Афанасий Никитин — один из первых европейцев, добравшихся до Индии во времена, когда еще не было самолетов, машин и даже привычных нам государств. Разбираемся, как происходило это невероятное приключение.
Кто такой Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин родился в первой половине 15 века в Твери. Он был сыном простого крестьянина Никиты, поэтому Никитин — скорее отчество, чем фамилия. Неизвестно, как ему удалось пройти путь от сына крестьянина до успешного купца, но такой рост для того времени впечатляет и говорит о том, что это человек крайне находчивый и незаурядный.
В то время на Руси еще не было табеля о рангах, давшего через 300 лет возможность ребенку из любого сословия добиться в жизни определенных высот, а потому крестьянскому сыну стать кем-то другим было практически невозможно. Известно, что до своей поездки в Индию Никитин посещал и Царьград, и Киев — невероятный список туристических достижений для тех лет.
В 1460-х годах Афанасий захотел расширить свою торговлю на Астрахань — тогда большой порт Золотой Орды. Сейчас дорога от Твери до Астрахани у путешественника займет сутки в комфортном поезде. Тогда же для преодоления этого пути требовалось несколько недель плыть по Волге через территории, плотно населенные разбойниками и грабителями. Даже ради разового такого путешествия нужно было собирать немалую дружину. Создание постоянного маршрута требовало огромных финансовых и дипломатических ресурсов. И все это у Афанасия было.
Из Твери в Индию через Персию
Получив благословение князя Михаила Борисовича Тверского и владыки Геннадия, захватив с собой посла Ширванского государства (находилось на территории современного Азербайджана) он отправляется в путь.
Прибыв в Астрахань, Никитин попал в немилость к местным татарам. В результате его торговый караван был разграблен, а путь вверх по Волге был закрыт. Единственным вариантом продолжения путешествия для Афанасия оказался сплав по Каспийскому морю на двух оставшихся кораблях на юг в Дербент.
Но к Дербенту пришел только один корабль. Второй же был захвачен в плен войсками одного из кавказских государств — кайтагами. Тут-то и пригодились дипломатические связи Никитина:
«И я бил челом … послу ширваншаха Хасан-беку, с которым мы пришли — чтоб похлопотал о людях, которых кайтаки под Тарками захватили. И Хасан-бек ездил на гору к Булат-беку просить… И ширваншах посла тотчас послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку…. И Халил-бек всех людей отпустил в Дербент тотчас без препятствий».
Афанасий Никитин также просил у посла Халил-бека денег для возвращения на Русь, но на этом щедрость ширваншаха закончилась. Так Никитин оказался в чужом государстве с двумя кораблями практически без денег и путей к отступлению. Вариант оставался один — двигаться дальше на юг в надежде отыскать невиданные товары, способные его озолотить.
За следующие несколько месяцев он прошел через всю территорию современного Ирана, преодолел Аравийское море и оказался в Индии, где остановился на долгие четыре года.
Блеск и нищета средневековой Индии
Индия 16 века — это множество разрозненных феодальных государств. Большая часть из них — мусульманские султанаты, однако были и государства с традиционной для этой страны религией — индуизмом. Эти государства постоянно видоизменялись, в них регулярно происходили перевороты, они практически постоянно находились в состоянии войны.
За столетие до прибытия Никитина большая часть Индии была под властью Делийского Султаната. Спустя еще сто лет власть на полуострове перешла к Монголам.
В то же время Индия для средневекового европейца — легендарная богатейшая страна. Добраться до нее не удавалось практически никому, но в массовом сознании образованных европейцев жила мечта о торговле с Индией, сулящая сказочные богатства.
Жизнь Афанасия Никитина в Индии
О политическом устройстве Индии мы знаем из работ местных авторов. Но о быте простых индийцев они писали немного, так как жанр бытописания на этих территориях был не очень распространен. Потому путевые записки Афанасия Никитина — это один из немногих исторических источников, рассказывающий о жизни средневековых индийцев. Сегодня в индийских школьных учебниках тексты Афанасия Никитина — одна из основ описания средневекового быта жителей страны.
