была известная история - за его рулем Кейл Ярборо в 1984 году выиграл 500 миль Дайтоны и финишировал третьим в июльской гонке на треке во Флориде - однако в Шевроле нового гонщика DiGard Racing от старой машины Ярборо фактически остался только кузов. Перед июльской 400-мильной гонкой в Дайтоне шасси автомобиля существенно модифицировали.

Руководителем проекта и крю-чифом Сакса в гонке был Гэри Нельсон, который в 1983 году выиграл чемпионский титул Кубка НАСКАР вместе с Бобби Аллисоном. Известный своими новаторскими идеями в области создания автомобилей, Нельсон впоследствии стал директором Научно-исследовательского центра НАСКАР. Усилитель рулевого управления, откидные пластины на крыше и капоте машины, шасси автомобиля НАСКАР пятого поколения - все эти инновации в автогонках сток-каров приписывают Нельсону. Экспериментальный автомобиль Сакса в Дайтоне призван был подтвердить правильность подходов Нельсона к созданию гоночной машины НАСКАР.

Сакс квалифицировался к гонке девятым, в то время как Эллиотт выиграл поул (на тот момент свой седьмой в сезоне). В Дайтоне 500 Эллиотту удалось сделать хет-трик - выиграть поул, 125-мильную квалификационную гонку и 500-мильную гонку. Затем Эллиотт выиграл еще шесть этапов сезона на скоростных треках, поэтому мало кто сомневался, что если гонщика Coors Форд Thunderbird номер 9 не настигнут проблемы с техникой, он без особого труда доведет дело до очередной победы. Команда Сакса не планировала за нее побороться, рассчитывая лишь опробовать новые идеи, проведя полноценную тестовую сессию нового автомобиля в гоночных условиях.

Однако после старта гонки быстро выяснилось, что Шевроле номер 10 Сакса способен держаться в темпе лидеров. Эллиотт предсказуемо доминировал, лидировав в общей сложности 103 из 160 кругов дистанции, но Сакс периодически напоминал о себе самому быстрому гонщику в пелотоне, появляясь в зеркале заднего вида его машины. Болельщикам это нравилось - они подбадривали Сакса, просовывая руки через ограждение трека с поднятыми вверх большими пальцами. Видя как развиваются события, владельцы DiGard Racing решили, что Сакс должен проехать всю гонку и побороться за победу.

Билл Эллиотт и Грег Сакс в гонке Pepsi Firecracker 400 1985 года.
Билл Эллиотт и Грег Сакс в гонке Pepsi Firecracker 400 1985 года.

Слабым звеном команды Сакса, спешно сформированной за две недели до гонки, были питстопы. Большинство из ее членов никогда не работали на питлейн, а были и такие, кто и вовсе не бывал раньше на автогонках. После каждого питстопа Сакс терял позиции, которые вынужден был отыгрывать на треке. Однако по мере того как все больше команд выбывали из гонки, в команде Сакса появлялось все больше ветеранов, которые в итоге изменили положение дел.

-5

За 60 кругов до финиша Сакс сумел опередить Эллиотта и стать лидером. Спустя 22 круга Эллиотт вернул себе первое место в гонке, но Сакс не отставал, плотно повиснув на заднем бампере Форд Thunderbird номер 9. Менее чем за десять кругов до финиша проблемы с подачей топлива вынудили Эллиотта заехать на незапланированный питстоп. Сакс снова стал лидером и пересек финишную черту на полкруга впереди Эллиотта.

Победа стала настоящим триумфом Сакса и Нельсона, однако для команды DiGard Racing она имела скорее негативные последствия. После победы Сакса отношения между Аллисоном и владельцами команды окончательно испортились. Аллисон был недоволен, что экспериментальный автомобиль, который участвовал в соревнованиях только для того, чтобы помочь ему прибавить в скорости, выиграл гонку (сам Аллисон финишировал в ней на 18-й позиции). Спустя 13 дней после победы Сакса было объявлено, что контракт Аллисона и DiGard Racing, заключенный до конца сезона 1987 года, расторгнут досрочно. Аллисон ушел в собственную команду, забрав номер 22 (с которым Аллисон в 1983 году выиграл чемпионский титул) с собой, а его место в DiGard Racing занял Сакс, который за рулем Бьюика номер 77 провел в команде оставшиеся гонки сезона 1985 года. На фоне конфликта Аллисона и владельцев DiGard Racing Гэри Нельсон ушел к Рику Хендрику и в следующем году вместе с Джеффом Бодайном выиграл Дайтону 500.

Впоследствии Грег Сакс получил известность за участие в съемках фильма "Дни Грома". Сакс был за рулем City Шевроле номер 46 главного героя фильма Коула Трикла в исполнении Тома Круза , а также консультировал съемочную группу фильма.

Шевроле Lumina № 46 Грега Сакса в гонке Busch Clash 1990 года.
Шевроле Lumina № 46 Грега Сакса в гонке Busch Clash 1990 года.

Сотрудничество с Риком Хендриком, который предоставил свои автомобили для съемок фильма, позволило Саксу получить место в его команде в 1990 году. В гонке Winston 500 того года на треке в Талладеге Сакс был близок к тому, чтобы повторить свой успех пятилетней давности. Он лидировал в гонке 41 круг, но в итоге не смог опередить Дейла Эрнхардта, уступив ему финише два корпуса машины. Во втором этапе сезона 1990 года на треке в Мичигане Сакс, подменяя травмированного Даррелла Уолтрипа, также закончил гонку вторым. Эти два Топ-5 финиша стали последними в карьере Сакса в Кубке НАСКАР, за время которой с 1983 по 2006 год он провел в серии 263 гонки. На его счету 20 финишей в лучшей десятке, одна победа и два поула.

По иронии победа Сакса в июльской гонке в Дайтоне 1985 года на экспериментальной машине, призванной помочь улучшить автомобиль основного гонщика команды, стала последней и для DiGard Racing. Команда выступала в отдельных гонках сезона 1986 года с разными гонщиками и прекратила свое существование в 1987 году. Был ли автомобиль Сакса в июльской гонке 1985 года в Дайтоне полностью легальным по-прежнему вызывает вопросы. Многие, включая Эллиотта, полагают, что Нельсон вышел за рамки правил, однако в НАСКАР посчитали иначе.

https://leftturn43.livejournal.com/7501.html