Прошлое человека отпечатывается в его сознании, подобно фотографии. Какие то фрагменты яркие и цветные, например детские воспоминания. А некоторые фрагменты блеклые и черно-белые, как правило это тяжелые периоды в жизни. Представьте себе такую черно-белую картину, в которой женщина принимает от мужчины знаки внимания, мило общается, но внезапно в комнату прибегает ребенок, при виде которого мужчина спешно собирает вещи и недвусмысленно "машет ручкой" на прощание. С этого и начинается драма "Ребро Адама", по мотивам повести А. Курчаткина "Бабий дом", снятая на киностудии Мосфильм в 1990 году.
Собственно, название первоисточника-повести Курчаткина, весьма красноречиво. Фабула фильма завязана вокруг жизни типичной для позднего СССР, так называемой неполной семьи. Семьи, в которой проживают три поколения женщин. Умирающая парализованная бабушка, мать и две дочери, что характерно от разных мужей. Подобное явление в народе еще известно, как "Бабья яма". Почему яма? Да потому, что выйти из неё в нормальные здоровые отношения младшие женщины не могут, в силу отсутствия перед глазами правильной модели построения полноценной семьи. Подобно яме с осыпающимися краями, подобно зыбучему песку, подобно болоту, "бабья яма" засасывает женщину назад, даже если она попытается построить нормальные отношения.
И это видно по первым же кадрам фильма. Мы видим феерическую картину, как мать Нина Елизаровна лезет в отношения старшей дочери-Лиды, требуя с неё отчета о её личной жизни. Спрашивает, а собирается ли её избранник "делать какие то серьезные шаги", недвусмысленно подталкивая молодую женщину начать вести с её любовником разговоры о свадьбе. Мы с вами прекрасно понимаем, что как только женщина начинает требовать официального брака, значит она уже готовится к разводу и хочет получить гарантии государства на имущество и деньги мужчины. И подобные претензии со стороны женщины отпугивают знающих мужчин, вплоть до разрыва отношений. Понимает это и Лида, потому, боясь спугнуть мужчину, на повышенных тонах уже в который раз просит мать не вмешиваться в её личную жизнь.
Скажу больше, решение практически любых разногласий в этой так называемой семье, проходит в форме столь характерного для женщин, эмоционального скандала. Женщины галдят между собой на повышенных тонах по любому поводу, начиная от морального облика дочери, заканчивая решением, "кто сегодня будет выносить судно из под бабушки". Не удивительно, что психика всех членов этой неполной семьи расшатана до предела, что оборачивается несдержанностью в словах и поступках. Так, младшенькая Настя, позволяет себе весьма резкие оценочные суждения, когда разглядывает из окна автомобиль избранника старшей сестры. Впрочем, выбор Лиды пал не на самый "лакомый кусочек", на который она могла бы рассчитывать. Как часто это бывает, женщина выбрала не молодость, а деньги. Обеспеченного зрелого мужчину, который к его солидному возрасту, закономерно, был женат. С Лидой он встречался вечерами на квартирах друзей, чтобы после 23 00, подобно золушке из сказки, раствориться в ночи, пока его жигули копейка не превратилась в тыкву. Ибо дома его ждала жена.
И меня не удивляет то, почему Лида выбрала женатого, зато богатого. Доступ к мужским деньгам нужен ей, чтобы жить так, как она хочет. А живет она не по средствам, в частности готова купить у коллеги по работе "из под полы" купальник, который стоит половину её зарплаты. Ведь ей так хочется быть красивой и привлекать внимание не только своего лысеющего любовника, но и других мужчин. А там глядишь, подвернется другой кошелек, потолще. Впрочем, ничего нового. Обычный принцип ветки.
Младшенькая, Настенька, ничем не лучше. Беседуя со своим парнем, Мишкой, во время обеденного перерыва, она открыто обсуждает его планы на жизнь, беря на себя смелость их осуждать. Курит при нем, раздражая его тем самым. И в принципе ведет себя крайне вызывающе. Сразу видно, что в "бабьей яме", в которой она выросла, некому было привить девочке уважение к мужчинам. А именно отсутствие уважения к мужчинам помноженное на потребительское отношение и является главным препятствием для женщины на пути построения здоровых отношений.
Тем не менее, даже мать семейства не брезгует попытками построения отношений. Даже на женщину её возраста и сомнительного семейного положения находится претендент, который преследует его с букетом цветов чуть ли не до порога дома, подобно маньяку. Впрочем, глаза его в кадре горят нездоровым огнем гормонального угара похлеще, чем у многих маньяков. Ситуация настолько сказочная, что даже сама Нина Елизаровна не верит своему счастью. "Этот букет действительно мне, а не какой нибудь молоденькой профурсетке?" вопрошает она. Напомню, что действие происходит в позднем Советском Союзе, во времена которого женщины еще более или менее адекватно оценивали своё положение на брачном рынке и не считали себя королевами в 40-50 лет.
А на фоне всех этих амурных похождений, матриархиня семьи, старенькая парализованная бабушка лежит порой часами в месиве из собственных мочи и фекалий, и вынужденна звонить в колокольчик, чтобы привлечь к себе внимание. И это несмотря на наличие аж трех "стаканов воды на старость" в лице дочери и двух внучек, которые поголовно заняты обустройством личной жизни. Пока еще сами не старые, пока гормоны кипят, пока внешность позволяет очаровать мужчину и залезть к нему в карман за подарочками или цветочками. Потому, что бабий век короток, и надо брать от жизни всё, что они смогут урвать. Потому, что за молодостью последует старость и уже они сами будут лежать пластом, гадить под себя и звонить в проклятый колокольчик.
Весь дальнейший сюжет я спойлерить не буду. Я практически его не касался, иначе разбор бы вышел часа на четыре. Но фильм хороший, так что обязательно посмотрите его полностью. И если вы увидите в фильме что то, чего не заметил я при просмотре, напишите мне об этом в комментариях. А я поставлю этому фильму твердые пять с плюсом по рейтингу Циничного кинокритика. За качественно показанную атмосферу гнетущей безысходности, столь характерную для "бабьей ямы"