Найти тему
Chris Fry

Как цифровые технологии пытаются внедряться в медицину

Думаю, именно пытаются, потому что задуманное не всегда воплощается, хотя с начала этого века технологии совершили огромный скачок вперед.

Да, я вижу огромный плюс в том, что внедрили электронный учет и цифровые медкарты:

1. Не нужно постоянно искать и архивировать бумажные карты сотрудникам поликлиник, пациентам не надо стоять в очереди в регистратуру. Не забываем также о том, что раньше карты с завидной регулярностью терялись. Содержимое их порой восстановить было невозможно, потому что врач не может помнить всех, а больной зачастую был не в курсе того, что там пишут. Но об этом чуть ниже.

2. Нет необходимости ехать за результатами анализов, рентгена, стоять в очереди за этой бумажкой, чтобы отнести ее врачу - все сразу поступает в компьютерную систему.

3. Не надо занимать очередь в 5 утра на улице, чтобы выхватить вожделенный талон (которых иногда выделяется крайне мало), драться с больными, портить себе настроение и поднимать конкурентам давление. Но здесь есть и обратная сторона: попытка записаться через Интернет порой превращается в увлекательный квест.

4. Еще один плюс: в прошлом году мой знакомый хотел прикрепиться к поликлинике в том районе, где сейчас живет. Отстоял очередь, но ему там отказали под предлогом: "Вы прописаны в этом городе, поэтому лечитесь по месту прописки. Вот если бы был иногородний..." Скорее всего, отказ был незаконным (просто во время пандемии учреждению не нужны лишние больные). Тогда человек спокойно пошел и подал заявку на сайте - просто получил положительное решение не через два часа, а через несколько дней.

А теперь немного о том, что электронная система все же не везде побеждает. К сожалению, нет единой системы учета пациентов. Если вас перенаправили, скажем, в определенную больницу, там пролечили, а потом выписали, врач в поликлинике не увидит ни списка препаратов, не выявленные побочные эффекты, ни предписания. Пациент донес с собой выписку на бумажке? Отлично. Потерял ее? Что ж... Опять же, не будучи медиком, он вряд ли вам в точности воспроизведет схему лечения - ни устно, ни на бумаге. А вдруг ему терапевт сейчас пропишет препарат, который в больнице не только доказал свою неэффективность (в лечении данного конкретного индивидуума), но и проявил негативное воздействие?

Не забываем также, что есть еще система других бюджетных медучреждений (например, стоматологические клиники, КВД и пр.), данные из которых вам вообще недоступны. Что за пломбу вам поставили, как удаляли нерв, как выглядит рентген зуба мудрости - для вас останется тайной за семью печатями. Более того - скажу, что у меня каждый раз(!) теряли снимок зуба, но на руки его не отдавали (хотя у меня он всяко был бы целее). А через некоторое направляли на новый рентген.

-2

Была и забавная ситуация в одном из подобных учреждений. Там все пока работают по старинке. Приходишь в регистратуру, сообщаешь, что записан на такое-то время - тебе выдают карту и называют номер кабинета (причем он почему-то часто не совпадает с указанным в предварительной записи - видимо, это секретная информация для посвященных, обладающих картой доступа). И вот я как-то прихожу, называю время и фамилию - сотрудница регистратуры начинает сверяться с бумажной(!) таблицей, ищет меня и спрашивает напарницу: "А почему ты ее зачеркнула?" Та отвечает: "Да вот же она", показывая на соседний столбец.

Дело в том, что сначала я записалась на четверг, а потом кто-то от записи отказался, и мне посчастливилось переписаться на понедельник. Неужели там вручную вносились все данные в таблицу, включая изменения?

