Найти в Дзене
SNI-ХОББИ

ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫШИВКИ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ. (часть4)

1 часть статьи...
2 часть статьи...
3 часть статьи...
ВЕРХОШВЫ ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ.
Оглавление

1 часть статьи...

2 часть статьи...

3 часть статьи...

ВЕРХОШВЫ ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ.

На швейных машинах выполняют не только ажурные вышивки, но и верхошвы. К ним относятся верхошвы, напоминающие по фактуре счетные швы ручной вышивки, связанные со структурой ткани и швами, которые выполняют по свободно нарисован­ ному контуру. Способы выполнения этих двух групп швов разные. Они зависят от характера рисунка, применяемой ткани и степени знания мастерицей приемов выполнения машинной вышивки.

-2

Существует три способа наложения стежков рабочих нитей поверх ткани на швейной машине: основные лицевые стежки узора образуются верхней рабочей ниткой, которая на ткани укрепляется нижней ниткой из челнока; основные лицевые стежки узора образуются нижней ниткой из челнока, которые на ткани укрепляются верхней ниткой; основные лицевые стежки узора образуются дополнительной третьей ниткой, которые укрепляются на ткани с помощью двух-трех проколов иглы, а переход от одного края мотива до другого выполняется обычной машинной строчкой.

Каждый способ наложения стежков на ткань приемлем для определен­ ных швов и создает свою фактуру узора.

Основными лицевыми стежками, образованными с помощью верхней рабочей нитки, можно выполнить большое число различных верхошвов, напоминающих по фактуре традиционные ручные швы. К ним относятся счетная гладь, роспись, косая стежка, с помощью которых выполняется узор геометрического характера; редкая гладь, гладь без настила, гладь с настилом, русская гладь, владимирские швы и другие, с помощью которых выполняется узор растительного характера.

Выполнение геометрического орнамента со строго линейными очертаниями мотивов на швейной машине отличается большой трудоемкостью. Швы, выполняемые ранее по счету нитей, здесь наносятся на ткань по рисовке. Однако это не снимает требования точного соблюдения прямых линий по горизонтали, вертикали и диагонали при образовании каждой формы орнамента.

Выполнение вышивки высокого технического качества требует от мастерицы большого напряжения и внимания. Для качественного выполнения вышивки немаловажную роль играют два подготовительных процесса. К первому относится тщательная подготовка технического рисунка и накола с него, когда точно должны быть выявлены все особенности очертания сложных форм. Ко второму относится правильное нанесение припороха на ткань с накола. Здесь необходимо точное совпадение определенных прямых линий накола с направлением основы или утка ткани, выбранной для вышивки. При таком припорохе вышивальщице легче будет уложить стежки рабочих нитей, не нарушив очертания мотивов, очерченных прямыми линиями.

СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ. Крупные мотивы заполняют здесь плотно уложен­ ными параллельными стежками.

На тонких тканях с мелким рисунком мотивы заполняют настилом из параллельно лежащих стежков в одну рабочую нитку. На плотных тканях с декоративным укрупненным рисунком стежки перекрываются три-четыре раза. Это дает возможность получить более выразительный рельефный узор с богатой светотеневой игрой фактуры роспись. Тонкие линии узора выполняют швом, напоминающим ручную роспись (рис. 180, а). Шов выполняется здесь оттянутыми стежками двумя-тремя уколами иглы в одну точку и образованием нескольких стежков между ними. Это дает возможность получить выпуклые линии узора, как при ручной вышивке. Здесь необходимо продумать ход иглы, чтобы избежать повторного перекрытия стежков и следить за равными промежутками удара иглы. Порядок выполнения показан цифрами на рис. 180, б.

КОСАЯ ГЛАДЬ. Для выполнения прямых утолщенных линий при­ меняется косая гладь, где стежки укладывают по диагонали плотными параллельными рядами. Объединяя эти швы по-разному,'можно каждый раз создавать красивый по фактуре узор геометрического характера.

