В Мальмё, один из крупнейших городов Швеции, мы приехали на поезде, хотя и по морю. В датских заметках я рассказывал об этом инженерном чуде – мосте через пролив Эресунн, отделяющий Швецию от Дании.
Напомню – начав с апокрифа.
Согласно легенде королева Гефион с помощью упряжки с квадригой быков оторвала от Швеции кусок земли, ставший Данией. И, похоже, датчане решили вернуть долг соседям, вновь соединившись с ними. Родился план перекинуть мост между двумя странами через пролив Эресунн, связывающий Северное и Балтийское моря.
На паях со шведами это нешуточное дело было осуществлено всего за четыре года. Как и мост через Большой Бельт, он вмещает в себя два пути для электропоездов и шоссе с четырёхполосным движением.
Эта «восточная» стройка ещё более сложная, чем «западная». Пришлось пробить несколько туннелей, дополнить опорный островок на пути ещё одним – насыпным искусственным, площадью два квадратных километра, укрепить на морском дне пилоны, натянуть ванты.
В итоге родился самый длинный на тот момент в Европе мост-тоннель вантового типа общей длиной 7850 метров, крупнейший проект, где совмещены «подвешенные» автотрасса и железнодорожные пути.
Несмотря на то, что в ходе работ на дне были обнаружены 16 неразорвавшихся в годы войны бомб, строительство завершилось на три месяца раньше срока. (Ну, прямо, как наши пятилетки в советском прошлом!).
Церемония пуска в эксплуатацию состоялась в июле 2000 года с участием двух августейших особ: датской королевы Маргрете II и шведского короля Карла Густава XVI.
Справедливости ради добавим, что незадолго до пуска мостового комплекса португальцы построили более протяжённый мост на водной гладью. Но – предназначенный только для автомобилей.
По морскому гранд-путепроводу из Копенгагена прямиком попадаешь в Мальмё, третий по величине город соседней страны.
Широкие кресла удобнее самолетных, панорамный обзор из широких окон, позволяющий лицезреть морские просторы, стремительный и бесшумный ход без перестука колес, сродни полету – всё умиротворяет.
Первое ощущение, что город чем-то неуловимо напоминает Копенгаген. Так сказать, Копенгаген-лайт. Без роскоши архитектурных красот, в отсутствие разнообразных и изящных шпилей над соборами, но – старинные дома, но – облик древних строений…
Да и как может быть иначе, если до 1658 года он принадлежал датчанам. И только благодаря королю Карлу Х Густаву вместе с провинцией Сконе и другими землями отошел к Швеции.
Как дань уважения этому самодержцу ему установлен солидный конный памятник в центре Мальмё.
Вглядываясь в победоносный облик монарха, думаешь о превратностях судьбы. Начав участвовать в ратных баталиях в 20-летнем возрасте с низшего чина, он очень быстро показал себя не только смелым, но и умелым воином. Споро продвигался по службе и благодаря своим викториям достиг высших военных чинов. По настоянию королевы объявлен престолонаследником, а после её отречения был коронован.
Читать продолжение...
Владимир Житомирский