Я с ужасом подумала о том, что было бы, соверши я этот маневр 5-7 раз, как бывало ранее. К примеру, вам нужен срочно отоларинголог (но желательно попасть к нему после 15.00). Запись доступна только на двадцатое число. Что ж, вы принимаете условия, но регулярно мониторите сайт. Потом кто-то "освобождает место" на семнадцатое число, дальше вам чудом удается последовательно записаться на пятнадцатое, двенадцатое и, наконец, на девятое - на 8.15 утра. А потом вам, по счастью, удается переписаться на 15.45. Если все ваши маневры аккуратно вносятся в подобную таблицу, то вскоре в ней везде будет фигурировать ваша фамилия, перечеркнутая ручкой. 😄

Тут тоже, кстати, есть интересные моменты. Я тупо обновляла страницу сайта на протяжении 10(!) дней с утра до вечера, чтобы записаться к своему лечащему врачу (или хотя бы к другому, которого я знала лично). Ни одного шанса! В итоге мне это надоело, и я стала дозваниваться по общему номеру (когда увидела, что моя доктор вообще исчезла из списка специалистов на сайте). Наконец мне ответили. И что оказалось? Моя врач больше не в списке, потому что увольняется, а вторая "вообще там сейчас не работает, она в стационаре". Почему не вычеркнули и ее, мне неизвестно. Зато теперь бесперспективность попыток стала очевидной: как говорится, трудно записаться к врачу, который в этом заведении не работает. Практически невозможно.

История, кстати, имела забавное продолжение: поскольку ни к одному из двух врачей мне попасть не удалось, я записалась к третьему. И уже придя на прием, обнаружила, что там вместо него сидит четвертый! Но тут мне повезло: доктор попался грамотный, квалифицированный, все подробно объяснил. Буду и дальше ходить к нему (если повезет).

А еще в электронной карте есть возможность отследить, что за диагнозы вам ставят, и даже удивиться, прочитав собственный анамнез! Да, сейчас возможностей для злоупотребления гораздо меньше. Раньше, например, в некоторых учреждениях врачи в картах редко болеющих пациентов периодически отмечали визиты последних (и даже "ставили им прививки", "прописывали лекарства"), получая отчисления по системе ОМС. Иногда даже умудрялись лечить умерших.

В общем, цифровизация - это хорошо. Хотя сторонники теории заговора и всеобщей чипизации с этим и поспорят... Кстати, у меня на эту тему есть забавная история (как раз связанная с поликлиникой). Если будет интересно, расскажу.

Так вот. Сейчас можно посмотреть, когда и к кому ты ходил и на что жаловался. Я, например, с удивлением увидела, что врачи избирательно пишут только то, что им нужно. А еще многие из них обладают телепатией и ясновидением. Например, во время моих последних визитов мне удаленно (через стол, а иногда и поставленный для увеличения дистанции стул) измерили пульс, давление и даже увидели состояние кожи на лице и предплечьях(?), хотя я была в маске и пуловере... Лишь один доктор использовал пульсоксиметр.

Напомню, врачи в курсе того, что я могу все это прочитать! Но это их не останавливает. Видимо, мониторинг сверху (возможно, избирательное изучение заведующей медкарт или что-нибудь в этом роде) напрягает гораздо больше, чем удивление пациентов.

Что касается телемедицины, я не считаю ее панацеей. Если уж сидящий напротив врач (вакцинированный) не считает нужным послушать ваше дыхание, посмотреть "вживую" на слизистую или хотя бы попросить снять маску, что уж говорить о реально удаленном лечении. Во многих случаях, сдается мне, лечение онлайн будет не эффективнее похода к экстрасенсу.

-3

И еще один момент остается для меня загадкой. Врач спрашивает меня о моем обычном давлении, я отвечаю, что оно привычно пониженное (и даже называю конкретные цифры), и после этого он отмечает в карте, что мои показатели 120/80. Это как? Если он все равно собирался писать общепринятый стандарт, то зачем было задавать мне этот вопрос (написал бы молча, как обычно делается)? А если сразу не собирался, то почему принял решение исказить ответ? Ведь в данном случае он ни на что не влиял - ни на отказ от госпитализации, например, ни на вывод о неправильных результатах лечения.

Пока для меня это тайна, покрытая мраком.

-4