Найти в Дзене
SNI-ХОББИ

ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫШИВКИ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ. (часть3)

1 часть статьи...
2 часть статьи...
СТРОЧКА ПЕРЕВИТЬ. Кроме простых и узорных мережек на швейных машинах, подготовленных для вышивки, выполняется и строче­ная вышивка по продернутой сетке. К ней относятся белая строчка, цветная перевить, горьковский гипюр, крестецкая строчка и вырезы.
Порядок выполнения строчевой вышивки на машине такой же, как и в ручной вышивке. Сначала опреде­ляют место и
Оглавление

1 часть статьи...

2 часть статьи...

СТРОЧКА ПЕРЕВИТЬ. Кроме простых и узорных мережек на швейных машинах, подготовленных для вышивки, выполняется и строче­ная вышивка по продернутой сетке. К ней относятся белая строчка, цветная перевить, горьковский гипюр, крестецкая строчка и вырезы.

Порядок выполнения строчевой вышивки на машине такой же, как и в ручной вышивке. Сначала опреде­ляют место и размер узора, затем продергивают определенное число нитей основы и утка. При выдергива-­ нии нитей из ткани необходимо все­гда следить, чтобы клетки сетки были квадратными и равной величины.

Когда сетка готова, столбики ее перевивают белыми или цветными нитками, а ячейки заполняют раз­ личными разделками, образующими орнамент с красивой фактурой.

-2

Белая строчка. Белую строчку выполняют по белой или цветной, нежного оттенка ткани белыми нит­ ками. Сетку для такой вышивки обычно готовят с небольшими ячей­ ками.

После того как нити из ткани выдернуты и сетка готова, ее столби­ ки перевивают катушечными нитка­ ми № 60 или 80. Для этого ткань натягивают в круглые пяльцы, слегка обметывают края строчевого мо­ тива.

Затем столбики сетки перевивают с помощью уколов иглы, которые идут зигзагообразно (рис. 163). Натяжение верхней и нижней ниток при этом должно быть равным, а строчка тугой, чтобы хорошо стянуть нити столбиков сетки. Столбики мелкой сетки перевивают четыре-пять раз, крупной — пять-десять. После того как сетка готова, края ее плотно обметывают гладьевым валиком. Иногда обметку края мотива выполняют после выполнения узора на сетке. По перевитой сетке узор наносят различными разделками — одинарная и двойная штопка, воздушная петля, настил, паучок и др.

Рис. 164. Настил
Рис. 164. Настил

Настил . Как и в ручной вышивке, для того чтобы получить плотный узор, ячейки сетки застилают параллельными стежками. Для этого на машине строчат назад и вперед до тех пор, пока не будет заполнено необходимое для рисунка число ячеек (рис. 164). Верхняя и нижняя рабочие нитки при этом должны быть равными по толщине и одинаково натянутыми. Переход от одной клетки к другой делится по столбикам сетки или по краю строчевого мотива. Вышивку же выполняют с изнанки.

Рис. 165. Штопка
Рис. 165. Штопка

Ш то п к а. Штопка в машинной строченой вышивке, как и в ручной, бывает одинарной, двойной и тройной — прямой и диагональной. При прямой штопке ряды строчек проводят в двух направлениях— вдоль и поперек клеток. Начинают выполнять штопку с середины верхнего или нижнего квадрата в следующем порядке. Ия точки 1 (рис. 165) строчку ведут в точку 2 через столько квадратов, сколько необходимо заполнить этим швом по задуманному рисунку. Возвращаясь обратно, проложенную сновку обметывают редким швом до точки 5, а затем ведут строчку влево, в точку 4, и так далее до точки 15, как указано на рисунке. При этом необходимо так продумать ход рабочей нитки, чтобы она проходила только два раза каждый участок штопки, не утолщая ее строчки. При пересечении со столбиками сетки или ранее проложенными строчками делают два удара иглой. Образованный узел обеспечивает правильное положение проложенных строчек. При выполнении шва в два или четыре ряда стежки строчки выкладывают так, чтобы между ними был просвет, как показано на чертеже.

