Нетрудно понять, почему репродукция именно этой картины висела в приемной Зигмунда Фрейда

544 прочитали

Зигмунд Фрейд, знаменитый психоаналитик и врач, тщательно подходил к каждой детали на своем рабочем месте. Ведь его пациенты были людьми нервными, поэтому любая мелочь могла повлиять на их состояние. Поэтому и обстановка приемной, где его пациенты проводили какое-то время, была весьма продуманной. Одним из элементов этого помещения были произведения искусства, и среди них - репродукция картины Генриха Фюссли "Ночной кошмар".

Генрих Фюссли "Ночной кошмар"
Генрих Фюссли "Ночной кошмар"

Как известно, Фрейд проникал в глубины подсознания, используя гипноз и анализируя сны. Ведь именно в снах это самое подсознание проявляет себя, замещая потаенные страхи и желания какими-нибудь образами. Так что немудрено, что именно картина о снах, притом снах кошмарных, украшала стены приемной. Она была, как говорится, в тему.

Автор полотна - Генрих Фюссли, был родом из Швейцарии, но переехал жить в Англию. Из-за того, что немецкая, французская и английская транскрипции его имени и фамилии отличаются, его называют то Генрихом Фюссли, то Генри Физели, то Анри Фюзели. Чтобы не запутаться, я буду называть его Фюссли.

Джеймс Норткот "Портрет Генриха Фюссли (Генри Физели)"
Джеймс Норткот "Портрет Генриха Фюссли (Генри Физели)"

Вот он так выглядел, судя по портрету, сделанному Дж. Норткотом. Крупные черты лица, сжатый рот, взгляд, устремленный куда-то вдаль. Это был интересный человек. Его с детства готовили к карьере священнослужителя, Фюссли закончил теологический факультет Цюрихского университета, но сам он не был склонен к этой деятельности. Его тянуло к себе искусство. Он написал какую-то брошюру с критикой смотрителя магистрата и был вынужден покинуть родину. Ему бы 21 год. Несколько лет Фюссли странствовал по Европе и, между прочим, познакомился во Франции с Жан-Жаком Руссо.

Одновременно молодой человек занимался переводами, на этой почве познакомился с английским послом в Берлине и переехал в Англию.

Генрих Фюссли "Безумная Кейт"
Генрих Фюссли "Безумная Кейт"

Тут он продолжал заниматься переводами, но после знакомства с знаменитым художником Джошуа Рейнолдсом, который ему сказал, что пора обратиться к тому, к чему есть талант - то есть заняться живописью, Фюссли так и сделал. Генриху было 27, шел 1770 год, он поехал учиться живописи в Италию. Через 9 лет он вернулся в Англию уже профессиональным художником. Его карьера была удачной. Он стал членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (то есть, по сути, ее руководителем). При этом Фюссли не забывал писать книги.

Творчество Фюссли весьма своеобразное и смелое. Из соображений цензуры невозможно привести тут большинство его картин и рисунков.

Генрих Фюссли "Фальстаф в корзине для белья"
Генрих Фюссли "Фальстаф в корзине для белья"

Фюссли интересовался темой сновидений, притом, в первую очередь, эротических и кошмарных. Его фантазия в этом направлении была весьма бурной. "Ночной кошмар" является самой известной его картиной, но она - часть серии из четырех произведений, где показаны спящие женщины, на которых сидит инкуб, а из-за занавеси выглядывает какая-то дикая голова лошади. Все эти образы Фрейд щелкал, как орехи, интерпретируя их с ходу как признаки подавленного сексуального желания и неудовлетворенности.

Интересно, что задолго до Фрейда Фюссли показал именно те образы, которые связаны с этим явлением. Писатель Хорас Уолполл, автор готических романов, говорил о Фюссли: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен».

Глядя на произведения Фюссли сейчас, понимаешь, что он был в определенном смысле продолжателем Иеронима Босха, но только с большим креном в откровенную эротику.

Читайте еще на моем канале:

Новый храм для МГУ: он вообще нужен?!

Если не хотите промазать с подарком, дарите ароматы Paco Rabanne: объясняю, почему