Ваш диагноз ясен – психологический разбор альбома Земфиры «Бордерлайн»

375 прочитали
В начале февраля вышел новый  альбом Земфиры «Бордерлайн», который, закономерно, вызвал неоднозначную реакцию публики. Мнения, как, и должно быть, полярные.

В начале февраля вышел новый альбом Земфиры «Бордерлайн», который, закономерно, вызвал неоднозначную реакцию публики. Мнения, как, и должно быть, полярные. Скептики говорят: «Земфира уже не та, что раньше, это творческий кризис, депрессивные потуги и окончательный закат звезды». Ярые фанаты, как и в прошлые годы, не устают восхищаться и петь Земфире осанну: «Это гениально, восхитительно…и, вообще, лучше мы ничего не слышали».

Я не стану касаться музыкальной стороны альбома т.к не имею на это никакого права потому, что музыкальным критиком не являюсь. Мне интересно посмотреть на альбом «Бордерлайн» исключительно с точки зрения текса и смысловой нагрузки, которая в этом тексте, к счастью, есть.

Вы узнаете, какую терапевтическую ценностью имеет альбом «Бордерлайн» для психически здорового человека, и чем может помочь уже больному.

В начале февраля вышел новый  альбом Земфиры «Бордерлайн», который, закономерно, вызвал неоднозначную реакцию публики. Мнения, как, и должно быть, полярные.-2

Объяснение названия альбома

За непонятным для русского человека названием «Бордерлайн», скрывается английский термин boarderline, который нужно переводить, как «пограничное состояние», что отсылает нас в сферу, даже не психологии, а психиатрии.

Для верного понимания этого термина обратимся к толковому словарю по медицине. В нем содержится следующее толкование:

Состояние пограничное.

1. Используется для описания изменений личности . У таких людей неустойчивые и крайне пылкие взаимоотношения с другими людьми ; часто они эксплуатируют других людей , манипулируют ими , у них быстро меняется настроение , отмечается постоянно возникающее желание покончить жизнь самоубийством или нанести себе какую -либо травму ; временами они испытывают всеобъемлющее чувство опустошенности и тоски . 2 . См . Шизотипичный

Таким образом, перед зрителем изначально ставиться психологическая проблематика. Автор честно, говорит, что поведет зрителя в мир своих внутренних, травматических переживаний. Что с полученными знаниями делать, каждый решает сам.

Тур по 9-ти кругам внутреннего ада Земфиры

Здравствуй, мама плохие новости герой будет гибнуть на всем протяжении повести…

У нас есть, довольно, безопасный способ понаблюдать, что происходит в сознании человека находящегося в «пограничном состоянии». Земфира проникает в наши уши, на время завладевает умом, и проводит по 9 кругам своего внутреннего ада.

За мной, мой зритель и только за мной, и я покажу тебе, настоящую депрессию!

В начале февраля вышел новый  альбом Земфиры «Бордерлайн», который, закономерно, вызвал неоднозначную реакцию публики. Мнения, как, и должно быть, полярные.-3

Круг первый. Таблетки

Человек в «пограничном состоянии» не может справиться с тревогой без помощи медикаментов. Со временем к препаратам возникает, определенная, зависимость. Герой «Бордерлайн» говорит зрителю, что уже находится на той стадии болезни, когда жизнь без антидепрессантов не представляется возможной. Возникают маниакальные мысли о преследовании, фантазии приобретают образ галлюцинаций. Таблетки единственный способ убежать от демонов внутреннего мира.

Глаз мой дёргается
Таблетки кончаются
Демоны молятся…

Круг второй. ОК

Продолжение темы медикаментозного лечения пограничных расстройств. Герой показывает, кто подсказал ему подобный путь решения психологических проблем.

Перед нами психотерапевтический сеанс. Герой находиться в кабинете психолога и рассказывает о том, что мир кажется ему враждебным. Психотерапевт советует классический прозак, объясняя, что после приема таблетки все будет ОК. Клиент успокоится, погрузится в «полуовощное» состояние и будет наблюдать шум дождя. Мир за окном может рушиться, но тебе все будет безразлично.

