Зигмунд Фрейд, знаменитый психоаналитик и врач, тщательно подходил к каждой детали на своем рабочем месте. Ведь его пациенты были людьми нервными, поэтому любая мелочь могла повлиять на их состояние. Поэтому и обстановка приемной, где его пациенты проводили какое-то время, была весьма продуманной. Одним из элементов этого помещения были произведения искусства, и среди них - репродукция картины Генриха Фюссли "Ночной кошмар".
Как известно, Фрейд проникал в глубины подсознания, используя гипноз и анализируя сны. Ведь именно в снах это самое подсознание проявляет себя, замещая потаенные страхи и желания какими-нибудь образами. Так что немудрено, что именно картина о снах, притом снах кошмарных, украшала стены приемной. Она была, как говорится, в тему.
Автор полотна - Генрих Фюссли, был родом из Швейцарии, но переехал жить в Англию. Из-за того, что немецкая, французская и английская транскрипции его имени и фамилии отличаются, его называют то Генрихом Фюссли, то Генри Физели, то Анри Фюзели. Чтобы не запутаться, я буду называть его Фюссли.
Вот он так выглядел, судя по портрету, сделанному Дж. Норткотом. Крупные черты лица, сжатый рот, взгляд, устремленный куда-то вдаль. Это был интересный человек. Его с детства готовили к карьере священнослужителя, Фюссли закончил теологический факультет Цюрихского университета, но сам он не был склонен к этой деятельности. Его тянуло к себе искусство. Он написал какую-то брошюру с критикой смотрителя магистрата и был вынужден покинуть родину. Ему бы 21 год. Несколько лет Фюссли странствовал по Европе и, между прочим, познакомился во Франции с Жан-Жаком Руссо.
Одновременно молодой человек занимался переводами, на этой почве познакомился с английским послом в Берлине и переехал в Англию.
Тут он продолжал заниматься переводами, но после знакомства с знаменитым художником Джошуа Рейнолдсом, который ему сказал, что пора обратиться к тому, к чему есть талант - то есть заняться живописью, Фюссли так и сделал. Генриху было 27, шел 1770 год, он поехал учиться живописи в Италию. Через 9 лет он вернулся в Англию уже профессиональным художником. Его карьера была удачной. Он стал членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (то есть, по сути, ее руководителем). При этом Фюссли не забывал писать книги.
Творчество Фюссли весьма своеобразное и смелое. Из соображений цензуры невозможно привести тут большинство его картин и рисунков.
Фюссли интересовался темой сновидений, притом, в первую очередь, эротических и кошмарных. Его фантазия в этом направлении была весьма бурной. "Ночной кошмар" является самой известной его картиной, но она - часть серии из четырех произведений, где показаны спящие женщины, на которых сидит инкуб, а из-за занавеси выглядывает какая-то дикая голова лошади. Все эти образы Фрейд щелкал, как орехи, интерпретируя их с ходу как признаки подавленного сексуального желания и неудовлетворенности.
Интересно, что задолго до Фрейда Фюссли показал именно те образы, которые связаны с этим явлением. Писатель Хорас Уолполл, автор готических романов, говорил о Фюссли: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен».
Глядя на произведения Фюссли сейчас, понимаешь, что он был в определенном смысле продолжателем Иеронима Босха, но только с большим креном в откровенную эротику.
Читайте еще на моем канале:
Новый храм для МГУ: он вообще нужен?!
Если не хотите промазать с подарком, дарите ароматы Paco Rabanne: объясняю, почему