Воздушная петля . При образован ин воздушной петли в каждой ячейке сетки рабочие нитки идут по кругу слева направо, закрепляясь каждый раз двумя проколами иглы на середине столбика (рис. 166). Если необходимо заполнить несколько квадратов, то иглу к следующей петле ведут по столбикам и сетке. Порядок выполнения указан на рисунке цифрами.

Тень . Для образования тени каждую ячейку сетки заполняют двумя диагоналями, укрепляя их в центре пересечения двух строчек. При этом прокладывают одну диагональ с угла на угол, затем перевивают ее до центра, затем идут вверх, прокладывая половину следующей диагонали, обвивают ее до центра, прокладывают продолжение второй диагонали и, возвращаясь, перевивают ее до центра. Заканчивают тем, что от центра к краю перевивают остаток первой диагонали, как показано на чертеже.

Рис. 166. BojdyiuMajf петля Рис. 167. Паучок
Рис. 166. BojdyiuMajf петля Рис. 167. Паучок

Если необходимо заполнить несколько ячеек, ход рабочих ниток повторя-­ ется.

Паучок . Начинают выполнять паучок так же, как и тень. Только в центре при пересечении диагоналей настрачивают плотный диск-паучок, делая каждый раз уколы иглы между диагоналями. А заканчивают выполнение этой строчевой разделки обвивом второй части первой диагонали, выводя иглу на столбики сетки для образования следующего мотива узора (рис. 167).

Паучок можно выполнять и в центре четырех клеток сетки, предвари­ тельно проложив на них две диагонали. В данном случае паучок получается крупнее и более рельефно выступает над сеткой В центре» четырех клеток сетки вместо круглого диска-паучка можно выполнить плотный ромб. Для этого следует последовательно образовывать воздушные петли от центра к середине, закрепляя каждый раз рабочую нитку двумя ударами иглы вперед и назад на пересечении со столбиками.

-6

мя ударами иглы вперед и назад на пересечении со столбиками.

Гибкая обводка. Но контуру готового узора можно прикрепить толстую нить строчкой из тонких рабочих ниток (рис. 168). Такая рельефная толстая линия обогащает фактуру узора, придает ему более живую светотеневую игру.

В строчевых вышивках узорные разделки сочетают вмесге, образуя ни с чем не сравнимую по красоте фактуру, где плотные мотивы окружены легким прозрачным узором, состоящим из тонких прямых или диагональных линий.

Тарлата , или вырезы . Тарлату выполняют по сетке с крупными ячейками размером до 1 см2. Порядок подготовки сетки такой же, как и для ручной вышивки, с четным числом нитей ткани, образующих столбики (рис. 169). Число их от шести до десяти. При обметывании столбиков их нити делят пополам и строчат обычным способом, создавая ряд параллельных стежков на каждой половине. В просветах ячеек сетки настрачивают паучки, воздушные петли или диагональные сновки.

Переход от одной строченой разделки к другой производят по столбикам или делают их одновременно с обвивом нитей.

С троченые сетки . К строченой вышивке по крупным ячейкам сетки относятся также декоративные сетки. Для них тоже образуют столбики с четным числом нитей (6-101.)

Столбики сеток в строчевых вышивках не перевивают. Их стягивают рабочими нитками в определенный узор, образующий вертикальные, горизонтальные, диагональные, волнистые или другие сновки (рис. 170).

-7

В местах, где строчка проходит по оставшейся ткани, делают несколько крупных гладьевых стежков, которые обогащают фактуру ажурного мотива. Плотные разделки в виде паучков и треугольников наносят и на диагональных сновках, создавая красивый ажурный узор. После оконча­ ния выполнения узора края строченого мотива обстрачиваются узким гладьевым валиком. Порядок выполнения показан на рисунке цифрами.

Цветная перевить. Цветную перевить выполняют, как и белую строчку, только ячейки сетки у нее меньше и они плотно обвиты не белыми, а цветными нитками. Узор же наносят светлыми нитками настилом по неперевитой сетке.

Горьковский гипюр. Выполняют по крупной сетке с размером стороны ячейки 0,8-1 см. Сетку с тонкими столбиками обметывают обычным способом. Обычным же способом наносят и узорные разделки—настил, одинарная, двойная, тройная прямая или диагональная штопки, паучки, воздушная петля и другие швы.

На крупной сетке узор получается более прозрачным, а плотные мотивы в виде настила или дисков четче выделяются на ажурном фоне.