Для выполнения орнамента растительного характера со свобод­ ным контуром применяется стебельчатый шов, редкая гладь, гладь с настилом и без настила, прорезная гладь, русская гладь, белая гладь, владимирские швы и др. Эти основные швы сочетаются с россыпью, различными сетками, стягами. Легкие швы, через которые просвечивается фон ткани, обогащает вышивку, контрастируя с блестящей и плотной поверхностью, образованной гладью. Различные сочетания этих основных и сопровождающих швов дают возможность создавать красивую вырази­ тельную фактуру вышивки, повышающую декоративный эффект узора растительного характера. Вышивка здесь может быть выполнена на любых тканях, как прозрачных, легких, так и плотных, гладких и ворсовых. Их использование зависит от назначения изделия и при­ меняемого рисунка, который может быть белым, однотонным или многоцветным.

-3

Гладь в растительных мотивах выполняют по рисовке плотно прилегающими друг к другу стежками. Направление стежков может быть разным, в соответствии с формой мотива — вертикальным, горизонтальным, с легким наклоном в правую или левую сторону, идти веером — от центра к краям.

Техника выполнения глади не отличается большой сложностью, но требует, как и всякая другая, большой аккуратности. Вышивку выполня­ ют в пяльцах с туго натянутой тканью, лицевой стороной вверх.

Применяют хлопчатобумажные катушечные нитки № 100, 80 или 60 и шелк на трубочках. В челнок заправляют хлопчатобумажные катушеч­ные нитки N1 80 или 60.

На тонких тканях узор выполняют в одну нитку. На шелковых тканях лучше применять шелковые нитки, которые образуют блестящую по­ верхность мотивов орнамента (рис. 181), соответствующую красивому переливающемуся фону. Натяжение верхней нитки должно быть слабее, чем при вышивке прямого гладьевого шва.

Перед началом выполнения узора первым опусканием иглы вытаски­вают нижнюю нитку и двумя-тремя проколами ткани иглой закрепляют обе рабочие нитки на ткани. Нитки необходимо закрепить так, чтобы их потом можно было перекрыть основными лицевыми стежками вышивки.

После окончания выполнения узора или отдельного мотива рабочие нитки также закрепляют двумя-тремя проколами иглы.

При выполнении глади мастерица должна следить за тем, чтобы проколы материала иглой были равномерными и стежки не выходили за линию контура рисунка; при прямой и косой глади стежки должны укладываться параллельно первоначально взятому направлению; на­ тяжение ниток должно соответствовать применяемому шву.

Перед началом выполнения основных лицевых стежков контур рисунка обстрачивают мелкой строчкой. Это делают для того, чтобы ткань была меньше подвержена деформации и не искажала нанесенного на нее рисунка.

При соблюдении всех этих правил будет обеспечено высокое качество выполнения вышивки. Красота фактуры получается здесь за счет применения различных видов швов. Варианты сочетания швов при вышивке гладью безграничны. Каждую (|юрму орнамента можно запол­ нить по-разному.

РЕДКАЯ ГЛАДЬ. Редкая гладь дает плоскую фактуру вышивки. Стежки рабочих ниток располагают редко, образуя просветы фона. Это создает дополнительную цветовую и световую игру фактуры, повыша­ ющую декоративную выразительность узора (рис. 182).

Л ЕГКАЯ ГЛАДЬ БЕЗ НАСТИЛА. Она также создает плоскую фактуру узора. Стежки рабочих ниток плотно примыкают друг к другу, образуя красивую поверхность узора. Их направление — прямое или косое — зависит от формы мотива. В цветах стежки обычно идут от центра к краям, в листьях — по диагонали или навстречу друг другу, образуя по центру глубокую прямую бороздку или зубчатую угловатую линию. Стежки же по контуру мотива должны образовывать ровный край, четко ограничивая форму.

ГЛАДЬ С КОНТУРОМ. В орнаменте растительного характера отдель­ные мотивы принято дополнительно украшать контуром (рис. 183). Это может быть простая обстрочка мелкими стежками, идущая точно по контуру или на расстоянии 1—2 мм от края. Иногда обстрочку дополнительно покрывают мелкими зигзагообразными стежками. Такой прием устраняет сухость очертания мотивов и более органично объединя­ет узор с фоновой тканью.

ГЛАДЬ С НАСТИЛОМ. Гладь с настилом является одним из самых красивых видов машинной вышивки Она создает высокий рельеф, который возвышается над другими мотивами и образует глубокие тени.