Вот как Никитин описывает индийцев:
«Люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних —фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят - голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт».
Афанасий также был поражен нравом индийских женщин:
«В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром; а любят белых людей».
Никитин, судя по всему, во всю пользуется своим положением белого гостя. В своих записках он упоминает даже о ценах на местных проституток:
«В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 6 фун —хороша и черна, черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша».
Около ¾ населения Индии в то время придерживались индуистской веры, ислам же исповедовала лишь четверть населения. Однако именно это меньшинство и было властным сословием, что также отмечает Никитин:
«В Индийской земле княжат все хорасанцы (в контексте — мусульмане), и бояре все хорасанцы. А гундустанцы (крупнейший индийский этнос) все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях; а остальные все пешие, ходят быстро, все наги да босы, в руке щит, в другой —меч, а иные с большими прямыми луками да со стрелами».
Белый человек среди явно этнически отличающего населения Индии не мог не обратить на себя внимание местной знати. Так и случилось с Афанасием. Один из местных ханов отобрал у него коня, купленного в Персии для перепродажи, и поставил условие:
«И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу — в Мухаммеддини (ислам). А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму».
Разрешилась эта проблема, со слов Никитина, неожиданно:
«Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно. Таково господне чудо на Спасов день».
Религиозные терзания
Многие исследователи сомневаются в достоверности этого рассказа и полагают, что Афанасий Никитин все же принял в Индии ислам. Об этом свидетельствует в том числе и прекращение выполнения им христианских обрядов по довольно странной причине:
«А со мной нет ничего, ни одной книги; книги взяло собой на Руси, да когда меня пограбили, пропали книги, и не соблюсти мне обрядив веры христианской. Праздников христианских —ни Пасхи, ни Рождества Христова — не соблюдаю, по средам и пятницам не пощусь».
Для правоверного христианина отсутствие религиозных текстов вряд ли могло бы стать поводом для несоблюдения постов и отказа от праздников. Однако в те времена единственным путем распространения книг были церковные писари. Книга, герой которой под давлением обстоятельств переходит в другую веру, скорее всего, так никогда бы и не добралась до читателя, а потому написать об этом Афанасий не мог.
За годы, проведенные в Индии, Никитин сумел неплохо ассимилироваться в местное общество: принял новое имя — ходжа Юсуф Хорасани, выучил язык, стал соблюдать местные обычаи и даже совершил паломничество в святой для индийцев город Парват. Однако к индуистскому вегетарианскому меню он так и не привык:
«Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая».
Фатальная попытка вернуться домой
По прошествии четырех лет Афанасий Никитин решает возвращаться на родину. Судя по всему, во время своего индийского приключения он совершал некоторые торговые сделки, за счет которых и жил. Однако по пути домой он по какой-то причине не смог загрузиться ценным товаром и путешествие совершал с почти пустыми руками.
Обратный путь из Индии оказался для Никитина еще более витиеватым. Он посетил восточное побережье Африки, Персию, город Трапезунд (Трабзонспор), в котором зарождалась в будущем одна из самых могущественных в мировой истории империй — Османская, а также Крым и Киев.
Однако добраться до родной Твери ему так и не удалось. В 1474 году в Смоленске, всего в 400 километрах от малой родины, путешественника настигла болезнь, приведшая к его смерти. Одной из причин этого могла стать резкая смена жаркого климата Индии на холодный климат средней полосы России. Так невольно разлученный с родиной путешественник и погиб, не сумев вернуться домой.
Спутники Афанасия Никитина позже передали написанный им текст московскому дьяку Василию Момырёву, благодаря которому «Хождение за три моря» было сохранено в нескольких церковных сборниках.
Там письмо хранилось несколько столетий. Только в начале 19 века великий отечественный историк Николай Михайлович Карамзин обнаружил «Хождение» и упомянул его в своей знаменитой книге «История государства Российского». Благодаря труду Карамзина история Афанасия Никитина дошла до наших дней.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы об истории, культуре и науке.
Уже на канале:
Советский изобретатель, который создал электронную музыку и стал головной болью для разведки США
Как советские урбанисты пытались создать идеальный город и что у них получилось