Буран на юге Челябинской области

5,4K прочитали
Видео можно посмотреть, если кликните здесь
Было это в 2016 году, в аккурат сразу после Нового года.

Видео можно посмотреть, если кликните здесь

Было это в 2016 году, в аккурат сразу после Нового года. Супруге захотелось навестить свою подругу юности, живущую в 300-тах километрах от нас на юге области. А живёт её подруга в городе Карталы Челябинской области. Они часто созванивались и вот на этот раз договорились. Мы засобирались. Новогодние каникулы тому способствовали. Подготовили и упаковали автомобиль. Перед самым нашим выездом Галина (так зовут подругу жены) позвонила, сказала, что у них метёт. «Ну, метёт и метёт. Какая разница?» - подумала жена. И мне ничего не сказала. Не придала значения. Если бы она довела до меня эту информацию….

Кто знает, что такое «метёт» в степных южных районах Челябинской области, крепко призадумался бы. А стоит ли ехать, когда там «метёт». Я, ничего не подозревая, позаботился о термосе с горячим чаем. Попросил приготовить две пары бутербродов, и… в путь. Люблю я это дело. Путешествия, приключения…. А приключения нам выпали, без преувеличения, на славу. Пока двигались по магнитогорской трассе, ничего не предвещало беды. Погода вполне себе зимняя. Морозец под минус двадцать, но в машине это никак не ощущается. Ветер только сильный. Машину так и порывало сбросить с трассы. Но многолетний опыт вождения позволял контролировать машину. Не в первый раз. Жена без умолку трындела, настроение на пять с плюсом. Ожидание встречи, предстоящего застолья и праздничных дней делали своё дело. У Степного свернули с магнитогорской трассы. Дорога не так ухожена, как федеральная трасса. Начались перемёты. При разъезде со встречными начал заметно сбрасывать скорость. Кое где до полной остановки. Супруга в недоумении: «… а зачем встаём?».

- А не видишь? Мы не умещаемся со встречными на дороге.

- Да? А на ходу, издалека и не заметно

- Вот то-то и оно. Думать издалека надо, заранее. Пока в лобовую не прилетели.

- А нельзя по сугробу проехать?

- На скорости? Влететь в такой сугроб? Смотри сколько намело, метров пятьдесят его пропахивать.

Дорога всё же была проезжей. Но местами приходилось разъезжаться со встречными в одну полосу, по очереди. Жена заговорила явно тише и реже, чем в начале пути. Смех в её речи напрочь исчез. Ещё раз повернули. Теперь уже на Чесму. Погода совсем испортилась. Жена молчала. Лимит веселья закончился. Перемёты начинали перекрывать всю ширину дороги. Но по одной стороне в одну полосу ещё можно двигаться. Правда уже по колее. Днищем начали скрести снег. С каждым перемётом всё более отчетливо. Обнадеживало только то, что на возвышенностях ветер полностью сдувал снег с дороги, придавая ей отчетливые очертания асфальта и обочины. Проблемы с намётами, колеёй и трамбованием снега под днищем машины были эпизодическими. Встречных машин не было. От слова совсем. Да и попутных не наблюдалось. На незанесенной стоянке стояла пожарная машина. Зачем? В таком месте в такую погоду? Позже выяснили – то была машина МЧС. В те годы мы ещё не привыкли, что пожарные и МЧС – это одно и тоже. Добрались до Чесмы. Объездная дорога. Но вычищенная до чистого асфальта. Да и ветер как будто приутих. Подумалось, что пронесло, проскочили. Жизнь налаживается. Жена успокоилась. На выезде из Чесмы нас останавливает экипаж ДПС. Не сидится же им дома… в такую погоду. Превысил скорость на объездной? Но про скорость разговор не заходит. И наши документы их не интересуют. Спрашивают: откуда?

- Из Челябинска

- А дорога… Как?

- Ужасно. Но двигаться можно. В одну колею. На нашей пузотёрке проехали.

- А направляетесь… куда?

- В Карталы…

- Вы уверены, что вам туда надо?

Странный вопрос. Здесь ни ветра, ни метели. Солнечно и ясно. Опасный участок позади. Обратно, повторять по нерасчищенной дороге этот путь мы точно не хотим.