Для выполнения такой глади после обстрочки контура всю поверхность мотива застрачивают крупными стежками мягких хлопчатобумажных нитей, которые располагают в противоположном направлении по отношению к будущим лицевым стежкам. Иногда по центру фигуры настил накладывают в два-три ряда для создания полукруглой формы. Чем плотнее настил, тем выпуклее гладь. По готовому настилу для создания выпуклой блестящей поверхности лицевые стежки с точным учетом их направления укладывают довольно плотно. Верхняя рабочая нитка при этом может быть белой или цветной в зависимости от задуманного изделия. В челнок же заправляют хлопчатобумажные нитки № 80.

Верхняя нитка при такой глади должна быть натянута слабее, чем нижняя. Первый стежок обычно начинают с нижней крайней точки рисунка, удлиненные формы — с широкого конца. В листочке с жилкой вначале заполняют стежками одну сторону, затем другую, выкладывая их с наклоном друг к другу или параллельно, без наклона.

Горошины начинают вышивать с середины вверх, а затем вниз. Это обеспечивает правильное расположение стежков. Настил же выполняется вдоль и поперек формы, тогда форма получается более выпуклой. Край горошины хорошо всегда украшать рельефной обстрочкой. После окончания наложения внешних стежков несколькими проколами иглы между двумя гладьевыми стежками укрепляют рабочие нитки.

АТЛАСНАЯ ГЛАДЬ. Атласная гладь создает ровную блестящую поверхность мотива. Применяется она для заполнения крупных форм орнамента. Лицевые стежки длиной 5—7 мм выкладывают по диагона­ли— с левого нижнего края в правый верхний или по форме мотива. При обратном ходе стежки кладутся к ранее положенным (от середины одного к середине соседнего). Вышивку выполняют нитками мулине или шелком в одну нитку.

-4

РУССКАЯ ГЛАДЬ. Русская гладь применяется также для заполнения крупных мотивов орнамента. Лицевые стежки длиной 5—8 мм выклады­ ваются по прямой ниТке но отношению к фоновой ткани в горизонталь­ ном или вертикальном направлении. При обратном ходе стежки также выкладывают враскол ранее сделанным. Создается матовая, слегка бугристая поверхность.

ПРЯМОЙ И КОСОЙ ШВЫ. Когда край узора оканчивается широкой полосой, то его заполняют параллельными стежками, расположенными строго перпендикулярно или наклонно к линии рисунка (рис. 184, а).

Верхняя рабочая нитка при этом должна быть также натянута слабее нижней. Контур полосы обстрачивают мелкими стежками машинной строчки. Поверхностные же стежки прикрепляются к ткани ударом иглы по верхнему и нижнему краю полосы. Необходимо помнить, что наибольшую трудность испытывает мастерица при укладке стежков строго по вертика­ли— для этого требуется определенный навык.

КРАЕВАЯ ГЛАДЬ. Если же изделие оканчивается прямым или волнистым гладьевым валиком, го для его выполнения вначале делают частую двойную-тройную строчку по краю, а затем между строчкой прокладывают толстые нитки или шнур. Затем шнур вместе с тканью обшивают плотно уложенными параллельными стежками. Такой прием вышивки обеспечивает прочность края и предохраняет его от осыпания.

Шнур к ткани прикрепляют несколькими ударами иглы. После окончания обметки края остатки ткани аккуратно обрезают. При выполнении зубцов гладьевый валик выполняют прямыми слежками (рис. 184, б), которые удлиняют или укорачивают в соответствии с рисунком.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШВЫ. Редкая гладь с настилом и без настила, русская и атласная дополняются различными швами, повышающими декоративную выразительность узора. К ним относятся: стебельчатый шов, насыпь (россыпь), накрутка, бисерный шов, различного рода декоративные сетки, ажурные стяги и прорезные мотивы.

Fuc. J84. Краевая гладь: а — прямой и косой швы; б — гладьевый валик при выполнении зубцов
Fuc. J84. Краевая гладь: а — прямой и косой швы; б — гладьевый валик при выполнении зубцов

Стебельчатый шов. Стебельчатый шов в гладьевой вышивке явля­ ется одним из основных дополнитель­ных швов. Он образует гибкую рель­фную линию и служит для выполне­ ния стеблей, тонких веточек, контура крупных мотивов и других неболь­ших деталей узора.