Садись в это кресло напротив
Смотри мне в глаза
Дождь идёт, ты молчишь, всё ок
Ты видишь врагов, но я против —
Обычный прозак
Дом стоит, свет горит все ок

Круг третий. Этим летом

«Если мы выживем этим летом..», отсылка, которая будет понятна только современно зрителю. Через несколько лет эта фаза станет абсолютно неактуальной. Ковидное лето тотального локдауна многих поставило на грань помешательства. Герой «Бордерлайн» не исключение.

Одновременно с этим, возникает тема «голосов в голове» и рефлексия на тему их нереальности. В «пограничном состоянии» человек еще способен критически оценивать себя, поэтому с «голосами» еще можно бороться, воспринимая их, как что-то внешнее, неправильное.

Тут же мы видим способ борьбы и самопомощи, это ведение дневника. Любая творческая деятельность, это попытка рефлектировать и визуализировать свои внутренние переживания.

В моих голосах: какая-то ложь
Какая-то фальшь
Если мы выживем этим летом
То с нами уже ничего не случится
Если мы выживем этим летом
То с нами уже ничего не случится
Мои дневники —
Какая-то боль, какая-то злость
Записки со дна
Твои плавники разрезаны вдоль
Растерзаны в хлам
Ты снова одна

Круг четвертый. Пальто

Зритель может увидеть, как воспринимает мир человек находящийся в депрессии. Желания встретить любимого человека, красиво одеться, пойти в приятное место все равно разбиваются о непреодолимое ощущение фатальности. Даже в ситуации близкого, романтического общения возникают мысли о смерти и неизбежности разлуки. Герой не может воспринять себя позитивно, даже стихи, которые он хочет прочитать любимому человеку, будут плохими.

В красивом пальто по набережной
И встречу тебя, и в тот же миг
Закончится дождь, закончится грипп
И кто-то умрёт
И я пойду
В красивом пальто по набережной
И встречу тебя, и в тот же миг
Закончится дождь, закончится грипп
И кто-то умрёт

Круг пятый. Камон

И снова тема любви проникнута трагическим восприятием. В мыслях героя присутствует маниакальный паттерн о том, что на объект его любви кто-то претендует. Неизвестно, любим ли герой, и хочет ли быть с ним объект его любви, единственное, что нам известно это решимость героя «никому и никогда» не отдавать любимого. Для героя «Бордерлайн», любовь это не удовольствие и приятные эмоции, но вечная трагедия, которая не заканчивается даже после смерти.

Разошлись как всегда по домам
Камон
Знаешь, я никогда никому тебя не отдам…
Ни в аду, ни в раю, где-то там
Камон
Я стою на краю, дальше звёзды и океан

Круг шестой. Жди меня

Седьмой круг дарит зрителю возможность надежды на благоприятный исход болезни героя. Он борется с болезнью и верит, что к осени все наладиться. Мы не знаем, когда герой впал в эту черную депрессию, но видим, что самые трудные времена приходятся на лето. Кажется, что герой уже почувствовал приближение исцеления, но пламя безумия продолжает жечь его изнутри.

Жди меня, мы когда-нибудь встретимся заново
Жди меня, обречённо и может быть радостно
Жди меня, в этом городе солнце как станция
Как бы не сгореть мне, только бы успеть
Жди меня, я когда-нибудь вырвусь из пламени
Жди меня, я приду этой осенью, каменной
Жди меня, за меня там все молятся, жмурятся
Как бы не сгореть мне, как бы не задеть их

Круг седьмой. Абьюз

Взгляд на романтические отношения через призму болезненного состояния. Кто в этой ситуации жертва, а кто насильник понять нельзя. Учитывая общее психологическое состояние героя, нельзя понять, что первично, а что вторично.

Возможно проблемы с партнером, его деструктивные действия в адрес героя стали катализатором болезни и спровоцировали нервный срыв. С другой стороны, так же правомерно подумать, что болезнь и ее причины вызваны чем-то другим, а реакция на партнера, и интерпретация его поведения, уже неадекватны происходящему.

В сознании героя все спутано, он не различает границ. Возможно, "поводком" является маниакальное отношение героя к возлюбленному, и абьюзером является он сам, не желающий «никому отдавать» объект совей любви. Герой не может быть рядом с ним потому, что болен, и в то же время, не может контролировать тревожные мысли об измене и неверности возлюбленного.