- Ну тогда счастливого пути. Будьте осторожны

С этими добрыми пожеланиями отправились дальше. До конечной точки чуть больше ста километров. Полтора часа спокойной езды. Но… не тут-то было! Отъехали от поселка всего несколько километров, оставили лесопосадку позади, въехали на продуваемую равнину. И… начался ад. Метель скрывала дорогу. Всю. Её собственно уже и не было. Под колесами гребенка, которая не позволяла хоть сколько-нибудь добавить скорость. И сплошная снежная каша. Пробились через перемет. Поднялись на возвышенность. Дорога чистая, только ветер продувает через асфальт. Ни одной машины, ни спереди, ни сзади. Супруга запросилась в туалет. Наверное, от страха. Выбрал удобное место. Ветер на нас дует справа, в аккурат в пассажирскую дверь. Жена дернула ручку, дверь не пошевелилась. Уперлась плечом. Но не тут-то было. Как будто примерзла. Пытаюсь помочь. «Тяни ручку» - сам при этом отталкиваю дверь. Никак. Изворачиваюсь и упираюсь теперь уже ногами. Ветер такой силы, что это удаётся с неимоверным трудом.

После всех наших прогулок упаковываемся обратно в машину. Созваниваемся с Галиной, подругой. Рассказываем, как мы в туалет ходили. Она в свою очередь ведает о том, как чистила дорожку до туалета. Она в своём доме живёт, а известное заведение, как принято в русских селениях, находится в конце приусадебного участка. Так вот, пока чистила дорожку, развернулась, а дорожку опять заново чистить надо. Заметает буквально сразу. От дома и домой только с лопатой.

- Я же говорила, что у нас метёт. Постеснялась только сказать, что ехать ко мне не надо. Думала, догадаетесь. К дому подъехать невозможно. А на дороге по улице чищено только в один ковш трактора, машину не поставить. И только теперь до меня дошла информация, что оказывается, ещё до нашего выезда - у них «МЕЛО».

В этот момент в моих речевых оборотах перестали существовать фильтры. Общий смысл моих высказываний сводился к тому, «… что ж ты не сказала, что у них метёт?». Я-то знал, что это такое в степях. Равно как и Галине, подруге жены было известно, что это значит. Но только не передающему звену, в данном случае моей жене. Не знала она, что значит метёт в Карталах. А Галина в свою очередь постеснялась нас отговаривать от поездки. Думала, мы сообразим. Не сообразили.

А мы тем временем нагнали колонну таких же бедолаг, как и мы. Понимая, что обгонять бессмысленно, медленно поползли следом. Но теперь уже с остановками и буксованием в глубоких переметах. До Карталов километров восемьдесят. Но таким темпом возможно и за сутки не доберемся. Ничего себе, праздничек. Буксовать начинают по очереди все. И впереди едущие и мы. Но на удивление, никто никого не бросал. Выходили и дружно выталкивали друг друга руками. Не знакомые люди. Опасность сближает и объединяет. Так мы пробивались часа два или три. Но продвинулись не более, чем на километр. И наконец, встали окончательно. Перемело так, что двигаться стало невозможно. Собрался консилиум. Ждать трактор или разворачиваться. Оказалось, что безбашенными оказались только одни мы. Нам было всё равно куда. Хоть вперед. Хоть назад. Вперед дороги нет, назад ещё можно пытаться двигаться. Но все остальные были либо с Варны, либо с Карталов или Бредов. Им назад некуда. Только вперед. Там их дом. До спасительной Варны километров двадцать. Мы же принимаем решение разворачиваться и в одиночку двигаться назад. Решение принимает каждый сам за себя. Я понимаю, что им сидеть в снежном плену. Но они все вместе. Даже, если кто-то и заглохнет, переберется в другую машину. Не пропадут. Развернуться в глубоком снегу, в перемете – то ещё занятие. Решаюсь использовать свои раллийные навыки. Раскачал автомобиль движениями взад-вперед на участке в тридцать метров. Получил беспроблемное движение. И решился на полицейский разворот. Разворот на 180 градусов. Разогнал, сколько смог на задней передаче. В конце участка резко руль, газ в пол. Развернул. Но только на 90 градусов. Снег по кромке стекла. Дальше лопата и подошедшие водители. Слишком глубоко засадил автомобиль в снег поперек дороги. Пришлось откапываться. Помощники, пообещав помочь, как только откопаюсь, разошлись по машинам.