-6

Для выполнения стебельчатого шва вначале по контуру наносят машинную строчку с мелкими стеж­ ками один или два раза в зависимо­ сти от толщины линии. Первый стежок кладут снизу вверх в наклонном положении в соответствии “с движением" узора. Второй стежок начинают с середины первого (рис. 185, о). Стежки по размеру должны быть равными и плотно примыкать друг к другу. Натяжение верхней нити должно быть слабее нижней.

В этом случае верхняя нить пройдет через ткань и будет видна с обратной стороны, а на лицевой стороне ткани образуется ровная чистая рельефная линия.

Бисерный шов. Представляет собой машинную строчку утолщенной нитью с мельчайшими стежками. Имеет вид рельефной нити, напомина­ющей цепочку из мельчайшего бисера (рис. 185, б).

Россыпь (насыпь). Россыпь представляет собой прозрачный узор, состоящий из цепочки небольших спиралевидных кольчиков. Ею запол­ няют отдельные детали узора или украшают контур больших мотивов.

Россыпь придает орнаменту легкость, серебристость, создает полутона основного цвета выполняемого узора.

Для выполнения этого шва частой строчкой делают мелкие стежки, которые образуют прозрачные спиральки. Они могут быть в один или несколько рядов, заходя друг за друга. Выполняется россыпь тонкими катушечными нитками № 80 или шелком на трубочках. Спиралевидные кольчики нужно вести точно по форме рисунка, чтобы не нарушить плавного движения линии узора.

Накрутка. Накрутка представляет собой отдельные плотные спирале­ видные кружки. Они создают матовую поверхность вышитых мотивов.

Применяют для образования узора, состоящего из горошин, или заполня­ ют, как узорные разделки крупных мотивов.

В крупных декоративных узорах накрутку хорошо сочетать с гороши­нами, которые выполнены гладью по настилу. Матовый и блестящий перелив фактуры создает красивую светотеневую игру фактуры. Начина­ ют выполнять накрутку из центра по кругу, плотно настрачивая стежки рядами друг к другу.

Декоративные решетки. Решетки представляют собой легкий узор, составленный из ряда зигзагов, прямых пересекающихся линий или других узоров, которыми заполняют сердцевинки цветов, оперение птиц или другие детали узора. Эти швы выполняют по ткани.

Put. 186. Ажурные стяги
Put. 186. Ажурные стяги

Для выполнения решетки вначале настрачивают линии вдоль или попе­ рек, а затем образу юз' вторую группу линий. Если узор однотипный, то вместе с образованием второй группы линий выполняют и крестики, перек­рывающие соединение двух перпен­дикулярных линий.

Простая решетка состоит из долевых и поперечных строчек. Клет­ки решетки могут быть квадратными, ромбовидными, прямоугольными. На пересечении строчек образуются узелки или крестики, украшающие решетку.

С ложная решетка с диагоналями может быть выполнена в два цвета.

Вначале делают простую решетку, затем через углы образованных ячеек прокладывают диагонали, на пересечении которых настрачивают узелки.

Решетка с гладьевыми треугольниками наиболее плотная из двух предыдущих. Здесь ячейки простой решетки наполовину заполняют гладьевыми треугольниками, создающими декоративную переливающуюся фактуру.

Узоры таких декоративных решеток безграничны, их рисунок зависит от фантазии художников и мастериц по машинной вышивке.

Машинные ажурные стяги. На легких прозрачных тканях с мелким изящным рисунком сердцевинки цветов и другие детали узора заполняют прозрачными стягами (рис. 186.) Машинный стяг близок по своему характеру к шву роспись, но создает узор с небольшими сквозными просветами. На тканях с неболь­шой плотностью под прямым углом в горизонтальном и вертикальном направлении захватывают четыре-пять нитей и стягивают их рабочей ниткой. Стежки в стягах накладывают друг на друга по два три раза для того, чтобы ткань стянулась как можно лучше, затем переходят к образованию следующей группы стежков. По рисунку стяги могут быть весьма разнообразны, но принцип выполнения их одинаков, мастерице же для образования красивого узора необходимо найти правильный ход рабочей нитки.