Ты не знаешь меня: ни черта, ни черты
Только некий портрет из поступков и слов
Из иллюзий и снов — неплохой портрет, но ни разу не я
Приглашаю тебя завтра в собственный ад
Там вполне хорошо, только сильно трясёт
Постоянно трясёт как на корабле, но зато мы вдвоём...
На таком поводке, что нельзя дышать — невозможно дышать
Я давно уже всё: ни себя, ни причин
Только нежность и боль, и немного тепла
Ничего, ничего
Мне хватает и даже нравится боль

Круг восьмой. Мама

Герой не пытается обвинить маму в своих проблемах. Мы видим, как человек находящийся в эмоциональном аду, пытается зацепиться за что-то светлое. Перед ужасом распада личности герой взывает к образу мамы. Кажется это единственный светлый образ в его сознании героя, но и тот недостижим – мамы уже нет.

Можно предположить, что катализатором болезни, спусковым крючком началу депрессии, стала смерть мамы. Самого родно человека, того кто безусловно любил и принимал.

Когда человек испытывает невыносимую боль из глубины души вырвется крик: «Мама, мамочка!», в котором бессознательно зашифрован возглас Христа на кресте : «Боже мой! Для чего ты меня оставил». Это низшая точка боли, после которой начинается возрождение.

Я же тысячу лет заглядывала внутрь
Тысячу лет не помню светлых утр
Кто из нас прав рассудит позже время
Я же пока пытаюсь вспомнить
Своё имя, каким меня кричала мама
Ночью, когда её любви не стало
Я до сих пор помню этот ужас
Только потом стало только хуже

Круг девятый. Крым

Вновь отсылка к мысли о том, что счастье возможно только на юге, в теплом месте, где светит солнце. Крым, как рай, единственное место, в котором возможно счастье, но и там герой находит причины для разочарования. Внутренняя убежденность в собственной токсичности, невозможности быть источником счастья для другого, приводит к закономерному решению – любые отношения с другим человеком это ад и мука.

Если ты будешь со мной жить
Я совсем перестану петь
Ты не сможешь меня терпеть
Мои нервы, депрессии, мат
Бесконечные злость и боль
И твоя жизнь превратится в ад
В начале февраля вышел новый  альбом Земфиры «Бордерлайн», который, закономерно, вызвал неоднозначную реакцию публики. Мнения, как, и должно быть, полярные.-4

Как это воспринимать психически здоровому человеку?

Если исходить только из текса и рассматривать «Бордерлайн», как поэтический сборник, личный дневник, описывающий переживания женщины в депрессии, человека за гранью нервного срыва, то картина получается, более чем, целостная. В этом плане Земфира действительно написала свой лучший и самый честный альбом.

Зачем это слушать здоровому человеку?

Во-первых, чтобы иметь возможность спроецировать свое психологическое состояние, и модные мысли, вроде «У меня депрессия» или «Мне необходим психотерапевт», с реальной клинической депрессией. Оценить где сейчас находитесь вы порадоваться, тому что, на самом деле, ситуация у вас куда лучше, чем могла бы быть.

Перед вами лакмусовая бумажка психологической болезни. Если вы воспринимаете мир, как герой «Бордерлайн» и, каждая сорочка отзывается в сердце, значит у вас очень серьезные проблемы.

Во- вторых. Если вы уже оказались за ранью, и болезнь очевидна, то надежду на исцеленье можно искать в творчестве. Земфира делает именно так. Вы не обязаны писать гениальные стихи и картины, важно начать «выплескивать» боль из себя через слова или другие образы. Конечно, это не панацея, но именно этот способ поможет вам оставаться «на плаву», и держаться за реальность.

Дорогие читатели я пишу и работаю для вас, по мере сил старюсь делать нашу жизнь более осознанной, а значит и счастливой. Я рад любой ответной реакции. Огромное спасибо, что читаете, ругаете и критикуете меня. Подписывайтесь на меня в Instagram и Вконтакте.

Хоте читать больше статей от «Ловушка для тараканов» ? Тогда дайте нам мотивацию писать большее и интереснее. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.