Итак, покинув монастырь Ватопед, мы, малость офигевшие, но одухотворенные, продолжили свое путешествие по этому уникальному монашескому государству. О начале путешествия читайте в предыдущей статье , там много интересного.
Теперь наш путь лежал в сторону столицы Святого Афона – Кареи (Καρυές). И, конечно, мы не могли миновать расположенный неподалеку крупнейший русский скит – Андреевский. Во времена османского владычества на этом месте располагалась резиденция представителя турецкого султана и называлось оно Серай, что переводится с турецкого как «дворец». Однако, времена поменялись, турки были изгнаны греками в результате национально-освободительного движения 1821-1829 годов (не без помощи России, кстати). И в 1867 году на этом месте великим князем Алексеем Александровичем (сыном Александра II ) был заложен сей скит во имя апостола Андрея Первозванного.
Он действительно поражает своим величием, не зря греки называют его «Кремлем Востока». Наибольшего расцвета Андреевский скит достиг к началу XX века, когда там обитало более восьми сотен монахов. Однако после Октябрьской революции, по понятным причинам, начался его закат. А в 1958 году произошло и вовсе ужасное событие – сильнейший пожар, уничтоживший уникальную библиотеку и архив скита. Часть из 25 колоколов, расположенных на самой высокой на Афоне 40-метровой колокольне, лопнули и теперь сиротливо стоят во дворе.
Возрождение скита началось уже в 1992 году новой монашеской братией, возглавляемой иеромонахом Ефремом.
Во время нашего дальнейшего путешествия по грунтовым дорогам полуострова наш юный гид завернул в еще одну из русских келий, где мы испытали новое потрясение – здесь нас провели в подвал и продемонстрировали местную костницу. Если кто не знает, это, говоря мирским языком, хранилище черепов и прочих частей скелета монахов, угодных богу и почивших за предыдущие годы существования кельи.
Почему я акцентировал ваше внимание именно на «угодных богу»? Дело в том, что на Святом Афоне (а может, и не только на нем – не знаю наверняка) существует такой удивительный обычай – могилу умершего раба божия через несколько лет после захоронения вскрывают и оценивают, насколько «качественно» истлели его останки. Если остался только пожелтевший скелет, считается, что Бог принял его как праведника. В этом случае, кости омывают и складывают в это самое хранилище, именуемое костницей. Если же останки находятся в «безобразном» состоянии, их вновь закапывают в землю и активно молятся о почившем, поскольку это, по мнению его братьев во Христе, говорит о наличии у него непрощенных грехов.
Через некоторое время могилу вновь вскрывают и, если останки по-прежнему не истлели, их вывозят и бросают в море – считается, что такой человек не соответствовал образу жизни подобающему монаху Святого Афона.
Надо сказать, нас не предупредили о цели нашего визита и когда, спустившись по каменным ступеням, мы оказались в небольшом, достаточно сухом помещении с низкими сводами и огляделись, нам пришлось подобрать отвисающие челюсти, дабы не выглядеть совсем глупо.
У стены, на небольшом возвышении - своеобразной сцене – стояла конструкция, похожая на книжную полку, наполненная и окруженная пожелтевшими черепами «праведников». Они смотрели на нас пустыми глазницами, как бы осуждая нашу греховность и праздность жизни. Надпись гласила: «Мы были как вы, и вы станете такими как все мы. Аминь.». Очень обнадеживающе…
В общем, выбравшись на свет божий, мы загрузились в наш экскурсионный внедорожник и уже окончательно двинулись в столицу автономного монашеского государства Святой горы. Но об этом – в следующих статьях.
Продолжение следует. ΑΚΟΛΟΥΘΕΙ …
Если вам статья показалась интересной, ставьте «лайк» и подписывайтесь, а я буду рад продолжать свои рассказы.