На плотных тканях, где нити основы и утка трудно стянуть, при выполнении стягов продергивают по одной нити вдоль и поперек, а две-четыре—оставляют. Это облегчает получение просветов узора. Ход же рабочей нити ничем не отличается от того, который применяется при стягивании нитей без продержки.

Машинно-ажурные сетки. Если но узору необходимы более прозрач­ные разделки, то стяги заменяют сетками. Машинные сетки являются самыми нарядными и изящными дополнениями к гладьевой вышивке.

Они придают узору растительного характера необычную воздушность и невесомость.

Машинные сетки имеют целый ряд разновидностей. Выполняют их различными способами: с вырезанием тканей для мелких деталей узора и с выдергиванием нитей для крупных мотивов.

рис. 187. Сетки с вырезыванием ткани
рис. 187. Сетки с вырезыванием ткани

Сетки с вырезанием ткани. Сет­ки с вырезанием ткани создают прозрачные детали узора. Кроме этого, здесь имеется возможность по- разному располагать сновки, образуя из них красивый узор (рис. 187).

Для выполнения сетки по вырезу место, предназначенное для ажура, обстрачивают частой строчкой в два ряда, а потом наносят редкий гладь- евый валик. После этого машинной строчкой прокладывают сновки, кото­ рые могут образовать сетку с квадрат­ ными ячейками или располагаться по диагонали, пересекаясь в центре вы­ резанной формы.

Такие сетки можно выполнять, просто настрачивая машинную строчку или прокладывая утолщен­ную нить.

В том и другом случае получен ную основу сетки для прочности обметывают частым гладьевым вали­ ком. Сетку без прокладки выполняют на мелких деталях орнамента, с прокладкой — на крупних.

Во время прокладки и обвива основной сетки можно образовывать петельки или узелки, которые укра­ шают ажурный мотив. На такую сетку можно также нанести различ­ные разделки, состоящие из легких или плотных частей. Плотные кружки или квадраты, ромбы и треугольники получаются с помощью плотно уложенных стежков, которые образуются проколами иглы между столбика­ ми сетки. После окончания выполнения ажурной сетки край мотива обметывают плотным гладьевым валиком.

Варианты образования машинных сеток по вырезанной ткани безграничны, их рисунок зависит от фантазии художника и мастерства вышивальщицы, умеющей находить правильный ход рабочей нитки в любом сложном рисунке.

Сочетая в одном узоре различные виды глади и дополнительные швы в виде россыпи, накруток или сеток, можно каждый раз создавать красивую фактуру, повышающую декоративную выразительность выши­ того орнамента.

Прорезная гладь. Это наиболее простой вид глади с ажуром. Здесь детали узора, выполненные гладью с настилом или без настила, сочетают с круглыми и продолговатыми дырочками. Выполняют дырочки следу­ ющим образом. Контур сквозного мотива обстрачивают мелкой строчкой, затем острыми ножницами в центре делают продольные и поперечный разрезы. Этими же ножницами края разреза подгибают и плотно обметывают гладьевым валиком прямым швом. Ширина обметки обычно бывает 1—2 мм. При образовании продолговатых дырочек с внутренней стороны стежки прилегают более плотно, чем с внешней. Поэтому рабочую нитку необходимо здесь укладывать плотнее?, чтобы не проступа­ла между ними первоначальная обстрочка контура. Смежные дырочки обрабатывают по типу восьмерки — обрабатывается попеременно полови­ на одной дырочки, затем противоположная сторона рядом лежащей дырочки и так до конца всей цепочки. При обратном ходе рабочей нитки обрабатывают нетронутые стороны дырочек, образуя плотный гладьевый валик каждой формы.

Вышивка вприкреп. На изделиях с крупным декоративным орнамен­ том гладьевые швы, роспись, россыпь и другие верхошвы выполняют с помощью третьей рабочей нитки. Вышивка вприкреп имеет свои преиму­ щества. При смене цветных ниток отпадает необходимость перезаправ- лять машины. Это происходит в том случае, если цвет верхней нитки близок к цвету прикрепляемой нитки или если по задуманному узору возможен ввод в мотив дополнительного контрастного тона. Вышивки вприкреп позволяют получить разнообразную фактуру узора, выполнен­ ного белыми или цветными нитками (рис. 188).