Своеобразием горьковских гипюров являются настилы из длинных стежков. При машинном исполнении их настрачивают по диагонали от центра к углам одной, четырех или шестнадцати клеток и обратно, образуя удлиненную форму. При одиночном проходе иглы получается легкий узор, часто заполняющий клетки около основного орнамента, который называется тенью. При многократном проходе иглы образуются плотные, выпуклые формы, которые собираются в лепестки цветков или листочки веток.

Крестецкая строчка. Так же как и горьковские гипюры, крестецкую строчку выполняют по крупной сетке с тонкими столбиками. Столбики обметывают обычным способом — строчкой или настильным швом. За­ тем, когда сетка готова, настрачивают узор, прокладывают диагонали и на их пересечении образуют паучки, выполняют настил, двойную, тройную или другую прямую штопку. Реже применяют диагональную штопку. Узор с такими разделками обычно в крестецкой строчке образу­ ет россыпный гипюр. Варианты его безграничны. Он может располагать­ ся в полосу, квадрат, прямоугольник или треугольник (рис. 171). Россып­ный гипюр, как* и всю крестецкую строчку, выполни юг катушечными нитками № 80. Существует в кре­стецкой строчке особое сочетание раз* дел ок, которые складываются в опре­ деленные узоры, носящие местные названия — мыльный пузырь и ста­ ринный гипюр.

Рис. 171. Крестецкая строчка Рис. 172. Мыльный пузырь
Рис. 171. Крестецкая строчка Рис. 172. Мыльный пузырь

Мыльный пузырь. Для вы­ полнения легчайшего узора из па­утинки тонких нитей и колец выдер­гивают из ткани нити основы и утка не по счету, а по размеру (например 20 мм). Между продернутыми уча­стками оставляют по 5 мм нетронутой ткани с четным числом нитей (рис. 172). Затем оставшиеся нити для столбиков делят пополам и каждый из них переплетают плотным швом.

После этого в полученной сетке с крупными ячейками из угла на угол, т. е. по диагонали в ту и другую сторону, прогладывают и перевивают тонкие сновки, а в центре пересече­ния столбиков сетки и сновки образу­ ют двойные кольца, которые укрепляют дополнительными перемычками.

Для образования колец около квадрата из ткани строчат по кругу, закрепляя рабочую нитку двумя ударами иглы, встречающиеся сновки и столбики сетки. При прокладке второго кольца между сновками и столбиками делают дополнительные ответвления и укрепляют два кольца новыми короткими сновками.

Старинный гипюр. Из ткани удаляют нити пи основе и утку на расстоянии 20 мгл для ячеек сетки и на расстояние 1 мм оставляют нити ткани для столбиков. Оставшиеся нити ткани для столбиков перевивают обычным способом (рис. 173). Затем по готовой сетке из угла в угол с двух сторон с перевивом прокладывают двойные диагональные сновки.

Вначале прокладывают сновки в одну сторону, располагая их параллель­ ными рядами друг за другом и укрепляя каждый раз в середине оставшегося квадрата ткани. Затем сновки прокладывают в другую сторону, пересекая ранее проложенные. При прокладке этих вторых сновок закрепление идет не только по центру квадрата из ткани, но и на пересечении с ранее проложенными сновками. Закрепляют же место пересечения двух сновок так, чтобы они в каждой ячейке образовывали овал с острыми концами. После того как вся основная сетка готова, около квадрата из ткани образуют дополнительный узор. На одних выполняют, как и в узоре мыльный пузырь, двойные кольца, закрепляя рабочую нитку на столбиках сетки и проложенных сновках. На других выполняют плотную звездочку, напоминающую цветок гвоздики. Звездочку выпол­ няют настилом рабочей нитки, делая иглой перестройку на половину длины оставшихся нитей между столбиками сетки и проложенными сковками, как показано на чертеже.

-9

Опытные мастерицы обвив сетки, прокладку сновок и нанесение узора в мыльном пузыре, старинном гипюре и россыпном гипюре выполняют одновременно и сами находят более рациональный ход рабочей нитке. Такой метод работы повышает производительность и одновременно делает вышивку более качественной. Если необходимо получить крупный сковочный мотив, то сетку вырезают, образуя нужного размера сквозной квадрат, в котором натягивают определенное число диагоналей. Затем на этих диагоналях настилом образую!’ узор в виде красивой многолепестковой розетки (рис. 174).

