Часто при письме мы доходим до конца строки и предпочитаем написать новое слово на другой, лишь бы его не переносить. А вдруг неправильно перенесём? Иногда заходим на поля или начинаем писать мелко, лишь бы предложение вместилось на строчку, и ничего бы не пришлось переносить. Выглядит это неаккуратно. Школьники могут вообще переносить слова неверно, за это всё оценка снижается.
Предлагаю вспомнить основные правила переноса в запоминающимся варианте: авторская сказка (так как просто сухие правила переноса есть во всех учебниках, справочниках и в интернете, но детям они неинтересны и нуждаются в заучивании) плюс тест на закрепление сказки.
Но прежде чем приступать к изучению правил переноса, нужно как следует усвоить тему деления слова на слоги.
Что такое слог, как определить количество слогов в слове, как научиться определять границы слогов все эти темы изучаются с дошкольниками и первоклассниками, повторяются во 2 классе. Считается, что к 3 классу ребенок должен уже без ошибок делить слова на слоги и правильно переносить их с одной строки на другую.
Сказка о правильном переносе слов
В королевстве Русского Языка жили-были Слоги. Слоги жили дружно, ходили в гости к другим Слогам. Так образовывались новые Слова. А если в одном домике собиралось много Слов, то образовывалось Предложение.
Эти Предложения дети записывали в свои тетради. Но однажды одному ученику не хватило строчки, чтобы записать Предложение. Одно слово никак не влезало в конец строчки.
- Что же мне теперь делать? - заплакало Слово. И ученик заплакал, и Предложение тоже.
Ведь без Слова не получится Предложение. И если его не будет в тетрадке или будет написана только его часть, то никто ничего не поймёт. И Учительница поставит плохую отметку.
Учительница - главная в королевстве Русского Языка, она может и наказывать.
Ученик, Слово и Предложение так громко плакали, что это услышала одна добрая девочка Чёрточка:
- Не плачьте, я помогу вам! - сказала она, - но для начала пусть Слово разделится на Слоги.
Слово так и сделало. Чёрточка сказала Слогам:
- Я могу встать между вами на странице тетради и тогда один слог останется на строчке, а другие перенесутся на другую. И слово не порвётся, оно просто будет перенесено, его можно будет легко прочитать.
Обрадовались Слова. С тех пор девочка Чёрточка всегда помогала им перенестись на другую строку. Но для этого слова делились на слоги:
1. Слова переносим по слогам (например: ко-нец, ба-бушка, горо-шек)
Некоторые Слоги, состоящие из одной буквы (все в королевстве знают, что одна гласная буква составляет Слог) тоже хотели перенестись на другую строчку. Чёрточка была доброй девочкой, она переносила их. За это она сама, Слова и ученики, которые так делали, были наказаны Учительницей. Им ставили Двойку.
2. Объяснила Учительница: нельзя оставлять одну букву на строке. И не только гласные буквы нельзя переносить, но и согласные.
Девочка Чёрточка - наша помощница, но ставить ее надо с умом!
Грустно стало Словам, которые не могли разделиться на Слоги. Ведь их нельзя переносить.
3. Слова, состоящие из одного слога, не переносятся на другую строку.
Учительница наказывала также и буквы Ь, Ъ, Й, если они переносились на другую строчку.
4. Буквы Ь, Ъ, Й нельзя переносить на другую строку и отделять от слога. (Например: лей-ка, конь-ки, подъ-езд).
Две согласные-сестрички не хотели разделяться друг от друга. Ученики писали "ва-нна", "ка-сса", "субб-ота", за что были наказаны Двойкой. Чёрточка объяснила, что правильнее было бы разделиться, и встала между ними. Одинаковые согласные-сестрички погоревали, но делать нечего. Они разделились. Очень уж им не хотелось снова получить Двойку.
5. Удвоенные согласные переносим так: одну букву оставляем на одной строке, а вторую переносим (например: шос-се, ал-лея).
Эти 5 простых правил помогут вам никогда не ошибаться при переносе слов. И помните, что будет, если вы поставите Чёрточку неправильно.
Тест на закрепление
Ставьте "нравится", если было полезно.
Подписывайтесь, будем повышать грамотность вместе!