Гладь вприкреп. При выполнении глади строчат на машине от одного края мотива до другого и обратно, прикрепляя каждый раз по контуру третью цветную или белую рабочую нитку несколькими ударами иглы (рис 189). Для верхних лицевых стежков вприкреп обычно берется пасма мулине в шесть сложений, которая дает красивый рельеф вышивки.

Стежки пасмы укладывают плотно в направлении, необходимом по рисунку (по горизонтали, вертикали, диагонали или веером—от центра к краям). Если стежки длинные, то пасму прикрепляют не только по краю мотива, но и в середине, располагая мелкие прикрепляющие стеж­ ки различными способами: по диагонали, в шахматном порядке, по прямой линии. Различные приемы прикрепа создают красивую и разно­ образную по рисунку фактуру крупных мотивов.

Перед началом и после окончания заполнения мотива плотными стеж­ ками вприкреп пасму мулине закреп­ ляют в одной точке двумя или тремя проколами иглы. Кроме цветных мяг­ ких ниток, для вышивки вприкреп можно применять металлические нитки разной толщины.

ВЛАДИМИРСКИЕ ШВЫ.

Отли­чаются большой декоративностью. Выполняются пасмой мулине в шесть сложений; каждый стежок перекры­вается три-пять раз. Стежки выкла­дывают от края мотива к центру И обратно, образуя пушистую рельеф­ ную форму орнамента. Длина стежка может быть от 3 до 12 мм. Если форма большая, стежки разной длины накладывают рядами. Это делают для того, чтобы каждый последующий ряд мог войти в просветы предыдущего и образовать форму без резких границ заполнения. Узор, выполненный владимирскими швами, всегда дополняется декоративными решетками, которые обогащают фактуру вышивки (рис. 190).

Рис. 188 Фрагмент вышивки вприкреп
Рис. 188 Фрагмент вышивки вприкреп

РОСПИСЬ И РЕЛЬЕФНЫЕ ЛИНИИ. Для образования веток, стеблей или других объединяющих тонких линий в узоре, кроме стебельчатого шва, можно применять прикреп одиночной цветной нитки, которую через равные промежутки прикрепляют к ткани мелкими стежками. От прикрепа к при крепу на машине по контуру рисунка делается мелкая строчка. Таким образом можно выполнять шов роспись в орнаменте геометрического характера (рис. 191). Здесь можно применять одну или две цветные пасмы. Вертикальные стежки рисунка выполняются одной пасмой, зигзагообразные же линии двумя. Цветной пасмой вприкреп можно по контуру крупных мотивов выкладывать небольшие петли. Для этого пасму закрепляют одним-двумя проколами иглы у края мотива.

Затем ее оттягивают иглой, образуя петлю, и делают еще один или два удара иглой, укрепляя ее рядом с первыми маленькими стежками.

МАСКИРОВОЧНЫЕ ШВЫ ВПРИКРЕП. Место соединения двух деталей часто маскируют вышивкой. Для маскировки шва применяют различные приемы. Одним из них является прикреп толстой цветной пасмы в один или несколько рядов.

На машинный шов накладывают толстую пасму и в определенных местах укрепляют к ткани с помощью прерывного гладьевого валика. Если пасму не натягивать, то в просветах между гладьевыми валиками образуются утолщения в виде шариков, придавая узору необычный декоративный эффект.

Способов образования маскировочных швов существует очень много; их выполнение зависит от фантазии вышивальщицы и характера основного орнамента.

ЧЕЛНОЧНЫЙ ПРИКРЕП. Толстыми нитками можно выполнять вышивку и из челнока. Для этого в челнок может быть заправлена шерстяная нитка, мулине или металлическая нитка. Верхней ниткой служит тонкая хлопчатобумажная № 40 или крученый шелк. Натяжение нижней нитки в данном случае должно быть слабее, чем верхней.