Ажурные вышивки с вырезыванием ткани. На машине строченую вышивку, близкую по фактуре к крестецкой строчке или горьковским гипюрам, можно выполнить без сетки (на просветах), где ткань вырезают по форме задуманного мотива. Вырезной мотив в отличие от строчевой вышивки выполняют быстрее. Здесь не требуется точного расчета и удаления нитей из ткани. После выреза ткани в полученном просвете настрачивают сетку или диагональные сновки (рис. 175), на которые затем обычным способом наносят строченые разделки, как показано на чертеже.

Для выполнения сетки, сновок и разделок применяют тонкие кату­ шечные нитки № 80 или 100, а также шелк на трубочках. Натяжение верхней и нижней ниток при этом должно быть средним и строго одинаковым. Перед вырезкой ткани строчевой мотив обстрачивают по контуру редкой строчкой два или три раза, для того чтобы предотвратить осыпание края и усилить прочность прикрепления концов столбиков сетки. Узоры по настроченной сетке могут быть самого разного характера: близкие по декоративному звучанию к белой строчке, горьковским гипюрам, крестецкой строчке и другим сквозным узорам русской народ­ ной вышивки.

-10

вышивки.

Сновки могут быть одинарными, двойными, гладкими и с отводными петлями. Для выполнения петель прокладывают сновку с угла на угол, а затем обратным ходом ее обметывают, попутно сделав в определенном месте воздушную петлю.

МАШИННО-АЖУРНАЯ ВЫШИВКА.

Машинно-ажурная вышивка представляет собой узор из ткани, вокруг которого удален (вырезан) фон (рис. 176). Просветы фона могут быть заполнены связующими сновками, которые называются бриды или паутинки. Рисунок при такой вышивке обычно бывает растительного характера с включением птиц, зверей или других изобразительных мотивов.

Вышивку выполняют катушечными нитками № 80, 100 или шелком на трубочках. Иглы применяют в зависимости от толщины материала: № 14 — для хлопчатобумажных тканей, № 11—для шелка. Регулировка натяжения рабочих ниток обычная — верхняя слабее нижней.

-11

Вышивку выполняют в пяльцах. Процесс образования узора делится на четыре этапа: обстрочка контора, выполнение брид, выполнение гладьевого валика, вырезка ткани фона. Обстрочка контура и прокладка ниток. Перед нанесением основных швов, контур рисунка два-четыре раза прошивают (обстрачивают) обычным строченым швом. Делают это для того, чтобы укрепить край каждого мотива. Рукоятка механизмов при этом находится в нулевом положении, а пяльцы продвигают по линии рисунка. Для выполнения рельефного края каждого мотива контур рисунка один раз укрепляют мелкой строчкой, а затем прокладывают шнур или толстую нитку, которую прикрепляют к ткани частыми ровными стежками. Для проклад­ки на плотных льняных, хлопчатобумажных и полульняных тканях применяют катушечные нитки № 10 в два-шесть сложений. Для прок­ладки на шелковых тканях применяют катушечные нитки 40 или 60. Затем в зависимости от рисунка выполняют бриды и гладьевый валик.

Узор без брид. Узор без брид в машинно-ажурной вышивке применяют в небольших изделиях декоративного назначения или на летней одежде; из тонких шелковых и хлопчатобумажных тканей. Рисунок орнамента строят так, чтобы формы плотно соприкасались друг с другом, оставляя небольшие просветы фона. Для закрепления соприкасающихся Глазьевых валиков, обегающих контуры мотивов, при обстрочке края форм орна­ мента делают несколько проколов, образующих длинные стежки, которыми объединяют две соседние линии (рис. 177). Когда край мотивов орнамента укреплен, выполняют гладьевый валик. Для этого контур мотива еще раз обстрачивают небольшими, плотно уложенными друг к другу стежками, которые создают рельефную утолщенную линию.