А вот теперь лайфак всем водителям. Возите всегда с собой в багажнике мешок угля. Крупного древесного. Пригодится всегда. И для шашлыка. И для вызволения застрявшего автомобиля. Уголь у меня был. И две пачки соли. Соль растапливает снег – тоже доброе средство для буксующего на льду автомобиля. Откопал автомобиль. Набросал уголь под колесо и дорожку для движения колеса. Полметра. Чтобы обеспечить начальное движение автомобиля. Высыпал всю соль сверху над углем. Дал полежать минут десять, пока заканчивал раскопки. Сел за руль. Сантиметр вперед. Столько же назад. Сильно не газовать, не давать закапываться колесам. С каждой раскачкой путь движения увеличивался на сантиметр-другой. В итоге получил полметра отката. Зная точно, что с задней точки я имею четкое движение вперед на полметра, решаюсь на полный газ. Машина пошла-пошла-пошла… и выкатилась в нужную колею. По ней двигаться можно уже не напрягаясь. Подошли водители, но оказалось помощь уже не нужна. С любопытством посмотрели на уголь в снегу. И каждый, видимо для себя, сделал вывод. Незаменимая вещь, оказывается. Никогда не пропадет даром.

Пожелали друг другу удачи и каждому скорее добраться до дома. И с таким теплым чувством – в одиночку через морозную метель. Единственная была цель – добраться до Чесмы. В надежде, что обратную дорогу не перемело окончательно. Движения не было никакого. Со страхом в глазах пробивались через переметы. Один за другим. Старался брать заносы с хода. Вкатываясь на скорости. Держать едва заметную колею. Когда автомобиль пытался зарываться, газ плавный, средний. Главное, не дать автомобилю остановиться и зарыться колесами. Уголь мы уже израсходовали, только одна лопата была реальной надеждой на спасение. Но к счастью, ни в одном из перемётов мы не встали. Пошли деревья хлипкой лесополосы, которые защищали дорогу от снега. Проскочили. Чесма. Здесь тихо и спокойно. Видимо, рельеф местности защищает поселок от метели.

На въезде в Чесму всё те же ДПС-ники. Удивленными глазами пытаются нас проводить. Но мы теперь уже сами останавливаемся возле них. И рассказываем, что там происходит. Они, оказывается, в курсе. Дорогу перекрыли и никого не пускают. А к нашим бывшим попутчикам пробивается трактор, с другой стороны. Всё под контролем. Ну и на том спасибо. А мы по расчищенной объездной дороге двигаемся домой в Челябинск. То, что впереди тоже дорога с переметами, мы помним. Приключения на этом не заканчиваются. Вдали показался крупный автомобиль, который двигался в нашем же направлении. Догнали, увидели – вахтенный полноприводный КамАЗ. Наше спасение. Но это в том случае, если он будет позади нас. Если мы вдруг засядем в снегу, то нас вытащат. На объездной, до начала переметов успел обогнать. Стало намного спокойней, когда в зеркале наблюдаешь спасителя в виде КамАЗа-вахтовки. Теперь уже спокойно, не отрываясь далеко вперед. Штурмую те же переметы по знакомой тактике – влететь на скорости в колею, удержать автомобиль на курсе, не дать развернуться. При падении скорости газ средний, не давать колесам зарыться, автомобилю остановиться. Каждый раз, на исходе тяги, когда автомобиль начинает задыхаться, перемет заканчивался. Везло, все попытки были удачными. Радовало и то, что КамАЗ просматривался в зеркале. Понимали, что мы не одни. Других автомобилей не было. От слова СОВСЕМ. Так, не спеша добрались до поселка Степного. Выкатились на магнитогорскую трассу и не поверили своим глазам. Никакого намека на апокалипсис. Дорога чистейшая. Метель прошла стороной. Здесь ясно, солнечно. И только морозец, градусов в двадцать, который в машине никак не ощущается. Правда, осталась маленькая грусть. Праздник прошел стороной. Посмотрел на свою жену. Улыбка вновь засияла у моей любимой. Значит, жить будем!