-10

Вышивают на изнанке, на которую переведен рисунок. Вышивку выполняют медленно равномерными стежками через 4—5 мм по контуру рисунка./Орнамент для такой вышивки строят на сочетании плавных округлых линий, которые обрисовывают узор бесконечной ниткой. За­ крепление рабочих ниток производится на изнанке вручную. Игла должна быть при челночной вышивке толстой, соответствующей нижней нитке. Челночный прикреи в орнаменте может сочетаться с другими швами — гладью, насыпью, росписью. Однако выполнять такое сочетание трудно, потому что эти дополнительные швы должны иметь рисунок на лицевой стороне ткани.

АППЛИКАЦИЯ. Аппликацию из цветных тканей применяют для украшения разнообразных изделий. Выполняют такую вышивку на машине, как при ручном способе, в два этапа. Вначале цветные ткани, вырезанные по форме мотива, прикрепляют к фоновой ткани редким гладьевым валиком. Затем в соответствии с разработанным рисунком края каждой формы орнамента с наложенной цветной тканью обшивают различными швами. Здесь может быть плотный гладьевый валик, обычная гладь из верхней нитки, прикреп толстой пасмы и др. На крупном декоративном узоре эти швы сочетаются вместе. Они образуют красивую красочную фактуру узора—то плоскую, то рельефную, как это задумано по рисунку. Прикреп может быть в тон аппликации или контрастным с ним. Узор, выполненный аппликацией, часто сочетается с другими швами — гладью, прикрепом, стебельчатым швом, декоративны­ ми решетками и др.

-11

На тонких прозрачных тканях дополнительную ткань подстрачивают с изнанки, обстрачивая дважды контур мотива и обрезая остатки ненужной ткани. Этот прием дает дополнительный фон белой или цветной ткани в узоре. Для выполнения такой вышивки рисунок переводят одновременно на лицевую сторону и изнанку фоновой ткани, а вышивку выполняют с лицевой стороны, После прикрепа дополнительной ткани выполняют всю оставшуюся вышивку и производят окончательную уплотненную обстрочку мотива тонким валиком или гладью. Внутри крупного цветка или листочка обе ткани вырезают и выполняют мелкую ажурную сетку с красивым узором.

Такую вышивку на прозрачной ткани применяют для декоративного оформления блузок, легкого женского и детского платья, занавесей на окна и других изделий декоративного назначения.

ВЫШИВКА БИСЕРОМ И БЛЕСТКАМИ. На нарядных изделиях, особенно праздничной женской одежде, применяют вышивки бисером и блестками Эти вышивки при выполнении на машине требуют большого внимания. Так, при прикреплении блесток к ткани, необходимо один удар иглы сделать в отверстие, другой—точно по краю маленького металлического кружка. При невнимательном отношении к операциям можно сломать иглу или повредить блестки.

Бисер перед выполнением вышивки нанизывают на толстую цветную нить № 60, 50. К ткани прикрепляют эту нить несколькими ударами иглы в одну точку, между соседними бисеринками. Верхняя и нижняя нитки должны при этом иметь одинаковое натяжение. Чтобы избежать поломки иглы, нитку с нанизанным бисером оттягивают в сторону, делают несколько ударов иглы по линии рисунка. Затем нитку с бисером притягивают к фону, придерживая бисеринки за иглой, совмещают ее с линией нанесенного рисунка и прикрепляют к ткани. Вновь оттягивают толстую нить с бисеринками, строчат машинной строчкой по линии рисунка до следующего прикрепа, передвигают одну бисеринку вперед и т. д.

Вышивку бисером и блестками можно сочетать с гладью, росписью, аппликацией и другими швами, которые создают разнообразную фактуру узора.

На предприятиях народных художественных промыслов РСФСР машинную вышивку часто сочетают с ручной, обогащая узор дополни­ тельными швами. Это способствует созданию более выразительной вышивки с богатой светотеневой игрой фактуры. Вышивку верхошвами нередко также сочетают с вышивкой сквозными швами, особенно простыми и узорными мережками, а также белой строчкой и цветной перевитью, как это часто было на изделиях народных мастериц. После выполнения любой вышивки выполненный образец тщательно проглаживают с изнанки. При этом следят за тем, чтобы уточные и основные нити не нарушали своего направления и находились строго в соответствии со своим переплетением. После этого края плоскостных изделий подшивают под мережку, их окантовывают узким цветным кантом или делают бахрому.

-12