На швейных машинах, не имеющих механизма, образующего зигзагообразную строчку, при образовании гладьевого валика колебательные движения пялец необходимо производить вручную. При этом необходимо следить, чтобы стежки все время укладывались перпендикулярно линии рисунка, а пяльцы одновременно перемещались по ходу контура моти­ вов. При выполнении гладьевого валика на швейных машинах, снабжен­ ных механизмом образования зигзагообразного шва, надобность в колеба­ тельном движении пялец отпадает. Чтобы получить на такой швейной машине гладьевый валик, достаточно поставить рукоятку механизма регулирования ширины зигзагообразного стежка на нужное деление и выполнять вышивку обычным способом, перемещая пяльцы лишь по линии рисунка. Во время образования гладьевого валика необходимо следить, чтобы обстрочка края или прокладка располагалась внутри зигзагообразного шва и не портила его внешнего вида.

Узор с бридами. Для того чтобы в машинно-ажурной вышивке получить легкий прозрачный узор, окруженный воздухом, увеличивают просветы фона между мотивами орнамента. Если просветы фона боль­ шие, их заполняют сновками—бридами или паутинками. Бриды выполня­ют одновременно с образованием гладьевого валика. Для этого после обстрочки контура рисунка в определенном месте ножницами с острыми концами вырезают ткань фона на 0,5 см с каждой стороны. На вырезанных участках выполняют бриды. По внешнему виду и способу выполнения бриды делят на простые (с прокладками и без прокладок), с петельками, с узелками, разветвленные и т. д, Бриды с п р о к л ад к ам и . Чаще применяют бриды с прокладками. Они прочнее, рельефнее и ускоряют процесс выполнения вышивки.

Процесс выполнения этой вышивки заключается в следующем. Гладьевый валик по контуру мотивов выполняют с прокладкой (рис. 178, а). В местах выреза ткани прокладку оттягивают к противоположной стороне рисунка, ее закрепляют тремя-четырьмя проколами иглы, перегибают, укладывают вдвое и обметывают гладьевым валиком. Затем продолжают обшивать прокладку гладьевым валиком по контуру до следующей бриды и т. д.

Бриды с петельками. Более нарядной выглядит машинно-ажурная вышивка, если у нее бриды не гладкие, а с петельками (рис. 178, б).

-12

Выполняют такие бриды следующим образом. Вначале укрепляют прокладку от одного мотива до другого. Затем эта прокладка, возвращаясь обратно, образует второй ряд. При этом ее обметывают прямым гладьевым валиком. Попутно из нитки, образующей второй ряд прокладки, выкла­дывают петли. Нитку накидывают на швейную иглу или булавку и укрепляют к первой прокладке двумя ударами иглы. После того как петли в определенном месте подготовлены, швейную иглу вынимают и заканчивают обметывание бриды до конца. Размер петель зависит от толщины иглы и нитки. Располагаться петли на бриле могут по-разному: друг перед другом, на определенном расстоянии, по две, три и четыре.

Петельки в машинно-ажурной вышивке могут украшать не только бриды, но и контуры мотивов. Такие вышивки красивы и напоминают кружево.

Бриды с узелками. Их выполняют тем же приемом, что и петли; они только меньшего размера и имеют вид плотного колечка (рис. 178, е).

Бриды с разветвлениями. Если фон в ажурно-машинной вышив ке имеет большие просветы, то примени ют бриды с разветвлениями или бриды с паучками. Для этого прокладки располагают так, чтобы они пересекались в одной точке на определенном пространстве, попутно обметывая их прямым гладьевым валиком. На пересечении брид настрачивают плотный кружок-паучок (рис. 178, г).

В процессе выполнения брид необходимо следить, чтобы толщина их была бы одинакова, а их обметка-—не шире валика, идущего по контуру.

Мережки без выдергивания ниток. Кроме узора растительного харак­тера, в машинно-ажурной вышивке можно выполнять геометрический орнамент и различные мережки. Они могут состоять из легких ажурных и плотных разделок. Выполнение же таких мережек ничем не отличается от обычного процесса вышивки (рис. 179).

После выполнения всего рисунка ажурно-машинной вышивки небольшими ножницами с узкими концами аккуратно вырезают фоновую ткань с изнаночной стороны. Начинают работу от центра рисунка, а потом подрезают ткань по краю. Когда выполнение вышивки закончено, изделие тщательно проглаживают.

Продолжение статьи в 4-ой части...