Современное общество выглядит очень странно для умеющего думать человека. При просмотре новостей складывается такое ощущение, что мир из демократического и либерального превращается в безжалостную диктатуру. Иногда проскакивает мысль, что вскоре “воины добра” начнут поднимать на вилы инакомыслящих. И при этом оказывается так, что государство не причастно к такой жесткой фильтрации слов и мыслей. Это делает само общество, простые люди, которым дали возможность давить на несогласных.
Само собой, такая система обрекает людей на одиночество и безвольное подчинение агрессивному большинству. Принцип “разделяй и властвуй” стал как никогда актуален.
Теперь, например, нельзя любить женщин, потому что иначе это сексизм и проявление патриархальных устоев. А попытка любовных отношений теперь фактически приравнена к изнасилованию. Так происходит в уже двенадцати европейских странах и с недавнего момента в Дании. Сейчас права только женщина, и это нормально для равного общества.
Казалось бы, благое дело - женщин оберегать. Но сейчас для мужчин поправки в законах от 17 декабря 2020 года стали презумпцией вины. Теперь личная жизнь граждан оказалась “под колпаком”, потому что нужно отмечаться в специальном приложении “iConsent”. В нем человек “дает согласие на один половой акт, действительное в течение 24 часов”. Эта информация хранится на специальных серверах, откуда ее могут извлечь в любой момент.
После введения аналогичных мер в Швеции, где это случилось раньше, количество обвинительных приговоров по статье “изнасилование” увеличилось на 75%. Получилось так, что женщины, прикрываясь своей слабостью и беззащитностью перед лицом грозного патриархата, фактически запретили мужчинам к себе прикасаться. Как теперь создавать семьи?
Более того, придерживаясь очень свободной и либеральной позиции, современное гражданское общество узаконило слежку за другими людьми. Это называется прозрачность общества.
Как пример Швеция, она же самая прогрессивная страна на сегодняшний момент. В ней можно спокойно узнать о доходах соседа, из специального издания узнать, сколько налога платит он и на что. О каждом известно все, это касается не только денег. Появлению такой ситуации способствует и “закон Янте”, объявляющий, что человек не может быть лучше других и чем-то выделяться на публике. Шведы почти добились абсолютной свободы и прозрачности, и в то же время, они добились крайнего индивидуализма.
Проявляется индивидуализм не в просто независимости, а в том, что “твоя личная свобода — это прежде всего освобождение от неоплачиваемой заботы о ближних родственниках”. Семья - обуза для гражданина, он свободен, сам себе бог.
Выливается такая свобода в достаточно большой процент клинических депрессий и самоубийств. Человек, почему-то в своей природе не индивидуалист, как кошка, а общественное существо, биосоциальное.Для него одиночество - горе. Ему необходимо так же как получать еду, еще и общаться. Но в таком свободном обществе человек предоставлен сам себе, он одинок. Вернее, свободен от родственников и принудительных семейных отношений. Он один, значит слаб и лишен поддержки.
Нет компании товарищей у человека и в Интернете. Социальные сети удовлетворяют все социальные потребности человека: они дают ему признание, уважение, компанию, единомышленников. Но соцсеть не даст увидеть эмоции, общаться невербально. Нельзя предотвратить через общение в ВК какую-то личную трагедию, успокоить, ответить за поступок лично. Любой конфликт избегается парой кнопок. Соцсеть не может дать в полной мере поддержку, необходимую в жизни каждому. Увы, чувства по кабелю не передаются.
Более того, в соцсеть никто не показывает свою настоящую серую и неприглядную жизнь, все стремятся показать себя идеальными. Отсюда тревога: “моя жизнь хуже, чем у других”. Сотни виртуальных людей только усиливают ощущение пустоты. Общение в сети всегда было и будет сухим, несмотря на то, что с личной страницы можно узнать о человеке все.
А есть и такие социальные сети, в которых можно оставаться анонимным. И именно в них процветают армии троллей. Оскорбление задевает другого человека, и ответственность за действия никогда не наступит. Лично показать такую озлобленность не получится: будет сдерживать мораль и призрачная возможность больно получить.
Из этого вытекает то, что у “армии света” развязаны руки. Теперь можно очень просто устроить гонения на инакомыслящих или спровоцировать армию озлобленных одиночек на травлю. Так погиб Алек Холовка, разработчик игры “Night in the woods”, затравленный после публикаций своей экс-девушки.
Именно отсюда, из вседозволенности и злобы, вытекают интернет-движения инцелов и радикальных феминисток, находящихся на разных степенях радикальности и полюсах взглядов. Одни ненавидят женщин, другие ненавидят мужчин. Какая-то часть ненавидит инцелов, какая-то часть либералов, какая-то феминисток, какая-то коммунистов. Разницы нет, поскольку соцсеть, призванная объединить и соединить людей, стала полем бесконечной войны, в которой нет победителей, все ее участники проигрывают. Тратят время, нервы, деньги зазря, не получая даже удовлетворения взамен.
С обывательской стороны это выглядит как появление чего-то, чего до этого не случалось никогда. Огромная часть молодежи - злые одинокие люди, не имеющие ни опоры, ни поддержки. Они готовы травить несогласных, ходить по головам и убивать, пускай косвенно, анонимов. И они же в равной степени безвольны, выходя из Сети в оффлайн. Если это не попытка “разделять и властвовать”, то точно попытка установить тотальный контроль. Не нужно больше содержать штат агентов, люди сами выследят и с нечеловеческой жестокостью заклюют инакомыслящего, желая уязвить того, кто сидит по ту сторону экрана. Чужая боль в таком случае необходима, чтобы держать толпу в узде.
А в качестве эпиграфа - стихотворение Игоря Губермана:
“Так Земля безнадежно кругла
Получилась под божьей рукой,
Что на свете не сыщешь угла,
Чтоб найти там душевный покой.”